
Ирина Собыленская
Я сегодня снова про мир животных и мир людей. Продолжаю мои записки начинающего кинолога... А если серьезно, то я продолжаю анализировать сходства в поведении и психологии людей и братьев наших меньших. Не зря Господь так управил, что именно собака с давних времен является другом и компаньоном человека.
Обучение собаки не требует сложных алгоритмов и академических знаний. Главное — быть проще, понятнее, искреннее. А также вспомнить элементарные и прописные истины, которые в повседневной жизни мы упускаем, предаваясь глубоким философским размышлениям и исследованиям человеческой природы. Но жизнь, в том числе и духовная, иногда проще, чем кажется на первый взгляд. И общение с питомцами помогает это увидеть. Хотите пример?
Когда дома появляется щенок, первое желание хозяина — научить его сразу всем необходимым командам и трюкам. Но так делать не стоит: молодой организм просто не выдержит нагрузки, и питомец потеряет интерес к занятиям. Станет слишком нервным из-за переизбытка информации. Похожим образом ведет себя человек, который встает на путь воцерковления и пытается за короткий срок восполнить пробелы знаний, и резко уйти в духовный рост. Например, прочитать Библию целиком, начиная с Ветхого Завета, выучить тропари всех церковных праздников, посетить максимально много служб. Или добавить к утреннему и вечернему правилу дополнительные молитвы.
Такое рвение кажется похвальным, но энтузиазм постепенно угасает. И вот уже трудно сделать элементарное: проснуться воскресным утром на Литургию или прочитать целую главу Евангелия. Я сама через это проходила. После марафонов по чтению Библии, нескольких лет учебы на теолога однажды проснулась с мыслью — все, больше не могу. И отложила книги и учебники на продолжительное время.
Произошло, так называемое, выгорание. В этот период я как раз начала заниматься с собакой, как рекомендовала кинолог: отрабатывать на одной тренировке не больше 2-3 команд, ограничить время 15-ю минутами, следить за регулярностью и не делать больших перерывов между уроками.
Элементарно и понятно, но почему мы так часто делаем все наоборот?
Постепенно эти привычки вошли также и в мою духовную жизнь: я поняла, что короткая, но регулярная молитва полезнее, чем долгое чтение акафистов, как будто из-под палки. Отрывок из Евангелия с небольшим толкованием воспринимается лучше, чем несколько глав, которые я раньше пробегала глазами, чтобы все успеть. Каждое действие стало чуть короче, но наполнилось радостью.
Чуть позже я встретила в православном сборнике слова святителя Димитрия Ростовского о срединном, царском пути. Они могут стать хорошим напутствием всем нам: «Царский путь — это умеренные подвиги, умеренная жизнь и чистая совесть...».
Автор: Ирина Собыленская
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 170 зач., I, 21 - II, 4.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Нередко, узнав о чьём-то дурном поступке, мы с облегчением говорим: «ну да, конечно же, я всегда так и думал об этом человеке!» Насколько такой подход соответствует христианскому духу, нам поможет понять отрывок из 2-го послания к Коринфянам апостола Павла, который читается сегодня за богослужением в храмах.
Глава 1.
21 Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,
22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
23 Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,
24 не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.
Глава 2.
1 Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.
2 Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?
3 Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.
4 От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.
Апостол, как это следует из текста прозвучавшего сейчас отрывка, откладывает свой визит к проблемной церкви в Коринфе, где её раздирают разные «партии», христиане конфликтуют друг с другом, да и к самому Павлу у них достаточно много вопросов и претензий. И далее разъясняет причину: он не хочет причинять им боль, приходя к ним с неизбежными вопросами — на которые придётся давать крайне неприятные ответы. Вместо этого он словно бы «раздвигает горизонт» для коринфян, с одной стороны, обозначая свою позицию, с другой — оставляя им возможность и время измениться. Самое главное здесь то, как сам апостол это объясняет: он отказывается быть «надзирателем» или «начальствующим» над их верой, но хочет стать «соработником радости».
Некоторые бы могли сказать: да что за «миндальничанье!» Надо было сразу приехать и беспощадно вонзить нож пастырского вразумления в давно назревший гнойник! Ну и что, что будет больно, вонюче и грязно? Зато правда восторжествует во всей своей красе!
Однако апостол отказывается поступать так, предпочитая соединить истину с любовью. И он верит в то, что коринфяне, прочитав это послание, в равной степени наполненное и непреклонной истиной, и одновременно большой любовью, сами осознают недопустимость продолжения своего греховного поведения. И тем самым избавят апостола от необходимости огорчать их своим появлением — напротив, тогда все будут рады друг другу, когда визит состоится.
Перед нами — замечательный пример подлинно христианской педагогики. Казалось бы, ничего не мешает апостолу приехать и устроить разбирательство по всей строгости христианского закона. Но он сознательно «притормаживает», не для того, чтобы выждать и ударить в самый болезненный момент — напротив, чтобы духовная «терапия» его пастырским словом, вниманием и любовью, успела принести свой результат — и никакой «хирургии» уже не потребовалось!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Пусть ребята в школах услышат важные и нужные слова о семье

Татьяна Смурова по профессии — педагог, преподает историю и обществознание. Нередко в работе с детьми возникают сложности. «В такие моменты, — замечает Татьяна, — необходимо иметь „под рукой“ проверенные методические материалы по педагогике и психологии, на которые можно опереться, но отыскать их не так-то просто»
Ещё одна тема, которая волнует Татьяну, не только как педагога, но и как маму двоих детей — это семейные отношения и ценности. Разговоры о семье она считает актуальными, потому что часто видит, как критически настроены подростки, когда речь заходит о целомудрии, верности, порядочности и рождении детей. «Очень трудно грамотно выстроить разговор с ребёнком, чтобы он стал беседой по душам и был полезен», — говорит Татьяна Смурова.
Проект «Клевер Лаборатория» активно поддерживает педагогов в их начинаниях не первый год. Уже этой осенью на портале «Клевер Лаборатории» будут опубликованы новые материалы, посвящённые теме семейных отношений: «Дорога к дому, в котором живёт любовь». Они помогут Татьяне и другим учителям выстроить диалог с детьми о семье в подходящей для их возраста форме.
Вы можете поддержать разработку этих материалов — и благодаря вашей помощи ребята в школе услышат важные и нужные слова о семье — самом ценном, что есть в жизни. Сделать любой благотворительный взнос можно на сайте проекта «Клевер Лаборатория».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«14-е воскресенье по Пятидесятнице. Церковное новолетие». Прот. Федор Бородин

В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (2Кор.1:21-2:4) и Евангельского (Мф.22:1-14) чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о начале Церковном новолетии, о днях памяти иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», пророка Захарии и праведной Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи, чуда Архистратига Михаила в Хонех, преподобного Макария Оптинского.
Все выпуски программы Седмица