
У меня нет ни капли сомнения в том, что Евангелие надо читать постоянно. Хотя бы по главе в день. К сожалению, не могу похвалиться, что выполняю это неукоснительно. Сама себя обкрадываю...
Вспоминаю, как читала Евангелие в первый раз. Признаюсь — многое не понимала. Но все равно оно отзывалось в сердце необъяснимой радостью. А вот некоторые места — их было всего три или четыре — вызвали откровенный протест в моей далекой от духовного разумения душе.
Самой странной и даже, Господи, прости, неуместной в этой книге мне показалась притча о работниках виноградника. Тех, которых хозяин нанимал постепенно в течение всего дня. А потом пришедших работать в последний момент, в одиннадцатый час наградил так же, как и тех, кого нанял в третий час — в середине дня, и тех, то начал работать ранним утром, первыми. Где же справедливость? — возмущалась я вместе с этими «первыми».
Да, им было обещано по динарию. Да, по динарию они и получили. Но почему их сравняли с другими, работавшими гораздо меньше? Тут я, честно говоря, споткнулась. Воспитанная на советском понятии справедливости, — мол, каждому по труду — не могла согласиться с тем, что кого-то обделили. С одной стороны, возмутилась, а с другой — смутилась. Душа слышала ответ Бога — евангельские слова: «Возьми свое и пойди... или глаз твой завистлив оттого, что я добр?» В общем, противоречия раздирали мою душу...
В какой момент мое восприятие этой притчи кардинально изменилось? Наверное, когда я вдруг поняла, что она — про меня. Когда я сама начала задумываться о работе в винограднике Божием? Не ранним утром и даже не в третьем часу. Господь не звал меня до шестого часа просто потому, что рабы Божией Елены не было на торжище. Я был в другом месте... Лучшие, полные сил и талантов, годы были посвящены делам отнюдь не духовным.
Эта притча звучит на богослужении, в частности, в день памяти 40-ка Севастийских мучеников. Помните? В холодном Севастийском озере истязаниям за веру христианскую подверглись 40 воинов. Один из них не выдержал, вбежал в топившуюся на берегу баню и пал замертво. Утром стражник увидел над озером 39 светлых венцов. Скинув с себя одежду, со словами «И я христианин!» он вошел в озеро и присоединился к мученикам. Венцов стало 40.
Теперь евангельская притча о работниках, призванных в виноградник в разные часы дня, — моя любимая. Читаю ее и каждый раз радуюсь, что Господь зовет к Себе и одаривает благодатью не по заслугам нашим, а исключительно по Своей милости. Более того, даже страшно представить Бога справедливым. За всех, конечно, не говорю, но лично мне страшно. По справедливости-то ох какую суровую «награду» я заслужила!
Но Господь не справедлив, а долготерпелив и многомилостив. Ко всем своим чадам, разумным и не очень. К тому, кто работает в Его винограднике с самого «утра», по-детски искренне и чисто. К тому, кто, наломав дров в горячей юности, узнал сладость покаянных слёз. К тому, кто, как я, пришёл в себя только после серьезных потрясений. И к тому, кто в последний, «одиннадцатый», час успел воздохнуть: «Господи, помилуй!»
Автор: Елена Тулисова
Все выпуски программы Частное мнение
Псалом 27. Богослужебные чтения

Вера в Бога предполагает не только радость, но и верность имеющимся принципам. Не зря апостол Павел пишет, что признаком истинного служителя Божия является терпение. Не мягкотелость, а именно стойкость, умение переносить вызовы жизни. Таким терпением, безусловно, обладал царь и пророк Давид. Об этом мы можем судить на основании псалма 27-го, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 27.
Псалом Давида.
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!
Жизнь царя и пророка Давида редко когда была спокойной. Сначала его преследовал безумный правитель Саул. Потом на Давида поднял руку его собственный сын — Авессалом. Последний находился в убеждении, что делает правое дело, защищает справедливость. А ещё некоторые предательски настроенные подданные убедили Авессалома в том, что он станет правителем лучшим, чем его отец. Вспыхнуло восстание. Давид, не желая устраивать гражданскую войну, скрылся, начал скитаться, прячась от собственного сына. Конечно, царю было очень тяжело. Он молится Богу: «К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоём я не уподобился нисходящим в могилу».
Поддавшись чувствам, Давид вполне по-ветхозаветному сначала просит Господа об отмщении: «Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими». Не в этом псалме, правда, а в иных, написанных в тот же период, царь оговаривается и просит Бога вразумить противников, но не лишать их жизни. Что совершенно понятно. Кто захочет гибели собственного ребёнка? Даже если ребёнок встал на путь зла.
Продолжая свою молитву, пророк ясно говорит, что единственной его опорой в жизни является Господь Бог. Только Он способен защитить от зла. Только Он может показать всё бессилие лжи, даже если она коварно прикрывается рассуждениями о мире и справедливости. Бог всё тайное обязательно сделает явным. Давид проникновенно пишет: «Господь — крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце моё, и Он помог мне, и возрадовалось сердце моё; и я прославлю Его песнью моею».
Просьбы, которые Давид обращает к Господу, не стоит воспринимать как проявление исключительно его личного желания сохранить жизнь. Давид рассматривает собственное бытие сквозь призму судьбы народа, над которым Бог поставил его царствовать. Царствовать не в смысле беспечно пользоваться благами власти, а служить счастью людей, заботиться об их нуждах. И Давид понимает, что только опираясь на правду Божию, он способен исполнить возложенную на него миссию. Иначе царь точно не справится. Ведь искушение властью велико. Ему поддался Авессалом, решивший стать узурпатором. Давид же взывает к Богу и искренне просит Его о помощи, поддержке: «Господь — крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси народ Твой и благослови наследие Твоё; паси их и возвышай их во веки!»
Молитвы Давида были услышаны. Бунт Авессалома завершился провалом. Сам же неразумный царевич погиб, потому что до конца решил служить своей гордости. Давид очень горевал по поводу смерти сына, но мы сами — распорядители своей судьбы. Будем помнить об этом, и ни в коем случае не станем отступать от правды Божией.
Псалом 27. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 27. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 27. На струнах Псалтири
1 К тебе, Господи, взываю: твердыня моя! не будь безмолвен для меня, чтобы при безмолвии Твоем я не уподобился нисходящим в могилу.
2 Услышь голос молений моих, когда я взываю к Тебе, когда поднимаю руки мои к святому храму Твоему.
3 Не погуби меня с нечестивыми и с делающими неправду, которые с ближними своими говорят о мире, а в сердце у них зло.
4 Воздай им по делам их, по злым поступкам их; по делам рук их воздай им, отдай им заслуженное ими.
5 За то, что они невнимательны к действиям Господа и к делу рук Его, Он разрушит их и не созиждет их.
6 Благословен Господь, ибо Он услышал голос молений моих.
7 Господь - крепость моя и щит мой; на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и возрадовалось сердце мое; и я прославлю Его песнью моею.
8 Господь - крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего.
9 Спаси народ Твой и благослови наследие Твое; паси их и возвышай их во веки!
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема