Сергей Михайлович Эйзенштейн самоотверженно служил людям своим искусством. Можно сказать даже больше: кинематограф — не только отечественный, но и мировой — в настоящее, высокое искусство превратил именно он.
С миром кино будущий великий режиссёр, сценарист и теоретик кинематографа впервые познакомился в 1906-м году, когда ему было 8 лет. Родители взяли Серёжу с собой в Париж. В один из вечеров они посетили сеанс в «иллюзионе» — так в то время называли кинотеатры. Мальчик с восхищением смотрел на экран. И когда сеанс закончился, он уже твёрдо знал, что хочет «делать кино». Однако в 1915-м, по настоянию отца, Эйзенштейн поступил на факультет архитектуры в Петроградский институт гражданских инженеров. А через два года произошёл Октябрьский переворот. Институт ликвидировали. Продолжить образование Эйзенштейн смог только в 1921-м году. На сей раз специальность выбрал сам: поступил в Высшие режиссёрские мастерские, которыми руководил Всеволод Мейерхольд. А спустя три года снял свою первую короткометражку — «Дневник Глумова» по пьесе Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Пятиминутный фильм, построенный на ярких художественных образах, не оставил у зрителей сомнений: Сергей Эйзенштейн творит принципиально новый кинематограф. Молодой режиссёр доказал, что кино может быть одновременно увлекательным и в то же время — по-хорошему сложным. «У меня всегда была задача — действовать на чувства и мысли», — говорил Эйзенштейн.
Всё это он в полной мере реализовал в первой своей большой картине 1925-го года — «Броненосец Потёмкин». Ничего подобного публика ни в России, ни за рубежом ещё не видела. Поражал не только масштаб съёмок, но и совершенно новые приёмы монтажа, использование ассоциативных кадров. Изначально это был чёрно-белый немой фильм, но зрителям казалось, что с экрана слышны голоса героев и выстрелы. В 1938-м, накануне Второй Мировой войны, на экраны вышел ещё один шедевр Сергея Эйзенштейна — патриотическая картина «Александр Невский». Образ князя-воина был близок режиссёру: в детстве и в студенческие годы он часто посещал Александро-Невскую лавру. В своих мемуарах Сергей Михайлович признавался, что испытывает необычное чувство из-за того, что святой, у мощей которого он когда-то бывал, теперь — герой его фильма. Картина «Александр Невский» поднимала дух русского народа, вставшего против фашизма в годы Великой Отечественной войны.
Ещё один фильм, признанный одним из величайших в истории мирового кинематографа, Эйзенштейн снял в 40-е годы ХХ века — историческую драму «Иван Грозный». Помимо всех художественных достоинств, в ней — удивительное дело для советской киноленты — на всём протяжении присутствует Бог. Внутренний диалог с Богом ведёт главный герой, царь Иван Грозный. Большинство сцен происходит в интерьерах храмов. На экране совершаются церковные таинства. Фильм «Иван Грозный» потряс зрителей во всём мире.
Между тем, коллеги и друзья знали Сергея Эйзенштейна не только как блестящего режиссёра, но и как доброго, отзывчивого человека. Во время съёмок «Ивана Грозного» он буквально спас жизнь актёру Александру Мгеброву, когда тот погибал от туберкулёза. Зимой, в тяжёлое военное время, Эйзенштейн смог организовать для него приём лучших врачей, питание, фрукты. «Только благодаря Эйзенштейну я поправился и встал на ноги», — рассказывал Мгебров. А близкий друг Сергея Михайловича, режиссёр Григорий Александров, вспоминал, как однажды, в голодные 20-е годы, он несколько дней подряд ничего не ел. И Эйзенштейн отдал ему свою единственную краюху хлеба. Недаром в мемуарах коллега Сергея Михайловича Эйзенштейна, сценарист Лев Кулешов, назвал его человеком, который принёс миру новое искусство и тепло своего сердца.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Дедилово. Церковь Параскевы Пятницы (Тульская область)
Если вы вдруг оказались в селе Дедилово под Тулой, то вряд ли пройдёте мимо церкви великомученицы Параскевы Пятницы. Она видна издалека — яркая, цветная, радостная. Снаружи храм весь расписан жёлтым, голубым и красным орнаментом. При взгляде на него невольно представляется пасхальное яйцо-крашенка, горсть конфет «морские камешки» или сказочный пряничный домик. Стоит храм на берегу реки Шиворонь, почти у самой воды. Каменную церковь возвели здесь во второй половине 19-го столетия. До этого на её месте был деревянный храм, который дважды перестраивался, поскольку быстро ветшал. И вот в 1869-м году прихожане решили, что нужна капитальная постройка. Собрали деньги и возвели небольшую однокупольную це́рковку, к которой позднее, уже в 1890-х годах, была пристроена невысокая шатровая колокольня.
С тех пор и до 1934 года храм Параскевы Пятницы жил привычной молитвенной жизнью. А потом в церкви устроили клуб... Вот только сельчане, боясь осквернить святыню, ходили в него крайне неохотно. Тогда в храме расположили крупорушку — цех по очистке и переработке зерна в крупу. Через несколько лет крупорушка переехала. Храм не стали больше использовать для колхозных нужд. Долгие годы он просто стоял, разрушался и оседал. К началу 1990-х, когда храм Великомученицы Параскевы вернули Русской Православной Церкви, на нём не было ни купола, ни колокольни. На восстановление церкви трудилось всё село от мала до велика. А когда храм поднялся из руин и пришло время его расписывать, за дело взялся местный художник-самоучка Юрий Горяченков. Целых 11 лет в одиночку он трудился над наружной росписью храма. И получилась яркая, тёплая, радостная красота, которая делает солнечным даже пасмурный день.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим (Вологодская область)
На въезде в вологодский городок Тотьму, на высоком берегу реки Сухоны, стоит удивительной красоты храм с кровлей кирпично-красного цвета и почти чёрными маковками куполов — Церковь Входя Господня в Иерусалим. Кажется, что стоит она не на земле, а белоснежным кораблём торжественно плывёт в прозрачной синеве северного неба.
Входо-Иерусалимский храм ассоциируется с величественным кораблём не случайно. В конце 18 века, когда возводилась эта церковь, город Тотьма был одним из центров отечественного мореходства. Здесь начинался речной путь, ведущий в Северное море. Из Тотьмы по реке Сухоне, а затем — через Каму, уходили суда к берегам Сибири, Дальнего Востока, и тогда ещё русских Аляски и Алеутских островов. Исследователи отправлялись осваивать новые земли и составлять карты. Купцы ехали добывать пушнину. На средства, вырученные от торговли этим ценным товаром, и был возведён в 1791 году Входо-Иерусалимский храм. Финансировали строительство известные в городе купцы, братья Григорий и Пётр Пановы, основатели торговой компании «Русская Америка». Тотемские архитекторы отразили в здании храма Входа Господня в Иерусалим дух города мореходов. Церковь получилась похожей на корабль с мачтами устремлённых в небо куполов. Интересно, что в подобной стилистике построены практически все храмы в Тотьме. Этот архитектурный стиль даже получил впоследствии название «тотемское барокко».
Его отличительной чертой стал способ украшения фасадов особым орнаментом, так называемыми «картушами». Это композиции из переплетения причудливых завитков. Церковь Входа Господня в Иерусалим богата украшена разнообразными видами картушей. Они напоминают узоры, которыми когда-то украшали поля географических карт.
В богоборческие 1930-е храм серьёзно пострадал. К счастью, в начале 70-х годов ХХ столетия власти взяли Входо-Иерусалимскую церковь под государственную охрану. Однако серьёзные реставрационные работы начались только в 1995-м, когда указом Президента Российской Федерации храм Входа Господня в Иерусалим был признан объектом культурного наследия федерального значения.
Сегодня «тотемский корабль», как часто называют церковь, встречает каждого, кто въезжает в город. Входо-Иерусалимский храм — действующий. Богослужения проходят на втором этаже. А на первом символично расположился Музей мореходов. И после молитвы можно прикоснуться к славным страницам истории города Тотьмы и нашего Отечества.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм святителя Гурия Казанского (деревня Нижний Азъял, республика Марий Эл)
На юго-востоке республики Марий Эл, между деревнями Петъял и Азъял, стоит у подножия лесного холма деревянный храм. Он освящён во имя святителя Гурия, возглавлявшего Казанскую епархию в шестнадцатом веке. Окрашенная в белый цвет и декорированная голубым орнаментом церковь особенно хороша на фоне окружающих берёз и сосен.
Живописный пейзаж и вдохновил в конце девятнадцатого века архиепископа Владимира (Петрова) на строительство храма. Казанский владыка возвращался из миссионерской поездки по Марийской земле, остановился на отдых на поляне близ дороги и подумал, что хорошо бы здесь поставить церковь. В заботах архипастырь отложил задуманное, а вернулся к своей идее спустя несколько лет, сопровождая в путешествии по Поволжью отца Иоанна Кронштадтского. Праведный пастырь поддержал архиепископа Владимира и в 1896 году ландшафт между деревнями Петъял и Азъял украсила церковь Святителя Гурия.
Храм стал духовной опорой для жителей окрестных селений. При нём работала церковноприходская школа и действовала библиотека. После революции 1917 года дружная община много лет активно сопротивлялась закрытию церкви. Богослужения в ней прекратились только в 1936 году, а спустя десять лет возобновились.
Пока храм пустовал, никто не посягнул на его сокровища, а их здесь немало! Ведь в советское время Гурьевский храм стал хранителем святынь из других церквей, пострадавших от безбожной власти. Так, в двадцатые годы здесь оказался один из древних чудотворных списков Смоленской Седмиезерной иконы Божией Матери. Образ спасли от поругания после закрытия Казанской Богородицкой Седмиезерной пустыни, находившейся в тридцати пяти километрах. Когда святыню внесли в Гуриевскую церковь и стали служить молебен, на склоне холма над храмом забил родник. Источник освятили в честь Смоленской иконы Божией Матери. Он и сегодня радует прихожан и паломников чистой целительной водой.
Ещё одна чтимая святыня Гурьевского храма — старинное Распятие. Массивный кипарисовый Крест стоит справа перед иконостасом. На потемневшем от времени дереве чётко видно изображение Спасителя с предстоящими Ему Богородицей и Иоанном Богословом. Где и когда был изготовлен Крест, неизвестно. Его чудесно обрели весной 1926 года. Распятие принесло по реке Свияге во время разлива и прибило к берегу в селе Исаково в Татарстане. Драгоценную находку поместили в местной Богоявленской церкви. Когда же её закрыли в конце пятидесятых годов, Крест перенесли в Гурьевский храм.
О маленькой деревянной церкви в Марийской глубинке не так широко известно. Но многие из тех, кто побывал здесь хоть раз, возвращаются. Ведь так утешительно помолиться под старинными сводами, преклонить колени перед чудесно обретённым Распятием и окунуться в чудотворный источник. Храм святителя Гурия Казанского — жемчужина православного Поволжья.
Все выпуски программы ПроСтранствия











