
Сергей Комаров
Знакомый писатель рассказал историю.
Много лет назад, будучи верующим, но еще не воцерковленным, он как-то заехал в монастырский храм купить свечей. Служилась Литургия, уже пропели Отче Наш. Знакомый, мало обращая внимания на службу, покупал свечи. Тем временем на амвон вывели какого-то старенького священника. Он благословил верующих, и слабым голосом сказал: «Христос Воскресе!»
И вдруг люди начали плакать — от радости и умиления. Мой знакомый повернулся к амвону — и, неожиданно для него самого, его тоже пробрало это настроение, и слезы ручьем потекли из глаз.
Старец начал говорить какие-то очень простые слова: о Боге, о терпении, смирении. От него исходили любовь, мир, покой. Люди плакали все больше. Плакал и мой знакомый, стоя со свечками, о которых он и думать забыл. Краткая проповедь закончилась, священника увели в алтарь.
Знакомый на негнущихся ногах добрался до машины. Как только он приехал домой, позвонил знакомому монаху, и спросил: «Что это было? Почему мы все плакали?» Монах ответил: «Это была святость». Оказывается, в монастыре в то утро проповедовал известный старец праведной жизни. Поэтому самые простые, казалось бы, слова так сильно воздействовали на моего знакомого.
Замечу, что этот знакомый отличный писатель и неплохой оратор. То есть он умеет работать со словом и знает, как оно может действовать на человека. Такого не так уж и просто пробить на слезы. Но простые слова старца сделали это.
Речь человека сообщает гораздо больше, чем слова сами по себе. Иногда важно не то, что говорят, а кто говорит. «Заговори со мной, чтобы я тебя увидел» — изрек как-то Сократ ученику. Слово всегда имеет отпечаток человеческого духа. Если, например, дух человека гордый, то даже самые хорошие слова не будут восприняты. А если тихий, смиренный, мирный — то и речь умиротворяет, утешает. Идет посыл от сердца к сердцу, и собеседник безошибочно считывает его.
Потому-то одних проповедников народ любит, даже если они некрасноречивы, а к другим не лежит народная душа, пусть они и мастера риторики. Есть закон взаимодействия сердец.
Отсюда можно понять, почему моих слов о вере не могут расслышать мои родные и близкие, которых я так хотел бы обратить, привести в храм. Очевидно, пока это просто слова, просто призывы. В них нет опыта, наполнения. Нет того, что согревает душу, приводит ее к Богу. Благодати нет.
Не случайно все великие миссионеры Церкви — святые. Их святость стала главным залогом успеха их миссии. Вначале жизнь, потом слово. Иначе слово будет без плода.
Хороший случай. Всегда вспоминаю его, когда пытаюсь говорить о вере с родными и близкими. И, когда вижу в их глаза неприятие, понимаю: нужно еще учиться любить Бога и человека, и работать над очищением своего сердца.
Иначе слова так и останутся просто словами.
Автор: Сергей Комаров
Все выпуски программы Частное мнение
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.