
Знаете, что может стать самым сложным в начале духовного пути? По моему опыту, трудность не в том, чтобы встретить Господа — Он Сам идёт тебе навстречу. Не в том, чтобы полностью изменить образ жизни. И даже не в том, чтобы решиться на первую исповедь и признать себя грешницей.
Лично для меня самым сложным оказалось научиться не оглядываться на других. Не зависеть от мнения окружающих. Тех, кто ещё не пришёл к осознанной вере и живёт, как и я прежде. То есть оказалось трудным не бояться быть не как все.
Хорошо помню, как некоторые почти не скрывая крутили пальцем у виска. Другие, особенно любящие меня, искренне пытались убедить в том, что пост — вреден для здоровья, а, простите, блуд полезен, значит, и вне брака это не грех. Про разговоры о Боге «в душе» вообще молчу...
Многие просто не понимали, а некоторые категорически не принимали моих, с их точки зрения, «причуд».
— Лен, ну зачем это? По выходным надо отсыпаться после ночных монтажей, как все нормальные люди, а не отправляться в храм ни свет ни заря.
— Что это ты совсем не носишь свои любимые джинсы? Ведь юбки — это так неудобно!
— И волосы-то, волосы зачем отращиваешь?
Но, знаете, не так уж и много времени прошло, и я стала чувствовать, как растёт уважение к выбранному мной жизненному пути. Может быть, потому, что я сама перестала оглядываться и думать: «а что обо мне скажут»?
Всё чаще ко мне начали подходить с вопросами о вере и Церкви. Среди коллег-телевизионщиков у меня появились крестники...
В большой редакторской комнате сидели сотрудники сразу двух программ, которые выпускала наша телекомпания. Тихо, чтобы никому не мешать и не вводить в искушение церковной тематикой разговора, мы с одной из девушек решали последние организационные вопросы перед её крещением. И вдруг сидевшая за соседним столом, и, казалось, вся погружённая в написание текста журналистка резко повернулась к нам:
— И я хочу креститься!
Тут же на её громко сказанную фразу отреагировал ещё один наш сотрудник:
— И я!
В общем, после работы я объясняла Символ веры уже трём людям. А через несколько дней вместе с ними пришла в Елоховский собор, который находился недалеко от нашего офиса. Там замечательный баптистерий — купель для крещения взрослых.
Потом Господь так устраивал, что мы то сюжет православный, а то и целую передачу о вере снимали. И мой, хоть ещё и небольшой, опыт в церковной жизни очень пригодился.
Так что, наверное, главное в начале духовного пути — не думать, что ты не как все. Уж во всяком случае не лучше.
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов