
Фото: PxHere
Известный публицист Сергей Трубецкой на склоне лет говорил, что молитве и умению любить он научился у своей матери Веры Александровны, а его мировоззрение, жизненная философия сложились под влиянием отца — мыслителя Евгения Трубецкого.
Сергей Евгеньевич родился 27 февраля 1890 года. Детство и юность его прошли в Киеве, его отец до 1906 года был профессором местного университета. Трубецкой-младший вспоминал, что Евгений Николаевич много времени проводил в своём кабинете, работая над философскими или юридическими трактатами, и в это время детям — Сергею и младшему брату Саше — было запрещено тревожить отца. «Нам казалось, — вспоминал Сергей, — что папа уходит в какой-то таинственный для нас мир, и это придавало ему в наших глазах особый ореол». Когда Евгений Николаевич возвращался из таинственного мира, он играл с сыновьями. После обеда усаживал их рядом с собой и с большим артистизмом рассказывал импровизированную, нескончаемую историю о приключениях двух вымышленных мальчиков — Коли и Миши. Лето Трубецкие проводили в своём подмосковном имении Нара. В хорошую погоду вся семья каталась на лодке или в открытом экипаже, собирала ягоды и грибы.
Евгений Николаевич дважды возил семью в путешествие по Европе. Они побывали в Австрии, Италии, Франции, Швейцарии и Германии. Трубецкой-отец, показывал мальчикам шедевры европейской архитектуры и живописи, объяснял смысл каждого произведения. «Могу сказать с уверенностью, — вспоминал Сергей Евгеньевич, — что основы моего эстетического воспитания и образования были положены именно тогда и именно папой. Он смог найти верный подход к моему детскому сознанию, и печать, которую он тогда положил на мою душу, неизгладима».
В 1906 году Трубецкие переехали в Москву. Евгений Николаевич получил профессорскую должность в Московском университете, а Сергей поступил на историко-филологический факультет. Отец радовался, что сын пошёл по его стопам, но не давил на него, предоставляя свободу выбора. После окончания учёбы Сергей некоторое время преподавал в университете.
Когда началась Первая Мировая война отец и сын старались внести свой вклад в победу. Евгений Николаевич — на публицистическом поприще, а Сергей Евгеньевич — на военно-административном. После февральской революции Трубецкой-младший поселился в Москве и работал в Московском Союзе Кооперативных Обществ. Вместе с отцом, который был заместителем председателя Поместного собора русской Церкви, он присутствовал при избрании патриарха Тихона. «Я никогда не забуду этой внушительной и волнительной церемонии в Успенском Соборе», — говорил Сергей Евгеньевич.
В 1918 году отец и сын стали членами антибольшевистского подполья, действовавшего в Москве. Сергей Евгеньевич по поручению Трубецкого-старшего встречался с иностранными дипломатами, стремясь заручиться их поддержкой. Вскоре, осенью того же года, Трубецкие решили поочередно бежать на Украину, а затем на Юг России, который находился под властью белогвардейцев. Однако покинуть Москву удалось лишь Евгению Николаевичу. При помощи друзей Сергею удалось достать для отца необходимые документы. На Брянском вокзале Москвы отец и сын простились. Как оказалось, навсегда.
Евгений Трубецкой скончался в Новороссийске в 1920 году. Его сын узнал об этом после ареста, на Лубянке, от следователя, который вёл его дело. Сергею Евгеньевичу удалось освободиться и покинуть Россию. В эмиграции он написал книгу воспоминаний «Минувшее», проникнутую любовью к оставленной отчизне, к матери и отцу. «Я могу только благодарить Бога и родителей за мою светлую и чрезвычайно счастливую жизнь, — говорил он. — В нашей семье я всегда видел только хорошие примеры и рос в атмосфере любви».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема