— Ты же сам видел, знаешь, что я воспитан нежно. Ни холода, ни голода никогда не терпел. Нужды не знал. Хлеба сам себе не зарабатывал. Вообще чёрным делом не занимался. Ну как же у тебя после всего этого достало духу равнять меня с другими?!
Такую характеристику в разговоре со слугой Захаром дал сам себе Илья Ильич Обломов — молодой помещик и главный герой художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Картину снял в 1979 году режиссёр Никита Михалков по мотивам знаменитого произведения писателя Гончарова. Про Обломова ещё со школьной скамьи мы чётко усвоили: он бездельник, лентяй, нерешительный человек, любимое занятие которого — лежать на диване. «Обломощину» всегда было принято клеймить и порицать. Неудивительно, что картина Михалкова вызвала в своё время бурный общественный резонанс. По словам Михалкова, критики всегда рассматривали гончаровского «Обломова» преимущественно с точки зрения социальной. «А мы решили взглянуть на это произведение с точки зрения нравственной», — говорил Никита Сергеевич. Ответ на вопрос, почему при всех недостатках Обломов остаётся симпатичен читателю, режиссёр фильма решил искать в духовной плоскости. В итоге перед зрителями предстаёт многогранный образ героя. И на первый план выступают его внутренняя чистота, органическое чувство корней, связывающих его с родной землей. В одном из эпизодов картины Обломов произносит глубокие и трогательные слова, которые раскрывают перед зрителями его тонкую душу.
— У меня за окном дерево росло. Оно, наверно, уже лет пятьсот росло или больше. И ещё тыщу лет проживёт, а то и две. А листья на нём каждый год меняются, и сколько их за эти годы распустилось, пожелтело, опало... И сколько ещё распустится и опадёт. Но ведь каждый лист, пока он растёт, он живёт одной жизнью с деревом, с его корнями, его ветвями, он их чувствует, наверно. Необходим им. Значит, доля этого листа есть в последующих годах. Была и в тех, прошедших. Так, верно, и мы, кто бы ни был — раз живём, значит, есть смысл.
Примечательно, что эти мысли Обломов доверяет своему другу детства — Андрею Штольцу. Штольц — прямая противоположность Ильи Ильича. Он не занимает свой ум всякого рода отвлечёнными размышлениями. Прагматичен, целеустремлён, никогда не упускает своего шанса. Андрей пытается вразумить и друга — мол, хочешь жить, умей вертеться. Но Обломов так не умеет... Режиссёр Никита Михалков признавался, что хотел повести разговор не об опасности «обломовщины», а об опасности, если можно так выразиться, «штольцевщины», о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность«.
«Несколько дней из жизни Обломова» — это лишь несколько эпизодов из романа Гончарова. При этом создатели фильма поставили себе задачу остаться максимально близкими к ткани литературного произведения, сохранить его дух. В картине периодически звучит закадровый текст с отрывками из романа. Местами киноповествование прерывается интермедиями из детства главного героя. Мы видим, как маленький Илюша вместе с матерью стоит на коленях перед иконой. Их фигуры озарены ослепительным светом. Света в картине вообще очень много. Любопытно, что критик Елена Стишова из журнала «Советский экран» назвала этот свет Фаворским. Другими словами — преображающим. Действительно, на наших глазах Обломов из привычного со школьной скамьи ленивого барина преображается в человека, чья душа жива.
В заключение я бы хотел отметить, что актёр Олег Табаков замечательно выразил режиссёрский замысел о герое. Обломов в его исполнении, которого мы видим на экране — добр, чист, полон любви к родной земле. Мы открываем в нём эти новые грани. И может быть, благодаря фильму, откроем их и в самих себе.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова