
Апостол Пётр
1 Пет., 60 зач., III, 10-22.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться сохранять стойкость в тяжёлых обстоятельствах жизни? Как не сломаться, когда приходят скорби, и остаться человеком? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 3-й главы 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 3.
10 Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей;
11 уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему,
12 потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли).
13 И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?
14 Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь.
15 Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.
16 Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.
17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом,
19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал,
20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.
21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,
22 Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы.
Только что услышанный отрывок, начинается с призыва апостола Петра сосредоточиться в своей жизни на исполнении добра. По словам апостола, доброделание должно стать не просто чем-то, чем мы занимаемся, между прочим, в перерывах от своей основной работы. Все мои мысли должны быть о том, каким способом я ещё могу исполнить сегодня заповедь Бога о любви к ближнему. Степень этой сконцентрированности на добродетельной жизни подчёркивает выражение апостола «ревнители доброго». Слово, которое на русский язык переведено как «ревнители» в тексте греческого оригинала звучит как «зилотес». В Палестине зилоты были фанатиками-патриотами. Они были одержимы идеей освободить свою родину от римских захватчиков. Причём освободить любыми средствами. Ради идеи они готовы были пренебрегать собственным покоем и комфортом, рисковать своей жизнью и даже жизнями своих близких. Поэтому используя выражение «ревнители доброго», Пётр указывает как именно необходимо стремиться исполнять заповеди Бога и стремиться принести пользу тем людям, которые нас окружают. С той же страстной силой и целеустремлённостью, с которой фанатично настроенные патриоты любят свою родину. Исполнение Евангелия Христова должно стать для меня источником вдохновения, целью и содержанием моей деятельности. Это тот смысловой центр, вокруг которого должны вращаться все мои помышления, чувства, эмоции, слова и поступки.
Подобная организация жизни создаёт вокруг и внутри человека особую атмосферу. Апостол Пётр указывает на неё примечательным выражением: «Господа Бога святите в сердцах ваших». В сердце того, кто всё отдает Христу, начинает сиять Бог. Ни человеческое зло, ни трагические стечения обстоятельств не могут наполнить его душу темнотой, унынием и тоской. Человек, который стремится во всех своих делах искать волю Бога, а также думать об окружающих, находится под особым благодатным покровом. Даже если скорби входят в жизнь такого человека, они не проникают глубоко в его сердце, не наносят ему смертельных ран. Ведь никто не в силах отнять у него самое дорогое, чем он обладает — радость общения Со Христом Богом, Который живёт внутри его и непрестанно, даже в самых тяжёлых обстоятельствах, насыщает его душу миром, покоем и светом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Богословское образование сегодня». Священник Анатолий Колот

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
Гостем программы «Пайдейя» был заместитель ректора Московской духовной академии и заместитель главного редактора портала «Богослов.ру» священник Анатолий Колот.
Мы говорили о том, как богословские знания могут помогать на пути духовного развития, какие формы и способы получения этих знаний существуют сегодня, как они могут преподноситься детям и взрослым, а также разговор шел о развитии портала «Богослов.ру» и наиболее интересных материалах этого ресурса.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Скряги

Жили на свете муж с женой. Только и думали они с утра до вечера, как бы разбогатеть, но при этом поменьше работать.
Спорили они между собой, спорили и решили устроить постоялый двор. Даже неплохо дела у них пошли, а большой прибыли и богатства всё равно нет. Богатые гости добро привезут, переночуют, да с собой увозят. А с бедняка что возьмешь? Да и хлопот с гостями каждый день много.
И вот забрёл однажды на постоялый двор почтенный старец — борода белая, посох длинный, на посохе красной тушью иероглифы выведены: «Коли я войду в ворота, всех избавлю от заботы». Прочитали муж с женой надпись на посохе, и подумали: «Вот кто нас от забот избавит и поможет без труда разбогатеть».
Впустили они путника за ворота и стали расспрашивать: расскажи, как ты людей от забот избавляешь?
— Есть у меня одно лекарство, которое проникает в человеческий ум и сердце, — отвечает старец, — Только действует волшебное зелье на всех людей по-разному, и само решает, кому какую пользу принести, от каких избавить забот и невзгод...
Услыхали это муж с женой и стали просить старца, чтобы продал им волшебное зелье. Но тот даром вручил им пузырёк с лекарством, и пошёл своей дорогой, постукивая посохом.
Обрадовались муж с женой, выпили лекарства от забот и хлопот — а они совсем не убавились. Одному гостю обед принеси, второму постель застели...
И надумали они подлить волшебного зелья какому-нибудь богатому гостю в рис или в чай. Забудет он про все свои мешки и тюки, оставит их на постоялом дворе, а хозяева их подберут, спрячут, и без лишних забот наконец-то разбогатеют.
Надо же такому случиться, что в тот же вечер заехал на постоялый двор богатый купец. Ларцы жемчугом набиты, мешки — яшмой, ящики — кораллами да бирюзой. А украшений золотых и серебряных вообще не счесть! Разгорелись у жадных хозяев глаза. Пока муж смотрел, как купец в своей комнате сокровища возле очага складывает, жена на кухне подлила постояльцу в чай волшебного зелья. Гость за ужином выпил целый чайник чаю и довольный спать лег. А муж и жена от нетерпения всю ночь глаз не могли сомкнуть, перебирая в уме чужие сокровища.
Рано утром, как только купец уехал с постоялого двора, муж и жена кинулись в его комнату. Все углы обыскали — пусто: ничего не забыл взять с собой купец, хоть бы колечко обронил...
— Похоже, обманул нас старик с посохом, — сказала жена. — Я-то думала, его лекарство память отбивает...
— Ой, а ведь мы с тобой забыли с этого купца за ночлег деньги взять! — вдруг вспомнил муж.
Скряги до сих пор спорят: то ли зелье всё же было волшебное, то ли жадность у людей последний ум отнимает. А вы как думаете?
(по мотивам китайской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Частная коллекция, доступная всем

Фото: Anton Maksimov 5642.su / Unsplash
Я часто захожу на один из своих любимых порталов «Баба-Деда» — площадку для представителей старшего поколения и их взрослых детей. Недавно прочитала там о Татьяне Васильевне Антоновой, историей которой делюсь со всеми!
В небольшом старинном городе Олонец, что на юге Республики Карелия, немало достопримечательностей. Старинные храмы и монастырь, подвесные мосты через реки Олонка и Мегрега, театр и национальный музей карелов-ливвиков — одного из коренных народов этих мест. Память о Великой Отечественной войне увековечена в мемориале Неизвестному солдату и братской могиле советских воинов и партизан. А ещё в Олонце есть уникальный военный музей — частная коллекция, собранная местной пенсионеркой Татьяной Антоновой.
Всё началось много лет назад, когда фронтовик Иван Иванович, свёкр Татьяны, отдал ей на хранение свои боевые награды. Она обещала их беречь, а в результате собрала целую коллекцию раритетов!
В те годы наша героиня работала на стройке и часто ездила в командировки. Её трудовой стаж составил без малого сорок лет, и всё это время Татьяна привозила из карельских городов и селений военные реликвии и предметы быта. Найденные сокровища до поры до времени складывала в доме покойного свёкра, а когда коллекция стала внушительной, задумалась об экспозиции. Так и произошло: в 2019 году Татьяна Антонова открыла в здании бывшей районной гостиницы военно-патриотический музей!
На странице «Военный музей Антоновой» в социальной сети — множество фотографий экспонатов. В коллекции — письма и наградные документы, личные вещи и предметы быта военного времени. К примеру, котелок и керосинка из квартиры блокадников, фарфоровые слоники и игрушечный танк, найденный в окопе. А ещё в музее бережно хранят старинный образ Георгия Победоносца. «Перед началом войны эту икону нашли жители деревни Юргелицы Олонецкого района: она сама приплыла в наши края по окрестным ручьям», — рассказывает Татьяна Васильевна.
Пенсионерка уверена, что музей должен быть бесплатным для всех. К слову, аренду помещения и электроэнергию она оплачивает самостоятельно — для этого приходится подрабатывать.
Я думаю, что собрание реликвий времён Великой Отечественной войны — это и есть та «живая память», которая передаётся из поколения в поколение. Низкий поклон Татьяне Антоновой за её частную коллекцию, доступную всем!
Все выпуски программы Живут такие люди