Солнце клонилось к закату. Его вечерние лучи блестели и переливались в волнах Волги, по которым из Нижнего Новгорода в Астрахань плыло большое торговое судно. На борту были не только товары – в особом сундуке на мягкой шёлковой подушке лежал чудотворный образ Спасителя из астраханского Успенского собора. Икона прославилась многими исцелениями и чудесами. Астраханский купец Пётр Семёнович Сапожников, особо почитавший этот образ, заказал к нему у московских мастеров великолепную серебряную ризу с драгоценными камнями. Для этого икону пришлось на время отвезти в Первопрестольную. Теперь она возвращалась домой.
Внезапно налетел ветер, хлынул ливень - поднялась настоящая буря. Волны хлестали зА борт, раскачивая судно. В панике никто не вспомнил о сундучке с иконой. Высокой волной его смыло за борт…
Пропажу обнаружили, только когда буря утихла. Спустили лодку и отправились на поиски. А через несколько часов, возвращаясь обратно ни с чем, и уже не надеясь вернуть чудотворный образ, вдруг увидели заветный сундучок, плавающий прямо возле кормы!
Петр Семёнович Сапожников воспринял это как знак, обращённый лично к нему. Прежде не очень-то внимательный к бедам и нуждам ближних, купец словно преобразился. Ни одно доброе начинание в Астрахани не обходилось теперь без участия Петра Сапожникова.
Когда в тысяча восемьсот пятом году в городе началось возведение знаменитого Спасского моста, он внёс почти половину суммы, необходимой для того, чтобы оплатить проектные и строительные расходы.
В тысяча восемьсот тридцатом году в Астрахань пришла холера. Пётр Семёнович приложил все силы, чтобы помочь избежать распространения эпидемии. Именно тогда он открыл приют для сирот и беспризорников. Бездомных детей подбирали на улицах, где они могли бы заразиться сами и стать распространителями смертельной болезни. В приюте детям был обеспечен не только уход, но и обучение ремёслам, чтобы в будущем каждый из них имел возможность зарабатывать на хлеб честным трудом. Девочки-воспитанницы приюта по достижении совершеннолетия получали от купца Сапожникова тысячу рублей на приданое.
В помощи людям Сапожников обрёл настоящее счастье, и никогда не забывал благодарить за это Бога. Для Успенского собора Астрахани, в котором хранилась та самая икона Спасителя, Пётр Семёнович приобрёл четыре колонны из белого мрамора с позолоченными капителями, а немногим позже – заказал в Петербурге серебряные Царские врата.
Семейную традицию продолжили сыновья Петра Семёновича – Александр и Алексей. Братья Сапожниковы переехали на родину отца – в город Вольск Архангельской губернии, где, следуя его примеру, прославились как щедрые жертвователи и благотворители. Они внесли восемьдесят тысяч рублей на строительство Вольского Покровского собора. Александр Петрович открыл в Вольске экзотический сад с оранжереями, в которых росли пальмы, лимоны и апельсины. Сад стал его подарком городу и, кстати, одним из первых общественных садов в России.
Сапожниковы были большими ценителями живописи и коллекционировали картины. Начало коллекции положил сам Пётр Семёнович. Широко известен его портрет кисти знаменитого крепостного художника Ивана Аргунова. Кроме него в коллекции Сапожниковых находились такие шедевры, как, например, «Мадонна с цветком» Леонардо да Винчи. В девятнадцатом веке Сапожниковы передали эту картину в петербургский Эрмитаж, где она и по сей день украшает один из залов музея.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.