
Севак Мирабян
Человек — царь природы, венец творения. Его мысль безгранична, творчество неохватно. Живя в XXI веке, не можешь не поражаться силе и власти, уму и масштабу влияния человека на планету. Начиная с древних времен и до нынешних дней, человек, как полагают многие — звучит гордо. И все-таки, согласитесь, мы чувствуем, что с человеком что-то не так.
При всей силе ума, технологической развитости и власти над миром он парадоксально раздвоен. Не нужно быть ученым, чтобы увидеть что «вся история человечества написана кровью» по точной характеристике Эриха Фромма. Как так получилось, что человек при всех своих дарованиях, оказался единственным в так называемой эволюционной цепи, кто свои же «крутые» способности обращает себе во вред?
Светские науки объясняют этот факт недостаточной развитостью человека, обещая в будущем достигнуть некоего баланса при помощи научно-технологического прогресса и социального развития.
Христианство же настаивает на том, что причина и корень подобных девиаций в человеке — грех. Слово это многих настораживает своей архаичностью. Однако не стоит судить поверхностно. Грех в понимании христианства — есть нарушение целостности самого человека. Согласно Священному Писанию Бог создал человека по Своему образу и подобию, то есть вложил в него самосознание, свободу, чувство красоты, творчество, жажду и стремление к добру — свои черты. Каждый знает, что силой к любви не приведешь. Бог, по мысли богословов, пошел на риск, ограничив Себя свободой Своего же творения и предоставил человеку право решать: быть ему с Богом или строить свою жизнь самостоятельно, без Него.
Именно роковой выбор в эдемском саду, описанный в третьей главе Бытия, привел нас к нынешнему положению. Адам и Ева не просто нарушили единственную заповедь и лишились райского блаженства, но нанесли себе глубокую рану, отделившись от Бога.
После вкушения запретного плода, они увидели свою наготу, попытались прикрыться фиговыми листьями. Это был показатель — символ человечества, оторванного от Создателя; человечества, потерявшего гармонию с собой, природой и тщетно пытающегося прийти к миру, прикрываясь подобно фиговым листьям, познаниями своего ограниченного разума.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
«Пианино»

Фото: Yan Krukau / Pexels
Наша с супругой дочь пошла в музыкальную школу, когда ей было шесть лет. Оказалось, что у неё абсолютный слух, занятия её увлекали, но пианино в нашем доме не было. В то время мы не могли себе его позволить. И вот, перед Новым годом я наткнулся в интернете на объявление, вселяющее надежду: «Отдам качественное японское электропианино в хорошие руки, цена обсуждается...». Я набрал номер, и пока шли гудки, мой взгляд остановился на календаре — было 19 декабря — День памяти Николая Чудотворца. В голове промелькнула мысль: «Николай Угодник, помоги». Тут гудки прервались, мне ответил мужчина. И он представился... Николаем!
Я рассказал про дочь и обозначил сумму, которую готов заплатить за инструмент. Мы немного поговорили, и он обещал подумать. Тем же вечером Николай позвонил и сказал, что согласен. Утром, накануне Нового года, он сам привёз инструмент. К счастью, электропианино, в отличие от классического фортепиано, весит не так много — мы без проблем занесли его в квартиру.
Дочка была счастлива! А жена даже немного прослезилась от радости — ведь, это и для неё было неожиданностью! И для меня это утро стало по-настоящему радостным и праздничным! Спасибо Николаю и его небесному покровителю!
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
Деяния святых апостолов

Деян., 42 зач., XIX, 1-8.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Начну с очень странного вопроса: любите ли вы фильмы... с открытым финалом? Когда после просмотра остаётся устойчивое впечатление, что история-то так и непонятно, чем завершилась в итоге?
Отрывок из 19-й главы книги Деяний святых апостолов, который читается сегодня в храмах за богослужением, рассказывает, что именно делали апостолы в ситуации «открытого финала» судьбы обращающегося в христианство человека. Давайте послушаем.
Глава 19.
1 Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,
2 сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.
3 Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.
4 Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.
5 Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,
6 и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.
7 Всех их было человек около двенадцати.
8 Придя в синагогу, он небоязненно проповедовал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.
Повествование книги Деяний — а именно история с ефесскими учениками, принявшими крещение от Иоанна — но не воспринявшие Святой Дух — очень хорошо показывает, что путь ко Христу может начаться с недостаточного знания — и в этом нет абсолютно ничего предосудительного! «Господь и намерение целует» — говорит святитель Иоанн Златоуст в своём слове на Пасху: если есть искренняя устремлённость к обретению истины — любой, даже кажущийся не совсем в правильную сторону шаг, действием Промысла Божия обязательно будет скорректирован в своё время.
Мне хочется ещё более заострить эту тему. Одна из важнейших функций Церкви как особого института — и в то же время Богочеловеческого организма — распознавать и помогать завершать такие «открытые финалы», или «незаконченные судьбы». У церковного человека должен быть развит — с позволения сказать, «обострённый духовный нюх» на любое искреннее, глубинное движение человеческой души по направлению к истине, к добру, к подлинной красоте — одним словом, к любому из атрибутов Божественных свойств. Симона Вейль, французская религиозная мыслительница, в одной из своих тетрадей пишет, что «внимание, в своём пределе, превращается в молитву». И куда бы ни обратил свой взгляд захваченный чем-то до предела человек — перед ним начинают открываться такие глубины, которые не могут не вести человека к Богу. Вот что она дальше пишет: «Поэт творит прекрасное, сосредоточив внимание на чём-то реальном. То же происходит и в акте любви... Подлинные ценности — истина, красота и добро — рождаются из одного и того же действия: полного приложения внимания к предмету».
Не в этом ли и заключается важная миссия Церкви сегодня, во времена господства информационного шума, тотальной рассредоточенности и поверхностности — приучать людей к неторопливому, вдумчивому, сфокусированному созерцанию? Ведь если научиться именно такому отношению к жизни — то абсолютно любой объект, или живое существо, или событие — легко могут стать ещё одной ступенькой в распознавании действия Живого Бога и через это — существенного укрепления в вере...
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Песня»

Фото: 550Park Luxury Wedding Films / Unsplash
Рано утром выхожу из дома и сажусь в машину. Голова полна мыслей, сегодня столько дел. В спешке завожу двигатель и включается музыка. Отправляюсь на работу под неизвестную мне песню, но этот голос... очень знакомый. И слова... образы, каждый из которых мне так близок: «главное здание МГУ», «нас разделяют 800 километров»... Да это же поёт моя жена! Я-то думал, радио автоматически включилось, а оказалось, что в магнитолу кто-то вставил компакт-диск.
Только сейчас замечаю на пассажирском сиденье скрученную записку, обёрнутую праздничной лентой: «С Днём нашего венчания, любимый! Пусть эта песня напомнит о том, как всё начиналось...».
Слушаю композицию ещё раз пять. Прекрасная музыка, родной голос — звучит потрясающе! А главное — стихи! Они и правда вернули меня на 10 лет назад. Я вспомнил наше знакомство в главном здании МГУ, 800 километров — это расстояние от моего города до её. И наше венчание погожим весенним утром, когда было солнечно и тепло на душе, так же, как и сейчас.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе