
«Несколько дней из жизни Обломова», студия Мосфильм, Первое творческое объединение, режиссер Никита Михалков
— Ты же сам видел, знаешь, что я воспитан нежно. Ни холода, ни голода никогда не терпел. Нужды не знал. Хлеба сам себе не зарабатывал. Вообще чёрным делом не занимался. Ну как же у тебя после всего этого достало духу равнять меня с другими?!
Такую характеристику в разговоре со слугой Захаром дал сам себе Илья Ильич Обломов — молодой помещик и главный герой художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова». Картину снял в 1979 году режиссёр Никита Михалков по мотивам знаменитого произведения писателя Гончарова. Про Обломова ещё со школьной скамьи мы чётко усвоили: он бездельник, лентяй, нерешительный человек, любимое занятие которого — лежать на диване. «Обломощину» всегда было принято клеймить и порицать. Неудивительно, что картина Михалкова вызвала в своё время бурный общественный резонанс. По словам Михалкова, критики всегда рассматривали гончаровского «Обломова» преимущественно с точки зрения социальной. «А мы решили взглянуть на это произведение с точки зрения нравственной», — говорил Никита Сергеевич. Ответ на вопрос, почему при всех недостатках Обломов остаётся симпатичен читателю, режиссёр фильма решил искать в духовной плоскости. В итоге перед зрителями предстаёт многогранный образ героя. И на первый план выступают его внутренняя чистота, органическое чувство корней, связывающих его с родной землей. В одном из эпизодов картины Обломов произносит глубокие и трогательные слова, которые раскрывают перед зрителями его тонкую душу.
— У меня за окном дерево росло. Оно, наверно, уже лет пятьсот росло или больше. И ещё тыщу лет проживёт, а то и две. А листья на нём каждый год меняются, и сколько их за эти годы распустилось, пожелтело, опало... И сколько ещё распустится и опадёт. Но ведь каждый лист, пока он растёт, он живёт одной жизнью с деревом, с его корнями, его ветвями, он их чувствует, наверно. Необходим им. Значит, доля этого листа есть в последующих годах. Была и в тех, прошедших. Так, верно, и мы, кто бы ни был — раз живём, значит, есть смысл.
Примечательно, что эти мысли Обломов доверяет своему другу детства — Андрею Штольцу. Штольц — прямая противоположность Ильи Ильича. Он не занимает свой ум всякого рода отвлечёнными размышлениями. Прагматичен, целеустремлён, никогда не упускает своего шанса. Андрей пытается вразумить и друга — мол, хочешь жить, умей вертеться. Но Обломов так не умеет... Режиссёр Никита Михалков признавался, что хотел повести разговор не об опасности «обломовщины», а об опасности, если можно так выразиться, «штольцевщины», о прагматизме, вытесняющем, пожирающем в человеческой душе духовность«.
«Несколько дней из жизни Обломова» — это лишь несколько эпизодов из романа Гончарова. При этом создатели фильма поставили себе задачу остаться максимально близкими к ткани литературного произведения, сохранить его дух. В картине периодически звучит закадровый текст с отрывками из романа. Местами киноповествование прерывается интермедиями из детства главного героя. Мы видим, как маленький Илюша вместе с матерью стоит на коленях перед иконой. Их фигуры озарены ослепительным светом. Света в картине вообще очень много. Любопытно, что критик Елена Стишова из журнала «Советский экран» назвала этот свет Фаворским. Другими словами — преображающим. Действительно, на наших глазах Обломов из привычного со школьной скамьи ленивого барина преображается в человека, чья душа жива.
В заключение я бы хотел отметить, что актёр Олег Табаков замечательно выразил режиссёрский замысел о герое. Обломов в его исполнении, которого мы видим на экране — добр, чист, полон любви к родной земле. Мы открываем в нём эти новые грани. И может быть, благодаря фильму, откроем их и в самих себе.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема