
«Счастье в конверте», студия Integration, режиссёр Светлана Суханова
— Надь! Ты чего?
— Это как в книге...
— Надюш! Да в жизни иногда такое бывает, ни один писатель не придумает!
Вот такую простую истину высказала Антонина Петровна, пожилая заведующая сельским почтовым отделением — героиня художественного фильма «Счастье в конверте». Фрагмент из него мы только что услышали. Лента режиссёра Светланы Сухановой вышла на экраны в марте 2020-го — буквально перед самым локдауном из-за пандемии коронавируса. Кстати, по признанию тех, кто успел посмотреть фильм ещё до закрытия кинотеатров, он помог не терять оптимизма и веры в лучшее в это непростое время. Лента действительно получилась жизнеутверждающей, светлой, проникновенной.
Начинается она неторопливо. У новенькой сотрудницы почты Нади закончился первый рабочий день. Отметить это событие решили всем небольшим коллективом. Три женщины собрались за столом. И разговорились о том, как жилось раньше, когда не было ещё интернета и смартфонов. И люди отправляли друг другу письма — обыкновенные, в конвертах, написанные от руки. Бывало, что бумажные послания меняли чью-то жизнь, помогали понять самое важное. Три таких удивительных истории и рассказала коллегам заведующая почтой Антонина Петровна.
Три новеллы увидим мы на экране. О потерях и обретениях. О всепрощающей любви и о тепле, подаренном друг другу совсем незнакомыми людьми. О настоящем чуде, которое способен совершить человек ради тех, кого любит. Для режиссёра Светланы Сухановой картина «Счастье в конверте» стала режиссёрским дебютом. И, на мой взгляд — замечательным. Впрочем, и критики оценили фильм по достоинству. По мнению некоторых из них, картина получилась лёгкой и нежной. А наблюдать, как герои сопереживают друг другу, сплачиваются вокруг бед, с которыми не справиться в одиночку, оказалось по-настоящему интересно.
Притягивает сама атмосфера фильма — тёплая, уютная. А если кто-то вдруг спросит, какая из трёх новелл мне больше всего понравилась, пожалуй, и не сумею ответить. Потому что каждая из них трогает по-своему. И рассказ о странной пожилой женщине на Витебском вокзале Петербурга. И о первоклашке, написавшем письмо Деду Морозу. И о двух фронтовиках, чья братская дружба продлилась всю жизнь. Один из них неожиданно выигрывает в конкурсе кругосветное путешествие. Друг будет ждать его возвращения. И встреча произойдёт — правда, при очень необычных обстоятельствах. Товарищи поговорят друг с другом откровенно, честно — как никогда в жизни.
— А знаешь, Федь... а я ведь тебе завидовал.
— Ха.
— Вот тебе и «ха». Ну, может, не завидовал. Но поражался. Как можешь ты радоваться в любой ситуации. Как умеешь жить, и видеть только светлое.
Только светлые ощущения остаются после просмотра картины. Ведь фильм Светланы Сухановой «Счастье в конверте» — о том, как научиться верить, понимать и прощать, как осознать, что каждый день — это бесценный подарок. О том, что такое счастье, в одном из интервью спросили самого режиссёра. И она ответила, что для неё счастье — это друзья, семья, любимые люди, возможность жить здесь и сейчас. Мне кажется, это замечательная и универсальная формула. И для героев фильма она тоже работает. Хотя они совсем не похожи друг на друга и даже живут в разных местах. Одна новелла разворачивается на берегу моря, другая — в центре шумного мегаполиса, а третья — в заснеженном северном посёлке. Однако, как сразу предупреждают нас создатели фильма, эти истории могли произойти где угодно, с кем угодно и когда угодно. Потому что все мы люди. Все нуждаемся в любви, поддержке, понимании, сочувствии. А главное — обладаем возможностью дарить их своим ближним. Фильм Светланы Сухановой «Счастье в конверте» поможет об этом не забывать.
«Любовь к Богу». Иером. Геннадий (Войтишко), Ия Батаногова, Яна Зотова

В этом выпуске «Клуба частных мнений» иеромонах Геннадий (Войтишко), супруга священника, многодетная мама Ия Батаногова и музыкант Яна Зотова размышляли о том, что такое любовь к Богу и можно ли научиться этой любви.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Геническ (путешествие по городу)

Фото: PxHere
Геническ расположен на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Эта полоска суши похожа на стрелу. Длина её — более ста километров, а ширина в некоторых местах — менее трехсот метров. Узкая коса и дала название селению — Геническ в переводе с тюркского означает «тонкий». Село было основано в 1784 году по указу Екатерины Второй для добычи соли. Его жителями стали государственные крестьяне, перевезённые из других регионов России. Они не только добывали соль, но и выращивали хлеб, держали скот, ловили рыбу. В годы Крымской войны 1855 года Геническ служил надёжным тылом для русской армии. Он пострадал от обстрелов, но быстро восстановился. В 1904 году здесь построили величественный собор Рождества Богородицы. Он стал символом Геническа, который к тому времени получил статус города. После революции 1917 года храм закрыли. Он долгое время бездействовал, но был возрождён в 1989-ом. И по сей день остается духовным центром Геническа!
Радио ВЕРА в Геническе можно слушать на частоте 103,1 FM
Псалом 18. Богослужебные чтения

Быть может, вы слышали мысль Гильберта Честертона о том, что самый несчастный человек — это атеист: ведь когда он смотрит на великолепие заката, ему некому сказать «спасибо!». 18-й псалом, который сегодня читается в храмах за богослужением, — и есть одно развёрнутое «спасибо» Богу за восхитительную красоту творения. Давайте послушаем!
Псалом 18.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3 День дню передаёт речь, и ночь ночи открывает знание.
4 Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5 По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6 и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7 от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8 Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9 Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10 Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11 они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще мёда и капель сота;
12 и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13 Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14 и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15 Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
Прозвучавший сейчас псалом очень интересно скомпанован: сначала идёт восхваление Бога через красоту видимого творения, потом резкая смена регистра — и речь уже о красоте Закона, данного Богом человеку, затем ещё одна смена — и уже перед нами — песня о глубине человеческого сердца. И эта композиция — не случайна: псалмопевец словно бы поднимает нас всё выше и выше — переводя при этом наше внимание от внешнего, очевидного, к внутреннему, сокровенному.
Очень интересно и то, как псалмопевец обращает внимание на солнечное светило: оно, словно восторженный жених, каждое утро выходит из своего брачного чертога — и каждый день — не так же, как вчера, а словно бы заново. Честертон в одной из глав своего произведения «Ортодоксия» предлагает такое размышление — которым было бы грех не поделиться: «Солнце встаёт каждое утро. Я не встаю каждое утро; но перемена происходит не из‑за моей активности, а скорее — из‑за моего бездействия. ... Дети ритмично топочут ногами от избытка, а не от недостатка жизни. Потому что они изобилуют жизнью, потому что в них дух яростен и свободен, они хотят повторений — неизменных повторений. Они всегда говорят: „Ещё!“. И взрослый делает это снова, пока почти не сломается. Ведь взрослые недостаточно сильны, чтобы ликовать в однообразии. Но быть может, Бог достаточно силён, чтобы ликовать в однообразии. Возможно, Бог говорит каждое утро: „Ещё!“ солнцу, и каждый вечер: „Ещё!“ луне. Возможно, не сухая необходимость делает все ромашки одинаковыми; возможно, Бог создаёт каждую по отдельности, и никогда не устаёт это делать. Возможно, у Него вечно жажда младенчества; ибо мы согрешили и состарились, а наш Отец моложе нас. Повторение в природе — это не просто повтор, это театральный бис».
Именно такого — словами Честертона — «младенческого ликования» даже в самом, казалось бы, привычном однообразии мне и хотелось бы пожелать всем нам — а настроить нас на такой лад очень хорошо помогает 18-й псалом!