Лет десять назад проживала в нашем доме раба Божия Надежда, а точнее — Нади. Никто не называл ее полным именем, хоть было Наде далеко за восемьдесят. Маленькая, худенькая, в длинной юбке с воланами. Надя всегда носила одну и ту же прическу — две заплетенные косички, и была...совершенно слепая. Слепота, однако, не мешала ей почти каждое утро ходить в храм: маленькая пожилая женщина великолепно ориентировалась в пространстве на слух. Всегда безошибочно определяла, есть ли поблизости люди, время от времени просила помочь дойти до храма.
Я не раз помогала Наде, при этом она всегда знала, где именно находилась и сколько шагов до ближайшего забора или канавки. Случалось пару раз ловить Надю посреди проезжей части и переводить за руку на другую сторону. Никакого светофора на нашем перекрестке не было, а незрячая пожилая женщина, идущая по зебре — зрелище не для слабонервных.
Страшно за нее становилось пешеходам, водителям... но только не самой Наде. Она спокойно шла по пешеходному переходу без сопровождения и тихо молилась.
В храме Надя обыкновенно сидела на лавочке и довольно громко подпевала клиросу. Всегда не в лад, однако никто на нее за это не злился. Бабушки-свечницы буквально выстраивались в очередь, чтобы помочь Наде приложиться к иконам или подойти к Причастию. Добрая и хрупкая Надя была со всеми приветлива и никому не досаждала. Таких, как она в народе называют «Божьими одуванчиками». Слабенькая, немощная... Вот только немощной Надя казалась лишь на первый взгляд.
Как-то вечером я решила зайти в наш храм. То ли знакомых проведать, то ли просто помолиться, сейчас уж не вспомню. Надя, как часто бывало, сидела на скамеечке недалеко от притвора. Бабушка-свечница собиралась домой, тушила свечи, убирала огарки. Внезапно хлынул дождь. Не дождь, ливень. Свечница выразительно посмотрела на меня и спросила:
— Ну, что, кто сегодня проводит Надю до дому?
Разумеется, у меня не было выбора, да и совестно было бы поступить иначе. Выбора не было, не было и зонта. Ни у меня, ни у Нади. Я взяла ее под руку, мы вышли в притвор и стали спускаться по лестнице.
— Вас как зовут? — спросила меня Надя. Никогда раньше она не спрашивала моего имени, хоть и сопровождала я ее много раз.
— Анна — ответила я.
— Господи, помоги Анне! — громко сказала Надя, сойдя с лестницы. Затем широко перекрестилась и так же громко прочла молитву «Взбранной воеводе». А дождь все лил и лил, только усиливался.
— Эх, как же мы с вами до дому дойдем? — сказала я Наде. И тут случилось неожиданное.
— И очень просто! — почти выкрикнула моя спутница, на ходу крестясь и...снимая туфли. Я не успела ничего возразить: холодно, мол, простудитесь. Надя бодро зашагала босиком, одной рукой опираясь на меня, в другой держа обувь.
— Меня с детства Бог бережет! Он нам поможет — добавила она.
Мы довольно быстро дошли до дома. Надя поблагодарила меня, а я, закрыв за ней дверь, побежала в свой подъезд сушиться. Вся моя одежда была мокрая насквозь, о туфлях и говорить нечего. В отличие от Нади, мне не хватило смелости их снять.
На следующий день я специально зашла в наш храм разузнать о Наде. Она спокойно сидела на своей любимой скамейке без малейших признаков простуды и самозабвенно подпевала клиросу: шла всенощная. Меня она, разумеется, не видела.
Я приложилась к иконам и подошла к свечному ящику.
— Ну...как она? Надя? Все хорошо? Дождь ведь был...— спросила я свечницу.
— Да ты за нее не беспокойся, — с улыбкой ответила та — Надя у нас как огурчик. А сама-то как? Не промокла вчера?
Мне было неловко сказать, что промокла. Но моя собеседница все поняла и без слов. Мы попрощались, и я пошла домой. По дороге думала о Надином безграничном доверии Богу. Это и дало возможность силе Божьей совершиться в немощи ее старости и слепоты. «Взбранной воеводе победительная» — звучал у меня в голове Надин голос. «Благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» — молилась я сама и благодарила Пречистую Деву за возможность лицезреть удивительную силу духа в немощи человеческого тела. В старенькой незрячей Наде.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых