
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Кор., 140 зач., VIII, 8 - IX, 2.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто ли мы задумываемся над тем, что наше поведение влияет на окружающих людей, как и их поведение влияет на нас? Кажется, живём и живём — мы же взрослые люди и сами решаем, как себя вести. Это дети всё время берут пример с взрослых, но взрослые на то и взрослые, что поступают по собственному усмотрению. Но так ли это на самом деле? Так ли самостоятельны мы в нашем поведении и должны ли думать о том, каким служим примером? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й и 9-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 8.
8 Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.
9 Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.
10 Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?
11 И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.
12 А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.
13 И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.
Глава 9.
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
2 Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.
В сегодняшнее воскресенье по традиции Церковь вспоминает Страшный суд. Во время литургии читается специальный Евангельский отрывок, в котором Христос рассказывает о том, как суд будет проходить и какими будут его критерии. На фоне эпичной картины суда и тех явных поступков, о наличии или отсутствии которых Спаситель напоминает людям, стоящим от него по правую или по левую сторону, сегодняшние рассуждения апостола могут показаться какими-то странными, относящимися к частным проблемам коринфян первого века. Но так ли это на самом деле?
Формально причина беспокойства апостола в следующем. Когда язычники приносили жертвы идолам, часть мяса сжигали, а часть оставляли для того, кто жертвовал. Считалось, что эта пища в некоторой степени соединяет человека с тем, кому он её приносит. В свою очередь для иудеев, строжайшим образом запрещавших идолопоклонство, вся подобная пища, как принесённая идолам, была нечистой и совершенно недопустимой. Апостол Павел, как тот, кто начал проповедовать язычникам, решал вопрос радикально: если Бог один, значит никаких языческих богов не существует. Если их нет, значит идоложертвенная пища — это просто пища. Сознанием самих язычников это утверждение принималось не сразу. Кому-то легко было поверить, что тот, кого ты считал богом, просто фантазия, а его идол просто творение человеческих рук, а кто-то мучился сомнениями. Причём, сомневались такие люди не в выборе веры, но именно в том, что идолы больше ничего не значат. Даже доверяя истинному Богу, они опасались, что какая-то, хотя бы и минимальная причастность идолам, будет для них вредна. Впрочем, были и те, кто настолько доверял апостолу, что совершенно переставал переживать за подобные вещи и спокойно ел всё, что продавалось на рынке. Проблема была не в разных подходах, которые всегда были, есть и, наверное, будут. Проблема в том, что одни верующие могут смущать своим поведением других верующих. И это выводит апостольский отрывок на совершенно иной уровень значимости. Проблема идоложертвенной пищи действительно потеряла свою актуальность. Но не потеряла своей актуальности забота о нравственном состоянии ближнего. В отличие от нас для апостола совершенно очевидно, что взрослые тоже в значительной мере в своём поведении зависят от примеров, которые видят вокруг. Нам кажется, что каждый сам отвечает за своё поведение и в большей степени — это так и есть. Однако люди ориентируются друг на друга, склоняются ко греху, когда видят грех другого, и пытаются жить праведно, если видят праведные примеры. Как христиане, мы призваны не только совершать добрые и не совершать злые дела, нам важно думать также о том, как наша деятельность выглядит, чтобы не стать дурным примером для человека, нетвёрдого в вере.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 23.05.2025». Алексей Соколов, Тамара Захарова

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Алла Митрофанова, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и директор по развитию Радио ВЕРА Тамара Захарова вынесли на обсуждение темы:
— Всероссийская неделя семьи «7яФест»;
— Материал «Академии журнала «Фома» об И.С. Бахе — христианские смыслы в музыке;
— Тайна женской природы — женские образы в Евангельской истории;
— Школьные олимпиады, образование и христианское воспитание детей.
Сиротки

Жил когда-то один человек. Жена у него умерла, и остался он с двумя маленькими сыновьями. Человек этот кормился тем, что ставил верши — рыболовные снасти, сделанные из бамбука, да ловил на них рыбу в реке.
В лес и на рыбалку он всегда брал с собой старшего сына, а младшего оставлял присматривать за домом. Мальчику очень хотелось узнать отцовское ремесло, и однажды он упросил, чтобы его тоже взяли в лес.
Во все глаза он смотрел и запоминал всё, что делает отец, пока его старший брат только об обеде думал.
Через какое-то время отец заболел умер. Остались братья круглыми сиротами, все припасы съели и обнищали вконец.
— Бедные мы сиротки! Мы с тобой ещё слишком малы, и сами не можем заработать на кусок хлеба,— сказал тогда старший брат. — Остаётся нам с тобой ходить по белу по свету и подаяние просить.
— Не по мне это,—возразил младший брат. — Руки и ноги у нас целы, голова на плечах есть. Покуда отец был жив, не знали мы с тобой ни забот, ни печали. Пора нам тоже заняться отцовским ремеслом.
— Сказать по правде, я ничего не умею, — признался старший, — Лучше будем просить милостыню: кто-нибудь да подаст корочку.
— В нашем роду никто никогда не побирался, и мы не будем, — сказал младший брат, — Отец оставил нам нож для рубки бамбука. Я видел, как он делал верши и ловил рыбу в реке. Не вешай голову, у нас тоже получится!
На следующий день младший брат нарубил в лесу бамбука, сделал вершу, наловил рыбы, а старший брат её вкусно пожарил. Хорошо стали жить наши сиротки! Часть рыбы они продавали соседям, а на вырученные деньги покупали рис и соль.
Но вот как-то младший брат начал размышлять вслух:
— Наш отец умел только рыбачить. А почему бы нам с тобой и зверя не ловить? В лесу водятся олени и дикие кабаны. Я видел, как охотники в лесу ловушки на зверя делают, и постарался всё запомнить.
Отправились братья в дальний лес, куда и человеческая нога не ступила. Соорудил младший брат ловушку на крупного зверя из бамбука и диких лиан. И что вы думаете? Попался в его ловушку слон — запутался, никак выбраться не может.
Испугались братья — что же им с такой громадиной делать? — а слон вдруг заговорил человеческим голосом:
— Не убивайте меня, я вам верой и правдой служить буду, любую работу делать...
Вернулись мальчики в деревню верхом на слоне.
А ведь слон, считай, это живой подъёмный кран, каждому в хозяйстве нужен. На нём можно любые тяжести таскать, деревья корчевать, бревна из воды вытаскивать, поэтому владельцы слона всегда безбедно живут.
Говорят, из той кампучийской деревни и пословица пошла: «Кто учится смолоду, под старость не будет знать голода».
(по мотивам кампучийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Костюмированный бал 1903 года

Фото: Evgeniy Zolotarev / Pexels
В 1903 году правящему императорскому роду Романовых исполнилось 290 лет. В честь этой даты император Николай II и его супруга Александра Фёдоровна решили провести костюмированный бал. По задумке, он устраивался в стиле допетровской Руси XVII века, поэтому все приглашенные гости должны были прийти на праздник в русском национальном костюме времён правления царя Алексея Михайловича Тишайшего.
С конца XIX века в России возник особый интерес к национальной культуре. Многие художники и архитекторы обращались к древнерусским сюжетам: на картинах стали появляться изображения сказочных и былинных героев, а архитекторы начали чаще обращаться к элементам древнерусского зодчества. В изобразительном искусстве и архитектуре даже появился новый стиль, названный искусствоведами неорусским. Этому творческому веянию особо покровительствовала Царская семья. Новый костюмированный бал задумывался с целью привлечь внимание к русской культуре.
Императрица Александра Фёдоровна принимала личное участие в оформлении костюмов для себя и своего супруга, а к пошиву были привлечены лучшие художники и костюмеры императорских театров. Особое внимание уделялось историческому соответствию нарядов. Приглашённые гости тоже готовились к торжеству. Известно, что сестра императора Николая II — Ксения, перед балом лично нашивала украшения на своё платье. Невероятной красоты кокошник к её наряду был изготовлен Евгением Фаберже — сыном известного ювелира Карла Фаберже.
Программа праздника была рассчитана на 2 дня —— 11-е и 13-е февраля. Торжество открывал концерт в Эрмитажном театре Санкт-Петербурга, где ставились сцены из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов» и фрагменты постановок русского балета.
13 февраля 1903 года в Зимнем дворце состоялся сам костюмированный бал. Комендант дворца Владимир Воейков вспоминал, что впечатление получилось сказочное. Бальный зал был заполнен дамами в сарафанах русских боярынь, и кавалерами, одетыми в костюмы бояр и стрельцов. Император Николай II впоследствии записал у себя в дневнике: «Очень красиво выглядела зала, наполненная древними русскими людьми». Сам он был одет в точную копию царского выходного платья царя Алексея Михайловича Тишайшего, а императрица в костюм супруги царя — царицы Марии Ильиничны.
Специально приглашённые фотографы запечатлели красоту праздника на множестве снимков. В последствии фотокарточки вошли в памятный «Альбом костюмированного бала в Зимнем дворце».
Главная цель торжества — привлечь внимание к русской истории и традициям — была достигнута. В России ещё больше возрос интерес к отечественной культуре.
Сейчас праздничные костюмы императора Николая II и Александры Фёдоровны можно увидеть в Оружейной палате Московского Кремля.
Все выпуски программы Открываем историю