— Егор! Егор, Егор! Говорить можешь?
— Да...
— А пальцами ног можешь пошевелить?
— Нет.
— Сейчас согреешься.
— Сань...
— Чего?
— Можно на неё посмотреть?
— На кого?
— На собаку.
— Это не собака. Это еда.
— А если она живая ещё?..
Два брата, старший — Санька, и младший — Егорка, собирали в зимнем лесу хворост, замёрзшие ягоды, кору деревьев, и всё, что только могло послужить пищей для них самих, их матери и младшей сестрёнки. Шла Великая Отечественная война. Опустевшая деревенька под Ленинградом, где жили мальчики, уже много дней находилась в кольце жестокой вражеской блокады. Голод властвовал над людьми. Он был настолько сильный, что притуплял все остальные чувства. Вот почему, когда в лесу мальчики наткнулись на раненого, едва живого пса, Санька без тени сомнения засунул собаку в мешок, и стал вслух мечтать о наваристом бульоне. Стемнело, поднялась пурга, и ребята заночевали в сарае на околице. Ночью, когда Саша крепко заснул, младший брат, Егор, освободил собаку, увёл её из сарая и спрятал в укромном месте. Ему стало нестерпимо жалко несчастное животное. Но теперь вся семья останется без еды...
С таким непростым нравственным выбором в реалиях страшного блокадного времени сталкиваемся мы в фильме «Африка» — картине, которую в 2021 году сняла Дарья Биневская. Она же написала к нему сценарий. Первоначально режиссёр планировала снять просветительский короткометражный фильм, приуроченный ко Дню Победы. Однако в процессе съёмок история вдруг начала раскрываться новыми смыслами, и в итоге получился полный метр. Картина стала участницей множества отечественных и зарубежных кинофестивалей. Лента объехала 76 стран — побывала в Финляндии, Индии, Албании, Колумбии. Собрала огромное количество наград, официально став самым премированным российским фильмом за последние 30 лет. «Африка» взяла гран-при фестиваля «Святой Владимир» в Севастополе и фестиваля современного искусства и духовных фильмов «Фреско» в Ереване. Всего же на счету картины более двадцати международных призов!
Режиссёр Дарья Биневская рассказывала, что после премьерных просмотров к ней подходили люди, которые не могли сдерживать слёз, благодарили и говорили, что фильм вселил в их сердца надежду, радость и тепло. Как же удалось создателям фильма, действие которого происходит в блокаду, вызвать такие эмоции? На экране всё вокруг сковано зимним холодом, измождённые голодом герои похожи на тени... Но Дарья Биневская смогла увидеть свет там, где его, казалось, невозможно найти. И сняла картину о величии духа перед плотью. О главенстве милосердия, сострадания и любви над всем остальным. Получился по-настоящему христианский фильм. Так, во всяком случае, считает Екатерина Гусева, которая сыграла в картине роль матери. Актриса увидела в сюжете картины «Африка» библейскую заповедь «Не убий».
Кстати, Африка — это та самая собака, которую спас от незави́дной участи Егор. Так её назвал мальчик. Пёс — овчарка — оказался не простым, а боевым. Егор обнаружил на ошейнике особую гравировку. Догадка мальчугана подтвердилась, когда после снятия блокады через его деревеньку проезжали наши солдаты. Остановились ненадолго погреться. И рассказали любопытную историю.
— Бой был недалеко от вас здесь. Через поле, у леса. Товарища капитана тогда ранили тяжело, еле с поля вынесли. А собака его, верный пёс, его спасла, а сама сгинула.
— Умная была. Мины за километр чуяла. Нам из леса вот таких зайцев таскала.
О той ли собаке, которую в лютый морозный день пожалел Егор, говорили солдаты? Что произошло с ней после того, как мальчик спас её? И что помогло семье Егора выжить в страшные годы блокады? Ответы на эти вопросы зрители получат, когда посмотрят фильм Дарьи Биневской «Африка». Кстати, с 2022 года картину включили список фильмов, рекомендованных для школьного просмотра. И это правильно — потому что светлый, трогательный и душевный фильм учит очень важному: добру, милосердию и любви.
«Баллада о солдате»
— Рассказывай, как у тебя там всё получилось.
— Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко подошли, ну и, испугался я...
— Так это ты с испугу два танка подбил? Значит, с испугу. Видал? Все бы так пугались.
— Молодец. Представляю тебя к награде.
— Товарищ генерал! А нельзя мне вместо награды на денёк к матери съездить?
Девятнадцатилетний связной Алёша Скворцов отличился во время атаки немцев. Сам генерал назвал его героем. Но парню почести и награды не нужны. Ему бы хоть на один день отправиться домой, в родную деревню. Матери помочь крышу починить. Да и не попрощался он толком с нею, уходя на фронт... Сегодня мы поговорим о картине «Баллада о солдате». Фрагмент из неё прозвучал в начале программы. Фильм вышел на экраны в 1959 году, снял его российский режиссёр Григорий Чухрай. Лента получила мировое признание и завоевала награды престижнейших международных кинематографических конкурсов. Среди них — специальный приз жюри Каннского кинофестиваля, а также номинация на «Оскар». У себя на родине фильм удостоился высшей государственной награды — Ленинской премии. Критики и сегодня признают фильм «Баллада о солдате» подлинным шедевром отечественного кинематографа, нестареющей классикой и одним из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне.
О том, как возникла идея картины, Григорий Чухрай рассказывал в книге своих воспоминаний. «Она жила во мне со времён войны чувством светлой печали, я ощущал её как свой долг перед памятью тех, с кем вместе шёл в бой, и кто не вернулся с войны», — говорил режиссёр. При этом Чухраю хотелось осуществить свой замысел как можно проще — без пафоса, громких слов и лозунгов. Не воздвигать монумент, а рассказать об этих людях простыми человеческими словами. И у него получилась картина о таком подвиге, совершить который, пожалуй, под силу каждому из нас, прямо сегодня. О тихом и, может быть, на первый взгляд незаметном подвиге в обычном, человеческом, житейском смысле. И одновременно — в духовном и высоконравственном. Весь фильм мы наблюдаем за тем, как Алёша отдаёт себя людям. Он забывает о том, что очень спешит домой, когда видит, что нужно помочь инвалиду. У Алёши на счету каждый час, но, несмотря на это, он в чужом городе бежит разыскивать жену незнакомого солдата, чтобы передать ей гостинец. Главного героя ждёт немало встреч и событий. Порой весьма забавных. Так, например, в вагоне скорого военного эшелона он случайно знакомится с Шурой. Девушка тайком подсаживается в вагон на одной из станций. Знакомство происходит при весьма своеобразных обстоятельствах:
— Что ты ко мне привязался?...
— Я привязался? Сама в вагон влезла, а я привязался.
— А что же ты от меня в солому прятался?
— Да от тебя, что ли?
— А от кого же?
— От лейтенанта.
— Какого лейтенанта?
— От начальника эшелона. Знаешь, какой лейтенант? Зверь! Я ведь тоже, как ты, зайцем еду. А поймают, ссадят, придётся пассажирского ждать. И ещё влететь может. Я ещё больше, чем ты испугался. Думал, что ты — лейтенант. Страху натерпелся, оплеуху заработал, да ещё и виноват во всём.
В картине Григория Чухрая «Баллада о солдате» мы встретим немало подобных моментов, способных вызвать у зрителя добрую улыбку. Фильм бесконечно тёплый, и даже трагичное в нём — светло. В этом, безусловно, большая заслуга талантливых актёров. Главных героев сыграли тогда ещё студенты кинематографических вузов, совсем молодые Владимир Ивашов и Жанна Прохоренко.
Режиссёр признавался, что Алёша Скворцов стал одним из любимых его героев. В честь него — Алёшей — Чухрай назвал своего сына, который появился на свет во время съёмок фильма. Григорий Наумович говорил: «Таких героев, как Скворцов, мы встречали на фронте. Им так же, как другим, было страшно, больно и трудно, но чувство любви к людям оказалось в них сильнее страха и самой смерти».
9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском
Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке.
О его личности, — протоиерей Артемий Владимиров.
9 мая. О Пасхальной радости
Сегодня 9 мая. Светлый четверг.
О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.