Когда Антон Павлович Чехов еще не был ни великим писателем, ни доктором, а только начинал учиться в Московском университете, среди студентов медицинского факультета в большой моде было увлечение литературой и театром. Образовался даже особый кружок, участники которого проводили регулярные встречи с известными писателями и актерами, обсуждали книги и спектакли. Активистами кружка были два студента-медика: уже упомянутый Антон Чехов и молодой человек, приехавший учиться в Москву из Тамбовской губернии – купеческий сын Михаил Васильевич Асеев.
Прошло немного времени, и Чехов стал писать и с успехом публиковать свои собственные рассказы. Михаил был искренне рад за сокурсника и товарища. Но вскоре пути их разошлись: Чехов стал известным писателем, а Михаил, получив диплом земского врача, уехал на родину.
Возвращение на Тамбовщину было запланированным. Михаилу Васильевичу предстояло вступить в наследство и возглавить семейное предприятие. Не без робости принимал он в свои руки три большие фабрики по производству сукна – в Моршанске, Рассказове и Арженке. Однако волнение оказалось напрасным: хорошо налаженный за несколько поколений семейный бизнес уверенно шёл в гору. К тому же, асеевское сукно было своего рода «брЭндом» – из него шили обмундирование для солдат российской армии.
Михаил Васильевич старался вникнуть во все тонкости дела. Он встречался с рабочими, обсуждал с ними улучшение условий труда, и не жалел средств на оснащение фабрик по последнему слову техники: паровые машины и водяные турбины существенно облегчали рабочим жизнь. Но и за воротами фабрики эта жизнь не прекращалась, и была нелёгкой. Асеев прекрасно это понимал, и старался помочь. При всех его заводах действовали бесплатные амбулатории, детские ясли, продовольственные магазины для рабочих, цены в которых были в несколько раз ниже, чем в городских лавках. Михаил Васильевич хорошо платил своим рабочим, но если кто-то из них вдруг испытывал нужду, Асеев без лишних слов поддерживал его. Любое нововведение на фабриках он обсуждал с рабочими, и всегда чутко прислушивался к их мнению и советам, за что снискал себе среди них настоящее уважение.
В тысяча восемьсот девяносто втором году Михаил Асеев стал попечителем Тамбовской духовной семинарии. Более двух с половиной тысяч рублей пожертвовал он на её нужды. На его деньги был перестроен семинарский домовый храм.
Будучи старостой церкви святой мученицы Варвары в Тамбове, Михаил Васильевич возглавлял "Варваринское братство" – общество помощи бедным прихожанам. Асеев жертвовал деньги и на нужды храма, покупал книги для церковной библиотеки, содержал на свои средства церковно-приходскую школу. Известны и его щедрые вложения в тамбовский Мариинский приют и училище для слепых детей.
Близкие и друзья Асеева удивлялись: и как он только всё успевает? Фабрики, семинария, храм. А ещё – попечительство в Тамбовской мужской гимназии, Доме трудолюбия для сирот, членство в правлении Купеческого клуба и отделения Русского музыкального общества! Асеев жил не столько для себя, сколько для других. Об этом красноречиво говорит, например, и такой факт: в годы Первой мировой войны он предоставил свой особняк под нужды военного госпиталя.
Ни к похвалам, ни к лаврам он никогда не стремился. Но люди не остались равнодушными к его искренней доброте и заботе. В тысяча девятьсот пятнадцатом году по просьбе горожан местные власти присвоили Михаилу Васильевичу Асееву звание Почётного гражданина города Тамбова, а высочайшим Императорским указом ему и всей его семье был пожалован дворянский титул – «во внимание к выдающейся благотворительности».
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер