
Сергей Комаров
Поспорили недавно с одним церковным знакомым о русской художественной литературе. Зачем ее читать? — недоумевал мой приятель. Ведь есть святые отцы. Верующему нужно святых отцов изучать. А в светской литературе — одни страсти.
Я не соглашался и приводил свои доводы.
Классику нужно читать, чтобы быть умнее и добрее. Чтобы знать, что такое русская культура и кто такой русский человек. Каков был его духовный поиск на протяжении веков. Что в нем лучшее, каковы его высшие проявления, устремления и порывы его души.
Наша классика — это мировая литература, ради которой иностранцы специально учат русский, чтобы ее прочитать.
Эта литература учит думать, понимать жизнь, воспитывает нравственно и эстетически. Учит понимать язык образов, художественную красоту. Погружает во внутренний мир человека с тончайшими настройками его сердца. Готовит к восприятию литературы духовной. «Не духовное прежде, а душевное, потом духовное» — пишет апостол Павел.
Жить учит. Любить, прощать, понимать, жалеть.
— А как же Толстой? — перебил меня приятель. — Ведь еретик же, и против Церкви боролся!
— Толстой — ответил я — огромная глыба в русской литературе и жизни, чтобы от неё отречься со словами «еретик». Все сложнее. И религиозная трагедия Толстого разыгралась в последний период его жизни. До этого он написал много прекрасного. Например, что еретического в романе «Война и мир»?
Вернулся я после спора домой. И продолжал думать на тему.
Мне кажется, не должен церковный человек становиться похожим на халифа Умара, который в 641 году дал повеление сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны».
Любовь к святым отцам не обязательно должна мешать любви к хорошей светской литературе, тем более русской классике. Исходит она из Евангелия и во многом представляет расширенное толкование его. Русский золотой век литературы — глубоко христианское чтение. Все наши писатели — богоискатели. Даже если Бога потеряли или не нашли.
Некоторые великие русские святые прекрасно знали светскую литературу и были знакомы с ее авторами. Свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан (Затворник), оптинские старцы.
А еще подумалось, что мы с детства слишком привыкли к утверждению высоты и уникальности русской классической литературы, — так, что истина эта стала для нас давно избитою, не требующей доказательств и особых размышлений. Этот ярлык, хоть и правильный по внешности, порой мешает воспринимать нашу литературу как живое явление, вечно актуальное для русской жизни.
Пользуясь со школьных лет шаблонами, мы плохо сознаём своеобразие отечественной словесности — просто потому, что не читаем, потому, что отправили эти тексты на почетное место в музей. А иные даже на костер, как «еретическое».
Нет, русский «золотой» и «серебряный» век — подарок Божий нам. И неразумно было бы этим подарком пренебречь.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.