Кол., 249 зач. (от полу́), I, 3-6.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У нас нет оснований подозревать апостола Павла в лукавстве, однако некоторые его слова звучат настолько фантастически, что впору задуматься если и не о честности апостола, то, как минимум, о себе самих, потому как восприятие слов истинными или ложными — это во многом вопрос опыта и знаний, и если нам что-то кажется невероятным, то это вовсе не означает невозможности, это может указывать и на нашу низкую компетентность. Сегодня в православных храмах во время богослужения звучит отрывок из 1-й главы Послания апостола Павла к Колоссянам. Это краткий и удивительный отрывок. Давайте послушаем его.
Глава 1.
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,
4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,
6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,
Как и всегда в начале своих посланий, в первых стихах Послания к Колоссянам апостол Павел произносит благословение и благодарение. В этом нет ничего неожиданного, таким был обычай, сопряжённый с желанием святого апостола. Удивительное начинается дальше, там, где, заканчивая приветственные слова, апостол Павел констатирует, что «истинное слово благовествования», пребывая в колосской общине, «проносит плод, и возрастает».
Конечно, на первый взгляд кажется, что ничего удивительного в этом нет: да, христиане Колосс услышали о Христе, были научены евангельской жизни, а потому-то в их общине слово Христово приносит свой плод, люди меняются и восходят к новой жизни во Христе. Чего ж тут странного?
Здесь, конечно же, ничего странного нет, именно так и должно быть. Странно другое: если так было в Колоссах, если так должно быть, то почему мы не в состоянии сказать о себе самих, что истинное слово благовествования приносит в нас плод и возрастает? Почему мы, прекрасно зная учение Господа нашего Иисуса Христа, обладая сокровищем апостольского учения и святоотеческой письменности, имея храмы и таинства, чаще всего не чувствуем в себе никакого плода истинного слова благовествования? Более того, мы зачастую оказываемся неспособны внятно объяснить, какой же именно плод имел в виду апостол Павел. Почему слова апостола, если их применять к нам, начинают звучать как нечто странное и бесконечно далёкое от нашей жизни?
Совершенно очевидно, что дело здесь не в евангельском слове, которое не могло утратить свою силу, и не в апостоле Павле, ведь он писал и о проблемах, в том случае, если они были в той или иной общине. Дело в нас. В том, что мы иначе относимся к евангельскому слову, оно перестало быть для большинства из нас словом для руководства, и превратилось в явление культуры, в памятник древней литературы, мы всерьёз не понимаем, да и не хотим понимать, каким образом можно жить по Евангелию, каким образом применять слова Христа в нашей повседневности.
Но вот в чём проблема: жизнь человека во все времена представляет собой приблизительно одно и то же. Те же проблемы, те же беспокойства, та же необходимость бороться за жизнь и отвоёвывать себе «место под солнцем». Евангелие в этом не может помочь. Однако оно может помочь в другом: оно способно сделать все наши житейские проблемы и не проблемами вовсе, а тем путём, который может привести в Царство Небесное. Надо лишь воспринять Евангелие как руководство к действию. Без отговорок и без удобных толкований.
Христиане древних Колосс сумели это сделать, а потому-то Евангелие в их общине начало приносить свой плод, люди начали меняться, и их приоритетом стало служение Богу и людям, а не бесконечно увеличивающийся объём потребления. Дай Бог, чтобы пример наших братьев по вере побудил нас изменить своё отношение к Слову Христову, и чтобы Его Слово жило в нас, действовало, и приносило не меньший плод, чем в древних христианских общинах!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.