
Казанская икона Божией Матери многие века освящала покои русских царей. Впервые этот образ появился в стольном граде ещё в шестнадцатом веке. Это был самый первый список, созданный в год обретения святыни, 1579-ый. Икону представили Ивану Грозному как документальное подтверждение Казанского чуда. В ответ царь издал высочайшее повеление построить на месте явления чудотворного образа церковь во имя Пресвятой Богородицы и женский монастырь.
В период смутного времени Пресвятая Богородица через свой Московский список Казанского образа спасла Россию от лжецарей. Под Её покровом на трон взошла династия Романовых. Казанская икона Божией Матери стала святыней первого из новых царей, Михаила. При нём в 1636 году на Красной площади Москвы был построен каменный Казанский собор. Сын и преемник Михаила Фёдоровича, государь Алексей Михайлович, установил в 1649 году общенародное празднование Казанской иконы.
Пётр Великий посетил место обретения Казанского образа и приложился к иконе. Реликвия была полковой святыней императора во время Полтавской битвы. При перенесении столицы в Петербург, Пётр Первый привез в город на Неве старинный список Казанского образа.
Екатерина Вторая украсила явленную икону Богоматери бриллиантовой короной. Её сын, Павел Первый, лично заложил камень в основание Казанского собора в Богородицком монастыре в Казани.
Последнего Российского императора, Николая Александровича Романова, Казанский образ Божией Матери сопровождал и в счастливые, и в драматические моменты жизни. Одной из главных реликвий царственной семьи была венчальная икона Николая Второго и Александры Федоровны работы легендарного Карла Фаберже. Она представляла собой триптих с миниатюрами Благовещения, Спасителя и Казанским образом Божией Матери. Перед списком старинной иконы, явленной в Казани, государь молился и во время Первой мировой войны, и накануне чудовищной расправы над Романовыми в Ипатьевском доме Екатеринбурга. С нею Николай Александрович вошёл в Царствие Небесное.
Казанская святыня много веков была свидетельством участия Богородицы в судьбах России. Божия Матерь, молитвами благоверных царей и царственных мучеников, не оставляет нас своим покровительством и сегодня.
Все выпуски программы Небесная Заступница
6 июля. О вере сотника

В 8-й главе Евангелия от Матфея есть слова сотника, обращённые ко Христу: «Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой».
О вере сотника — священник Захарий Савельев.
Сотник не говорит Спасителю, чтобы Он пришёл и совершил чудо. Он не требует физического приближения чудотворца к своему слуге. Настолько вера в нём велика и крепка, что он, не оставляя своей веры, сам приходит ко Спасителю, уделяет этому время, силы, но при этом не требует, чтобы Бог пришёл к нему.
Он настолько уверен, что достаточно только одного божественного желания и слова для того, чтобы человек исцелился. Вот эту веру Господь ставит нам всем в пример.
Подобные евангельские эпизоды периодически встречаются, когда мы видим, что Господь только одним Своим словом или божественным действием исцеляет и совершает чудеса.
И мы обязательно должны своей верой подражать примеру этого сотника, примеру этой веры.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О почитании и иконографии святого праведного Артемия Веркольского

Сегодня 6 июля. День памяти праведного отрока Артемия Веркольского.
О почитании и иконографии святого — протоиерей Артемий Владимиров.
Ангел послушания — так иногда у нас на Руси называют праведного Артемия Веркольского, святого отрока Архангельского края.
Многие знают, что в Москве, где ныне стоит вестибюль метро «Новокузнецкая», был храм святой Параскевы Пятницы с приделом во имя отрока и чудотворным источником, вода которого до сих пор сочится и просачивается на мраморных стенах станции метро «Новокузнецкая».
Интересны иконы святого Артемия с боковыми клеймами по контуру большой иконы, но не менее интересны и те иконы, где на одном поле изображены разные планы земного бытия отрока. Вот он молится в тиши, а вот он бездыханным падает на пашню во время внезапно разразившейся грозы, а вот ангелы его светлую, чистую душу возносят на небо, поставляют пред лицом Божьим.
Эта разноплановость говорит о том, что времени нет у Всевышнего, и наш бессмертный дух, покуда находится в теле, вместе с тем открыт взору Божьему, а благодать, крещение, сообщённое нам в таинстве, делает дух причастным к вечности.
Все выпуски программы Актуальная тема
6 июля. О грехе и возможности его преодоления

В 6-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
О грехе и возможности его преодоления — игумен Лука (Степанов).
О каком грехе говорит апостол? Конечно, о первородном, о том грехопадении, которое сделало необходимым Господу ограничить жизнь человеческую в устроенном Им мире.
Человек избрал худшее и был удалён от возможности вкушения древа вечной жизни, поскольку он мог уподобиться самим бесам в расположении ко злу, поскольку повреждение, которое человек приобрёл после грехопадения, необходимо было врачевать уже новыми, радикальными средствами, главное из которых — это будущее Боговоплощение, явление нового Адама.
А для человека потребовалась узда смерти, которая неизбежно вела его к смирению, к исповеданию Господню, к покаянию.
И такими необходимыми мерами Господь ограничивает нас, но при этом и обнадёживает нас, ибо Его дар, Его воплощение, как нового Адама, сообщить всякому, приобщающемуся к Его жизни, к Его бытию, к Его святости, и ту вечную жизнь, которая при грехопадении была человечеством потеряна.
Все выпуски программы Актуальная тема