
Апостол Иоанн Богослов
1 Ин., 74 зач., IV, 20 - V, 21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Не ошибусь, если скажу, что у каждого искреннего христианина бывали ситуации глубокого разочарования, а то и, возможно, даже обиды на Господа Бога — когда в ответ на самые усердные молитвы никакого ответа свыше не следовало.
Отрывок из первого послания апостола Иоанна Богослова — окончание 4-й и вся 5 глава — который звучит сегодня за литургией в православных храмах, помогает нам разобраться, почему так может быть.
Глава 4.
20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
Глава 5.
1 Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него.
2 Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его.
3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки.
4 Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша.
5 Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?
6 Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина.
7 Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.
8 И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном.
9 Если мы принимаем свидетельство человеческое, свидетельство Божие — больше, ибо это есть свидетельство Божие, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
10 Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем.
11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
14 И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.
15 А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, знаем и то, что получаем просимое от Него.
16 Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.
17 Всякая неправда есть грех; но есть грех не к смерти.
18 Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему.
19 Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле.
20 Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная.
21 Дети! храните себя от идолов. Аминь.
Давайте сосредоточимся на двух строках из прозвучавшего сейчас отрывка — 14-ой и 15-ой глав — где апостол Иоанн говорит, что верующий в Сына Божия имеет такую силу дерзновения, что Бог слушает его просьбы и исполняет их.
Нетрудно заметить определённую логическую неувязку: с одной стороны, человек в молитве обращается к Богу с определённой просьбой, с другой — апостол утверждает, что предмет этой просьбы уже получен. Зачем же тогда молиться?..
Чтобы выйти из этого затруднения, нам необходимо обратить внимание на дополнение — своего рода условие такой молитвы: «когда просим чего по воле Его, Он слушает нас».
Что такое воля Божия? В ответ чаще всего мы услышим... проекцию самого человека. Если человек авторитарен — скорее всего, он скажет так: Воля Божия — это конкретный приказ, который не подлежит обсуждению. Его надо принять и выполнить беспрекословно. Другой человек, более трепетно относящийся к окружающим людям и их интересам, скажет нечто отличное: воля Божия — это то, что глобально хочет Бог от человека, и эта воля выражена прежде всего в заповедях. А как именно их исполнять — уже право и — воля! — каждого конкретного человека. И здесь возможны разные варианты.
Между человеком и Богом происходит постоянный, непрекращающийся диалог взаимодействия: каждый поступок, каждое слово со стороны человека обязательно встречает тот или иной ответ со стороны Бога — который, как правило, проявляется в самых обыденных обстоятельствах жизни. Что-то явным образом поддерживается, что-то — напротив — притормаживается, а, может, и даже решительно пресекается. Из внимательного наблюдения, насколько общий строй и ритм жизни помогают продвижению к глобальной цели — близости к Богу — вместе с постоянным сопоставлением со словом Писания — и вырабатывается навык исследования, что согласно с волей Божией, а что ей противится.
И вот здесь начинается самое интересное. Чем вдумчивее и тщательнее человек изучает этот вопрос — тем скорее откроет для себя удивительную истину: всё то, что на самом деле необходимо для самого главного в жизни дела — спасения души — у него уже есть! Причём есть не так, как обеспечивает как-бы-всем необходимым какое-нибудь казённое заведение — лишь бы отстали! Всё действительно важное и нужное у нас не только есть, но и регулярно обновляется в соответствии с нашими интересами, приоритетами, желаниями — если только они не оказываются «хотелками» и «капризами». Бог бережно и деликатно, как любящий и нежный Отец, присматривается к нашим желаниям и предпочтениям — чтобы снова и снова подчёркивать, что каждый из нас — совершенно уникальный, самый любимый и самый дорогой для Него человечек! И в том, что Он поддерживает, и в том, от чего Он нас отводит, Он снова и снова помогает нам осознать, что мы есть сами по себе, помогает отбросить случайное, наносное, навязанное — и сфокусироваться на том, что нам органично, естественно, помогает раскрыться во всей полноте именно нашей природе.
Вот какой ответ нам даёт сегодня апостол Иоанн: если не хотим расстраиваться от неисполненных молитв — сначала нам нужно научиться следовать воле Божией, и тогда мы настолько полюбим этот непрекращающийся диалог с нашим Творцом и Спасителем, что невыполнимого ничего уже не будет!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 91 зач., VI, 3-11

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Сегодня канун Пасхи Христовой — Великая Суббота. Церковь, готовясь к пасхальному торжеству, свидетельствует, что Спаситель мира уже воскрес, но Его Воскресение ещё не явлено людям. Что принесло человечеству Христово Воскресение? Как оно отразилось на каждом человеке? И как мы должны жить после Воскресения Христова? Ответы на эти вопросы мы можем найти в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 6-й главы Послания святого апостола Павла к Римлянам. Давайте его послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Апостол Павел начал свои размышления с констатации того факта, о котором не помнят или не знают очень многие христиане: крестившись во Христа Иисуса, мы крестились в Его Смерть. Далее апостол пояснил свою мысль: христианское крещение — это не просто ритуальное омовение грехов, это нечто значительно большее — крещальная купель становится для нас прообразом гроба, а само крещение — смертью. В крещении мы умираем для жизни ветхого человека, и выходя из купели воскресаем к жизни новой — к той самой жизни, в которой есть свобода от греха и смерти. Апостол Павел выразил эту мысль такими словами: «Ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха» (Рим. 6:6–7).
Но, как мы прекрасно понимаем, возвышенные слова апостола Павла входят в некоторый конфликт с реальным положением дел: да, Христос воскрес, да, мы крестились в Его Смерть, да, мы обрели свободу, но разве мы можем сказать, что мы не рабы греха? Более того, ведь и сам апостол Павел уже в следующей главе своего Послания к Римлянам написал те слова, которые может без всякого сомнения повторить кто угодно: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то́, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7:19–20).
Как так? С одной стороны — свобода от греха, дарованная нам крещением, с другой — рабство живущему в нас греху? Нет ли здесь неразрешимого противоречия? Ответ на этот вопрос кроется в понимании свободы. Свобода — это возможность выбора. Если порабощённое грехом ветхозаветное человечество не могло выбирать, то мы можем, мы сами решаем, по какому пути нам идти — по пути греха или же по пути евангельских заповедей. Если бы Христос лишил нас свободы выбора, сделав нас рабами праведности, то тогда в Его Жертве не было бы никакого смысла — от одного не нами выбранного рабства мы перешли бы к другому такому же. Христос же не забрал, а принёс нам свободу, и мы можем распорядиться ей, как нам заблагорассудится, идеальный же путь — это путь добровольного порабощения себя праведности, и здесь важно подчеркнуть — именно добровольного, а не вынужденного! Поработить же себя праведности раз и навсегда, увы, невозможно, наша плоть, которая досталась нам от Адама и Евы, неизбежно будет пытаться поработить нас себе, и у неё это будет получаться, если, конечно, на помощь не придёт нам Спаситель мира Христос, ведь «Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф. 5:23).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) о Божественной благодати». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные теме Божественной благодати, из сборника проповедей святителя Луки (Войно-Ясенецкого) «Спешите идти за Христом».
Разговор шел о том, что такое Божественная благодать, как она на нас действует, что помогает, а что, наоборот, препятствует её стяжанию, в чем заключается ответственность человека перед Богом, а также что такое состояние прелести, чем оно опасно и как отличить его от благодатного состояния.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Помогаем людям в Донецке вместе с фондом «Мои друзья»

При Свято-Николаевском храме в городе Донецке с 2007 года работает Семейный центр «Отрада». Здесь помогают людям в кризисной ситуации, семьям, одиноким старикам, а также подопечным социальных учреждений Республики. Все они обретают духовную, психологическую, гуманитарную и волонтёрскую помощь, а главное — человеческое, сердечное участие. Команда центра возвращает людям веру в добро и не даёт падать духом!
Семья Вербицких перебралась в Донецк после того, как в результате боевых действий потеряла всё — дом и большое хозяйство. Люди находились на грани отчаяния. Но сотрудники Православного центра «Отрада» окружили их таким вниманием и заботой, что в этих людях вновь загорелась искра жизни.
Проявлять участие ко всем, кто сюда обращается, удаётся с поддержкой добрых людей — кто нужные вещи передаст, кто продукты. «Наши подопечные принимают помощь с благодарностью. Они понимают, что не остались одни, что Господь через людей посылает им поддержку. И это позволяет им преодолевать трудности и даже помогать тем, кому ещё хуже», — рассказывают сотрудники центра «Отрада».
Сегодня Донецк находится в непростом положении — сохраняется ракетная опасность, есть перебои с водоснабжением, но город всё равно продолжает жить и людям здесь необходима помощь.
Сегодня у нас есть возможность поддержать жителей Донецка и его окрестностей. Сделать это можно на сайте фонда «Мои друзья», где открыт сбор на продукты для подопечных православного Семейного центра «Отрада».
Совсем недавно при участии слушателей Радио ВЕРА фонд «Мои друзья» отправил продуктовую помощь жителям Белгорода. А сейчас его команда просит поддержать людей в Донецке.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов