Солнце клонилось к закату. Его вечерние лучи блестели и переливались в волнах Волги, по которым из Нижнего Новгорода в Астрахань плыло большое торговое судно. На борту были не только товары – в особом сундуке на мягкой шёлковой подушке лежал чудотворный образ Спасителя из астраханского Успенского собора. Икона прославилась многими исцелениями и чудесами. Астраханский купец Пётр Семёнович Сапожников, особо почитавший этот образ, заказал к нему у московских мастеров великолепную серебряную ризу с драгоценными камнями. Для этого икону пришлось на время отвезти в Первопрестольную. Теперь она возвращалась домой.
Внезапно налетел ветер, хлынул ливень - поднялась настоящая буря. Волны хлестали зА борт, раскачивая судно. В панике никто не вспомнил о сундучке с иконой. Высокой волной его смыло за борт…
Пропажу обнаружили, только когда буря утихла. Спустили лодку и отправились на поиски. А через несколько часов, возвращаясь обратно ни с чем, и уже не надеясь вернуть чудотворный образ, вдруг увидели заветный сундучок, плавающий прямо возле кормы!
Петр Семёнович Сапожников воспринял это как знак, обращённый лично к нему. Прежде не очень-то внимательный к бедам и нуждам ближних, купец словно преобразился. Ни одно доброе начинание в Астрахани не обходилось теперь без участия Петра Сапожникова.
Когда в тысяча восемьсот пятом году в городе началось возведение знаменитого Спасского моста, он внёс почти половину суммы, необходимой для того, чтобы оплатить проектные и строительные расходы.
В тысяча восемьсот тридцатом году в Астрахань пришла холера. Пётр Семёнович приложил все силы, чтобы помочь избежать распространения эпидемии. Именно тогда он открыл приют для сирот и беспризорников. Бездомных детей подбирали на улицах, где они могли бы заразиться сами и стать распространителями смертельной болезни. В приюте детям был обеспечен не только уход, но и обучение ремёслам, чтобы в будущем каждый из них имел возможность зарабатывать на хлеб честным трудом. Девочки-воспитанницы приюта по достижении совершеннолетия получали от купца Сапожникова тысячу рублей на приданое.
В помощи людям Сапожников обрёл настоящее счастье, и никогда не забывал благодарить за это Бога. Для Успенского собора Астрахани, в котором хранилась та самая икона Спасителя, Пётр Семёнович приобрёл четыре колонны из белого мрамора с позолоченными капителями, а немногим позже – заказал в Петербурге серебряные Царские врата.
Семейную традицию продолжили сыновья Петра Семёновича – Александр и Алексей. Братья Сапожниковы переехали на родину отца – в город Вольск Архангельской губернии, где, следуя его примеру, прославились как щедрые жертвователи и благотворители. Они внесли восемьдесят тысяч рублей на строительство Вольского Покровского собора. Александр Петрович открыл в Вольске экзотический сад с оранжереями, в которых росли пальмы, лимоны и апельсины. Сад стал его подарком городу и, кстати, одним из первых общественных садов в России.
Сапожниковы были большими ценителями живописи и коллекционировали картины. Начало коллекции положил сам Пётр Семёнович. Широко известен его портрет кисти знаменитого крепостного художника Ивана Аргунова. Кроме него в коллекции Сапожниковых находились такие шедевры, как, например, «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. В девятнадцатом веке Сапожниковы передали эту картину в петербургский Эрмитаж, где она и по сей день украшает один из залов музея.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.