Евр., 329 зач., XI, 17-23, 27-31.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Верующие люди не могут не быть частью современного им общества. Вера сама по себе не приносит освобождения от господствующих в обществе идей, мнений, настроений и приоритетов. В наши дни все мы так или иначе живём в парадигме превосходства интеллектуального подхода к жизни над жизнью по вере, а потому некоторые отрывки Священного Писания вызывают оторопь даже у христиан. К таким отрывкам можно отнести и звучащий сегодня за богослужением в православных храмах фрагмент из 11-й главы Послания апостола Павла к Евреям. Давайте его послушаем.
Глава 11.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
27 Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
28 Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
29 Верою перешли они Чермное море, как по суше,- на что покусившись, Египтяне потонули.
30 Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
31 Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.
Весь этот отрывок Послания к Евреям посвящён лишь одной теме: теме веры. Он ретроспективно показывает, как, руководствуясь верой, жили праведники Ветхого Завета.
Совершенно предсказуемо начинается этот рассказ с Авраама, но не с момента его призвания, а сразу с кульминационного и самого непростого эпизода жизни этот праотца — с жертвоприношения Исаака. Вообще, в отношении веры можно многое понять, и не будучи верующим человеком, потому как в течение нашей жизни очень часто мы принимаем те или иные решения на основании веры. К примеру, мы едем в отпуска с верой, что доедем до конечного пункта назначения и благополучно вернёмся обратно. Мы стараемся следить за своим здоровьем, веруя, что это поможет нам избежать преждевременной смерти. Мы делаем много подобного этому. Однако действия Авраама вызывают, с одной стороны, возмущение, с другой — глубокое непонимание. Здесь в самом деле есть повод для возмущения и непонимания. К примеру, возмутительно и непонятно требование Бога принести в жертву человека, ни до, ни после Бог не давал таких повелений. Возмутительна и непонятна реакция Авраама, он не спорит, он идёт и делает то, что потребовал сделать Бог. Это тем более странно, что в 18-й главе книги Бытия мы можем найти спор Авраама с Богом, Авраам пытался уменьшить количество жертв Божьего гнева на Содом и Гоморру. Когда же угроза нависла над ни в чём неповинным Исааком, Авраам не стал пререкаться.
Конечно, существует масса попыток объяснения столь удивительного поведения Авраама, и все они так или иначе сводятся к тому, что к моменту жертвоприношения Исаака вера Авраама достигла своего совершенства, и он знал о будущей участи Исаака, знал, что именно от Исаака произойдёт великий народ, с которым пребудет благоволение Божие. Авраам не понимал, как это случится, но знал, что будет именно так, как множество раз обещал ему Бог. Вера Авраама, если судить по истории с Исааком, превзошла пределы разума, и он верил в то, что невозможно постичь разумом, он верил, что Бог в силах воскресить Исаака, о чем и сообщил апостол в Послании к Евреям.
Этот отрывок призывает нас к молитве об обретении веры и к молитве о том, чтобы Бог дал нам силу жить по вере несмотря ни на какие внешние обстоятельства. Это сложно. Это безумно сложно. Но примеры жизни праведников Ветхого Завета показывают, что это не невозможно. Да, крайне маловероятно, чтобы кто-то сумел обрести такую веру, которую обрёл Авраам, что, конечно же, вовсе не означает, что не стоит стремиться к обретению веры в доступной нам мере.
Комната, где дети не плачут. Дарья Кравченко
Помню, как сейчас. Вечер. Я смотрю на недоклеенные обои в коридоре нашей квартиры и говорю мужу, что необходимо срочно доделать ремонт до рождения нашего малыша. Он попросил успокоиться и забыть о ремонте. Я еще раз спрашиваю про некупленные шторы, но Илья только улыбается в ответ. Все будет хорошо.
Ночью мне на самом деле стало не до ремонта. Меня на восьмом месяце беременности забрала скорая помощь в роддом. Я смутно помню, что было дальше. Помню долгую дорогу и тусклый свет в карете скорой. Все время в дороге я молилась Богородице, чтобы у меня родился здоровый малыш. Молилась, потому что вероятность родить здорового ребенка на таком сроке невелика.
На следующий день, в 14:40 на свет появился мой недоношенный богатырь. Да, именно так назвали реаниматологи нашего Луку, ведь родился он весом 3 кг, а это для восьмимесячного малыша — чудо. Только я, вытирая слезы на усталом лице, знала, что материнская молитва может и не такое! Тем не менее нас положили в отделение патологии для новорожденных. Формально ребенок считался недоношенным.
Вечером я стояла в больничном коридоре патологии в очереди за порцией рыбного супа. И мой взгляд случайно скользнул в палату с множеством кувезов, разной медицинской аппаратуры трубок, проводов и маленьких иконок. Я шагнула в эту комнату и оцепенела. В кувезах лежали новорожденные недоношенные дети, точнее, что-то очень похожее на детей. Ведь вес тех деток — от 300 грамм до 1 кг.
Дети не плакали, лишь изредка раздавался звук сирены, если у кого-то из малышей заканчивался кислород. Тогда медсестры быстро бежали налаживать процесс подачи воздуха.
Мой случай для мам, которые находились в этой патологии, был мечтой. Ведь я лежала рядом со своим здоровым малышом, а их детки не могли не дышать, не согреваться без помощи аппаратуры.
Тем не менее в этой палате для недоношенных малышей было спокойно и благодатно. Там было много икон и какого-то тепла. Тогда мне казалось, что деток греют не аппараты, а маленькие затертые иконки, висевшие над кувезами. Позже я познакомилась с заведующей отделением. Она оказалась верующим человеком. «Конечно, молюсь за этих крошек — рассказала она — Бог милостив!»
Те пару недель, проведенные в детской патологии, мне многое показали: например, как сильна материнская молитва. Не преувеличу, если скажу, что нашего Луку Бог спас по Своей Милости, по моим молитвами и заступничеству Пресвятой Богородицы. Мы вымолили его той ночью.
Это чудо — держать на руках недоношенного, но здорового ребенка.
Я больше не ропщу, когда что-то не ладится, не расстраиваюсь, когда не получаю просимого. Когда кажется, что в моей жизни все совсем плохо, я вспоминаю ту комнату, в которой дети не плачут и тихо шепчу Богу: «Слава Тебе, Господи, за все!».
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
«Послушание»
Выхожу ранним утром на улицу и слышу привычный звук — это дворник Петрович метёт дорогу вдоль дома. У меня звук метлы — соприкосновение берёзовых прутьев с асфальтом — часто вызывает воспоминания из прошлого. Когда-то в юности я приехал потрудиться в мужской монастырь. Монахи обители, взглянув на мою худощавую фигуру, не стали направлять меня на тяжёлые работы. Поручили поддерживать монастырскую площадь и дорожки в порядке.
Так я и проходил две недели с метлой в руках. Как сейчас помню длинную дорожку от братского корпуса, в котором жили монахи, к главному храму. За долгую осеннюю ночь её покрывали опавшие листья, и мне предстояло их убирать. Час-полтора работы и дорожка вновь чистая. Очень нравилось мне это послушание, так в монастыре называют определённые виды работ. С тех пор я неравнодушен к звукам метлы и при случае помогаю нашему дворнику.
Вот и сейчас я подхожу к нему и говорю: «Петрович, здорово! Возьми, подержи». Передаю ему свою сумку, беру метлу и начинаю мести дорожку. Петрович улыбается, он рад перекинуться со мной парой слов. Я тоже рад с ним поговорить и вспомнить своё монастырское послушание.
Все выпуски программы Утро в прозе
18 мая. О подвигах и чудесах Великомученицы Ирины
Сегодня 18 мая. День памяти Великомученицы Ирины, жившей в первые века христианства.
О её подвигах и чудесах, — священник Августин Соколовски.