
«Несколько дней из жизни Обломова», студия Мосфильм, Первое творческое объединение, режиссер Никита Михалков
— Ты же сам видел, знаешь, что я воспитан нежно. Ни холода, ни голода никогда не терпел. Нужды не знал. Хлеба сам себе не зарабатывал. Вообще чёрным делом не занимался. Ну как же у тебя после всего этого достало духу равнять меня с другими?!
Такую характеристику в разговоре со слугой Захаром дал сам себе Илья Ильич Обломов — молодой помещик и главный герой художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Картину снял в 1979 году режиссёр Никита Михалков по мотивам знаменитого произведения писателя Гончарова. Про Обломова ещё со школьной скамьи мы чётко усвоили: он бездельник, лентяй, нерешительный человек, любимое занятие которого — лежать на диване. «Обломощину» всегда было принято клеймить и порицать. Неудивительно, что картина Михалкова вызвала в своё время бурный общественный резонанс. По словам Михалкова, критики всегда рассматривали гончаровского «Обломова» преимущественно с точки зрения социальной. «А мы решили взглянуть на это произведение с точки зрения нравственной», — говорил Никита Сергеевич. Ответ на вопрос, почему при всех недостатках Обломов остаётся симпатичен читателю, режиссёр фильма решил искать в духовной плоскости. В итоге перед зрителями предстаёт многогранный образ героя. И на первый план выступают его внутренняя чистота, органическое чувство корней, связывающих его с родной землей. В одном из эпизодов картины Обломов произносит глубокие и трогательные слова, которые раскрывают перед зрителями его тонкую душу.
— У меня за окном дерево росло. Оно, наверно, уже лет пятьсот росло или больше. И ещё тыщу лет проживёт, а то и две. А листья на нём каждый год меняются, и сколько их за эти годы распустилось, пожелтело, опало... И сколько ещё распустится и опадёт. Но ведь каждый лист, пока он растёт, он живёт одной жизнью с деревом, с его корнями, его ветвями, он их чувствует, наверно. Необходим им. Значит, доля этого листа есть в последующих годах. Была и в тех, прошедших. Так, верно, и мы, кто бы ни был — раз живём, значит, есть смысл.
Примечательно, что эти мысли Обломов доверяет своему другу детства — Андрею Штольцу. Штольц — прямая противоположность Ильи Ильича. Он не занимает свой ум всякого рода отвлечёнными размышлениями. Прагматичен, целеустремлён, никогда не упускает своего шанса. Андрей пытается вразумить и друга — мол, хочешь жить, умей вертеться. Но Обломов так не умеет... Режиссёр Никита Михалков признавался, что хотел повести разговор не об опасности «обломовщины», а об опасности, если можно так выразиться, «штольцевщины», о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность«.
«Несколько дней из жизни Обломова» — это лишь несколько эпизодов из романа Гончарова. При этом создатели фильма поставили себе задачу остаться максимально близкими к ткани литературного произведения, сохранить его дух. В картине периодически звучит закадровый текст с отрывками из романа. Местами киноповествование прерывается интермедиями из детства главного героя. Мы видим, как маленький Илюша вместе с матерью стоит на коленях перед иконой. Их фигуры озарены ослепительным светом. Света в картине вообще очень много. Любопытно, что критик Елена Стишова из журнала «Советский экран» назвала этот свет Фаворским. Другими словами — преображающим. Действительно, на наших глазах Обломов из привычного со школьной скамьи ленивого барина преображается в человека, чья душа жива.
В заключение я бы хотел отметить, что актёр Олег Табаков замечательно выразил режиссёрский замысел о герое. Обломов в его исполнении, которого мы видим на экране — добр, чист, полон любви к родной земле. Мы открываем в нём эти новые грани. И может быть, благодаря фильму, откроем их и в самих себе.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.09.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
2 Кор., 189 зач., IX, 12 - X, 7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что делать, если я живу в окружении порочных людей? Что я могу противопоставить недостаткам своих ближних? Как мне вести себя, чтобы сделать их лучше? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й и 10-й глав 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
12 Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу;
13 ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми,
14 молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию.
15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!
Глава 10.
1 Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым.
2 Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти.
3 Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем.
4 Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы
5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу,
6 и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
Христиане Коринфа собрали для Иерусалимской общины, которая оказалась в затруднительном материальном положении, финансовую помощь. Однако у некоторых из коринфских верующих появились сомнения, дойдёт ли эта помощь до адресата. Были те, кто стал наговаривать на Павла, что, дескать, он корыстный человек и он присвоит эти средства. В ответ на эту клевету и звучат те слова апостола, которые мы только что услышали.
Павел обличает мотив, побуждающий его противников злословить его и выставлять обманщиком. Они смотрят на него как на поступающего «по плоти». То есть видят в Павле человека, который действует не по внушению Святого Духа, но по своему личному разумению, ради собственной выгоды. Поэтому он призывает их обратить внимание на то, как через него действует сила Божия, которая, по его выражению, «разрушает твердыни». Скорее всего, Павел подразумевает свои победы над языческими философами, а также иудейскими богословами. Кроме того, апостол призывает своих оппонентов посмотреть, сколько людей благодаря его трудам обратились в Христову веру. Всё это должно быть достаточным свидетельством для того, чтобы увидеть, какой Дух действует через апостола.
Однако Павел приводит ещё один аргумент. «На личность ли смо́трите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы». Мысль апостола следующая. Нам свойственно видеть в людях то, что мы видим в себе. Нередко мы приписываем окружающим собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и прочее. И мы при этом уверены, что это не наше, а другого человека. Психологи называют это свойство нашего сознания проекцией. Это общий естественный механизм. Его действие прекрасно иллюстрирует притча о пчеле и мухе. Пчёлка везде видела ароматные цветы, а муха — только навозные кучи. И Сам Господь упоминает в Евангелии об этой закономерности: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».
Эту логику Павел и применяет в борьбе со своими противниками. Если человек Христов, то он и об окружающих будет судить как о тех, кто в той или иной степени связан со Христом. Даже в тех, кто наполнен тьмой, он будет склонен видеть проблески света. И, напротив, если человек не обращает внимания даже на явные проявления Святого Духа через Павла и продолжает настойчиво обвинять его в корысти, это явное свидетельство его собственного сердечного состояния. Какая-то страсть точит его душу. А потому и в окружающих он ощущает подвох.
Всё сказанное имеет практические выводы. Порой мы обязаны просто в силу своей должности противостоять злу и сражаться за правду. И это делать необходимо. Однако важно помнить, что, если бы источником наших проблем были только окружающие люди, мы были бы обречены. Ведь в конечном счёте исправить окружающих невозможно. А потому порой сражение с пороками близких напоминает бой со Змеем Горынычем. Одну голову отрубил, а на её месте две новые выросли. И так до бесконечности. Поэтому главной заботой христианина должна быть работа над изменением собственного сердца. Преподобный Паисий Святогорец советовал приучить себя почаще включать добрый помысел. То есть заставлять себя думать о человеке хорошее даже в том случае, когда житейский опыт побуждает тебя думать плохое. Если такой работы не будет, то всякое наше сражение за правду, даже самое искреннее, в итоге превратится в безумие и противостояние истине.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать работу горячей линии «Милосердие»

Макар из Республики Башкортостан растёт в большой семье. Серьёзный и ответственный парень, старается учиться на отлично. Он хочет в будущем найти хорошую работу и помочь родным выбраться из сложных жизненных обстоятельств.
Семья живёт сельской местности и находится в трудном финансовом положении. Пять лет назад, когда началась пандемия коронавируса, и школы перешли на удалённое обучение, 10-летнему Макару, а также его братьям и сёстрам пришлось пропускать уроки. Так сложилось, что у них не оказалось под рукой ни компьютера, ни современных телефонов, чтобы выходить в Интернет, участвовать в занятиях и выполнять задания. Но школьник не растерялся. Он позвонил на горячую линию Русской Православной Церкви и попросил о помощи. Подросток объяснил, что ему и его родным для учёбы необходим ноутбук.
Просьбу ребёнка не оставили без ответа. Нужную технику семье Макара доставил домой священник Уфимской епархии. Растроганный подросток выбежал ему на встречу, у него не было сомнений, что это именно то, чего он и его близкие так ждали.
Обратиться на горячую линию социальной помощи Русской Православной Церкви может любой человек. Каждый день на номер 8 800 70 70 222 поступают сотни звонков. Ситуации и просьбы самые разные. И ни одна из них не остаётся без внимания. Сейчас большинству необходима поддержка продуктами, одеждой и жизненно важными лекарствами, особенно людям, которые находятся в зоне конфликта. Чаще всего помощь важно оказать быстро, поэтому у горячей линии должны быть на это ресурсы. Поддержите работу проекта на платформе «Поможем», совершив любой благотворительный взнос. И пусть помощь приходит вовремя к тем, кто её очень ждёт.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов