Как-то я разговаривал со своим неверующим другом. Я тогда любил поспорить, что-то доказывать. Мы говорили о мире, о Боге. И в ходе нашего спора мне пришла в голову мысль о природе, как иконе Божьей.
Многие святые писали, что мир свидетельствует о Боге своей красотой. Да и ученые: физики, биологи, астрономы тоже, изучая природу, находили удивительную гармонию. Это всё, мне кажется, можно назвать природной иконой Бога.
Как все это объяснить другу? На каких примерах? Я рассказывал, что таких природных икон можно обнаружить огромное количество. Кто-то находит образ Бога в звёздном небе, кто-то — в бактериях под микроскопом.
Я, например, познал Бога, как солнце. Я так радовался солнцу в детстве, когда ещё ничего не знал о Боге, но чувствовал Его, видя солнечный свет. Мы тогда жили за полярным кругом, в вечной мерзлоте. Большую часть года была полярная ночь. Световой день сокращался до одного часа. Сложно передать словами, как радуешься появлению света, когда его почти не видишь. Поэтому мне очень дорог образ солнца, разгоняющего тьму и зиму.
Но вся проблема в восприятии. Физически глаза у всех одинаковы, а внутренне всё воспринимается по-разному. Так что, безсмысленно спорить и что-то доказывать, как пытался делать я.
Тот наш диспут с другом закончился простым обменом мнениями. Но я вынес из него урок. Чтобы человек познал Бога, не нужно ничего доказывать. Словами это не объяснишь. Нужно взять за руку и вести за собой. Как апостол Филипп своему другу Нафанаилу ни доказывал, что нашел Мессию, а просто сказал: «Пойдём и посмотришь». Тот доверился и не прогадал.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 81 зач. (от полу́), II, 10-16.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Однажды, во время посещения монастырей святой горы Афон, мне посчастливилось несколько дней пожить в Великой Лавре — основанной преподобным Афанасием Афонским в 10-м веке. Каково же было моё изумление, когда в древней трапезной, изысканно расписанной фресками, я вдруг увидел целую галерею — не поверите! — языческих философов! Они были рядом с ветхозаветными пророками, написаны в одном стиле, очень красиво, с любовью — правда, без нимбов. Каким образом эти мыслители попали в один из самых строгих афонских монастырей — мы поймём, послушав отрывок из 2-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который сегодня читается в православных храмах за богослужением.
Глава 2.
10 Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!
11 Ибо нет лицеприятия у Бога.
12 Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся
13 (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,
14 ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:
15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)
16 в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.
Обращаясь к общине Рима, которая состояла как из бывших иудеев, так и из язычников, апостол Павел разрешает глубоко сидевшую у многих этическую проблему: как примирить нахождение в единой Церкви Христа тех, кто всю жизнь был верен Истинному Богу — и тех, кто об этом Боге не имел ни малейшего представления? Как можно за одну парту посадить первоклашку, не умеющего ни писать, ни читать — и ученика выпускного класса? А ведь именно так себя и воспринимали иудеи — духовной элитой, Самим Богом избранным народом, который на порядок выше любых других народов.
Апостол предлагает посмотреть на эту ситуацию вполне в русле греко-римской традиции: внутри любого человека — вне зависимости от его религиозной принадлежности — есть «естественный закон», определённые принципы и правила, которые не навязаны ему извне, но близки, понятны, органичны. Нарушая эти законы, человек прежде всего предаёт сам себя, причиняет боль и зло самому себе. Обратим внимание: греческое слово «закон» — «Номос» — имеет исходно два варианта ударения: «νόμος», приобретшее в конечном счёте значение закона, первоначально означало обычай, привычку, обыкновение, порядок в распределении земель; а «νομός» — надел, пастбище, поле, достававшиеся по определённому распределению. Другими словами, это то, что принадлежит по праву, что является своим. Νομός — состояние общины, позже — любого человека, который состоялся, стал само-стоятелен. Поэтому «автономность» правильнее переводить не как «сам-себе-закон», а именно как «самостоятельность».
Закон — не есть нечто «противоестественное»: да, у каждого внутри — свой закон, свои принципы и установки — но поскольку человеческая природа едина, то и эти «закончики» очень и очень близки. Но эти законы — не абсолютны: как и в обычном законодательстве, есть закон — а есть «правоприменительная практика», есть «истолкование» — которое нередко может буквально перевернуть смысл самого закона. Таким «толковником» у нас выступает наш ум — который зачастую оказывается заложником подпорченного сердца и становится вынужден находить всякие «лазейки», чтобы как можно убедительнее «перетолковать» принципы — неудобные, мешающие исполнению нашей воли.
Именно здесь и пролегает граница между Богодухновенной и естественной религиями: истинная вера помогает своим авторитетом не поддаться соблазну «перетолкования», поскольку внеположена по отношению к человеку, её источник — не сам человек, а Бог. А вот языческая вера, не имея абсолютной опоры на Единого и Истинного Бога, напротив, допускает безграничное число этих «толкований». Заметим, что в этом множестве не может не быть, в том числе, и правильных, верных — очень схожих с теми утверждениями, которые имели место в религии Откровения.
Вот почему, дорогие друзья, так важно в жизни иметь опору на Божественные Писания — которые всегда помогут нам не поддаваться соблазну слишком сильно поверить в наши собственные «перетолкования», а всё же оставаться достаточно близко к изначальным, исходным смыслам Божественного Закона — только который и позволяет человеку состояться!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Второе воскресенье по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших». Прот. Федор Бородин
В нашей студии был настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке протоиерей Федор Бородин.
Разговор шел о смыслах богослужения в ближайшее воскресенье, в которое празднуется память Всех святых и Рождество Иоанна Крестителя, а также о днях памяти Тихвинской иконы Богородицы, святых благоверных князей Петра и Февронии, первоверховных апостолов Петра и Павла и собора 12-ти апостолов.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Седмица
«Психопатия, врожденные расстройства личности». Наталья Инина
У нас в студии была христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о том, что скрывается за термином «психопатия», как врожденные особенности и расстройства личности влияют на духовную жизнь и как выстраивать отношения с таким человеком.
Ведущие: Анна Леонтьева, Елена Писарева
Все выпуски программы Вера и психология