
Апостол Павел. Мозаика
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Слово «завет» нередко встречается на страницах Священного Писания. Да и в церковной литературе можно услышать такие выражения, как Новый Завет и Ветхий Завет. О том, что именно они означают, мы узнаём в отрывке из 8-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению
Слово «завет» — славянское. На русский язык его можно было бы перевести как «союз», «соглашение», «договор». Так вот, первый союз, о котором сегодня упоминает апостол, был заключён на горе Синай, после того как Бог при помощи Моисея вывел евреев из египетского рабства. Этот договор был предложен евреям в виде свода правил, заповедей, которые регламентировали общественную и религиозную жизнь Израиля. Суть соглашения заключалась в том, что, если евреи обязуются эти заповеди исполнять, Бог будет с ними. А если они будут их нарушать, то собственноручно лишат себя покровительства Творца. То есть Ветхий Завет — это юридический контракт. Соблюдаешь закон — ты праведен. Нарушаешь — совершаешь грех. Что происходит у тебя внутри, не так важно, если ты не нарушаешь норм поведения.
Ситуация меняется с приходом Христа. Господь заключает с человеком Новый Завет. Он создаёт Церковь. Это особое пространство, в котором отношения между Богом и человеком строятся не на юридической основе, как раньше. Церковь — это таинственная область, в которой действует божественная благодать. Благодаря ей люди могут входить в такой тесный контакт с Творцом, что сами начинают чувствовать и думать, как Бог. Именно об этом говорят слова: «вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их». Теперь воля Божия — не просто свод внешних правил, которые я вынужден исполнять, чтобы меня не наказали. Теперь это голос внутри меня, особая духовная интуиция. Святые христианской Церкви — это те, кто максимально, насколько это возможно человеку, развил в себе эту интуицию. Кто приобрёл ум и чувства Христа. Они стали определять содержание их внутреннего мира, а также их слова и поступки. Это не книжное, а личное знание Бога. Отчётливое осознание Его реального присутствия в собственной жизни. Поэтому и говорит Павел от имени Бога: «все, от малого до большого, будут знать Меня».
И грех теперь — это не просто нарушение закона. О чём свидетельствуют слова Господа: «Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более». Настоящий грех в Новом Завете — это, скорее, состояние, когда вместо желания во всех своих делах исполнять волю Небесного Отца и служить тем, кто меня окружает, я чрезмерно сосредотачиваюсь на создании уюта и комфорта в своей жизни. У меня пропадает благодатная духовная интуиция. Я перестаю слушать и слышать голос Бога в своём сердце. Я теряю ум Христов. Я концентрируюсь на своих чувствах. Я перестаю быть служителем и превращаюсь в потребителя. В этом случае, даже несмотря на внешнюю добропорядочность, благопристойность и религиозное благочестие, Дух Божий покидает меня. Внутри образуется пустота, которую невозможно заполнить никаким даже самым дотошным исполнением внешних правил и предписаний. Ведь единственное, что может нас наполнить и дать нашей душе мир и покой, — это благодать Христа Спасителя. А она поселяется в сердце того, кто выстраивает свои личные отношения с людьми по новому закону, по закону милости, любви и прощения.
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



