Когда Антон Павлович Чехов еще не был ни великим писателем, ни доктором, а только начинал учиться в Московском университете, среди студентов медицинского факультета в большой моде было увлечение литературой и театром. Образовался даже особый кружок, участники которого проводили регулярные встречи с известными писателями и актерами, обсуждали книги и спектакли. Активистами кружка были два студента-медика: уже упомянутый Антон Чехов и молодой человек, приехавший учиться в Москву из Тамбовской губернии – купеческий сын Михаил Васильевич Асеев.
Прошло немного времени, и Чехов стал писать и с успехом публиковать свои собственные рассказы. Михаил был искренне рад за сокурсника и товарища. Но вскоре пути их разошлись: Чехов стал известным писателем, а Михаил, получив диплом земского врача, уехал на родину.
Возвращение на Тамбовщину было запланированным. Михаилу Васильевичу предстояло вступить в наследство и возглавить семейное предприятие. Не без робости принимал он в свои руки три большие фабрики по производству сукна – в Моршанске, Рассказове и Арженке. Однако волнение оказалось напрасным: хорошо налаженный за несколько поколений семейный бизнес уверенно шёл в гору. К тому же, асеевское сукно было своего рода «брЭндом» – из него шили обмундирование для солдат российской армии.
Михаил Васильевич старался вникнуть во все тонкости дела. Он встречался с рабочими, обсуждал с ними улучшение условий труда, и не жалел средств на оснащение фабрик по последнему слову техники: паровые машины и водяные турбины существенно облегчали рабочим жизнь. Но и за воротами фабрики эта жизнь не прекращалась, и была нелёгкой. Асеев прекрасно это понимал, и старался помочь. При всех его заводах действовали бесплатные амбулатории, детские ясли, продовольственные магазины для рабочих, цены в которых были в несколько раз ниже, чем в городских лавках. Михаил Васильевич хорошо платил своим рабочим, но если кто-то из них вдруг испытывал нужду, Асеев без лишних слов поддерживал его. Любое нововведение на фабриках он обсуждал с рабочими, и всегда чутко прислушивался к их мнению и советам, за что снискал себе среди них настоящее уважение.
В тысяча восемьсот девяносто втором году Михаил Асеев стал попечителем Тамбовской духовной семинарии. Более двух с половиной тысяч рублей пожертвовал он на её нужды. На его деньги был перестроен семинарский домовый храм.
Будучи старостой церкви святой мученицы Варвары в Тамбове, Михаил Васильевич возглавлял "Варваринское братство" – общество помощи бедным прихожанам. Асеев жертвовал деньги и на нужды храма, покупал книги для церковной библиотеки, содержал на свои средства церковно-приходскую школу. Известны и его щедрые вложения в тамбовский Мариинский приют и училище для слепых детей.
Близкие и друзья Асеева удивлялись: и как он только всё успевает? Фабрики, семинария, храм. А ещё – попечительство в Тамбовской мужской гимназии, Доме трудолюбия для сирот, членство в правлении Купеческого клуба и отделения Русского музыкального общества! Асеев жил не столько для себя, сколько для других. Об этом красноречиво говорит, например, и такой факт: в годы Первой мировой войны он предоставил свой особняк под нужды военного госпиталя.
Ни к похвалам, ни к лаврам он никогда не стремился. Но люди не остались равнодушными к его искренней доброте и заботе. В тысяча девятьсот пятнадцатом году по просьбе горожан местные власти присвоили Михаилу Васильевичу Асееву звание Почётного гражданина города Тамбова, а высочайшим Императорским указом ему и всей его семье был пожалован дворянский титул – «во внимание к выдающейся благотворительности».
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.