
Анна Тумаркина
Лет десять назад проживала в нашем доме раба Божия Надежда, а точнее — Нади. Никто не называл ее полным именем, хоть было Наде далеко за восемьдесят. Маленькая, худенькая, в длинной юбке с воланами. Надя всегда носила одну и ту же прическу — две заплетенные косички, и была...совершенно слепая. Слепота, однако, не мешала ей почти каждое утро ходить в храм: маленькая пожилая женщина великолепно ориентировалась в пространстве на слух. Всегда безошибочно определяла, есть ли поблизости люди, время от времени просила помочь дойти до храма.
Я не раз помогала Наде, при этом она всегда знала, где именно находилась и сколько шагов до ближайшего забора или канавки. Случалось пару раз ловить Надю посреди проезжей части и переводить за руку на другую сторону. Никакого светофора на нашем перекрестке не было, а незрячая пожилая женщина, идущая по зебре — зрелище не для слабонервных.
Страшно за нее становилось пешеходам, водителям... но только не самой Наде. Она спокойно шла по пешеходному переходу без сопровождения и тихо молилась.
В храме Надя обыкновенно сидела на лавочке и довольно громко подпевала клиросу. Всегда не в лад, однако никто на нее за это не злился. Бабушки-свечницы буквально выстраивались в очередь, чтобы помочь Наде приложиться к иконам или подойти к Причастию. Добрая и хрупкая Надя была со всеми приветлива и никому не досаждала. Таких, как она в народе называют «Божьими одуванчиками». Слабенькая, немощная... Вот только немощной Надя казалась лишь на первый взгляд.
Как-то вечером я решила зайти в наш храм. То ли знакомых проведать, то ли просто помолиться, сейчас уж не вспомню. Надя, как часто бывало, сидела на скамеечке недалеко от притвора. Бабушка-свечница собиралась домой, тушила свечи, убирала огарки. Внезапно хлынул дождь. Не дождь, ливень. Свечница выразительно посмотрела на меня и спросила:
— Ну, что, кто сегодня проводит Надю до дому?
Разумеется, у меня не было выбора, да и совестно было бы поступить иначе. Выбора не было, не было и зонта. Ни у меня, ни у Нади. Я взяла ее под руку, мы вышли в притвор и стали спускаться по лестнице.
— Вас как зовут? — спросила меня Надя. Никогда раньше она не спрашивала моего имени, хоть и сопровождала я ее много раз.
— Анна — ответила я.
— Господи, помоги Анне! — громко сказала Надя, сойдя с лестницы. Затем широко перекрестилась и так же громко прочла молитву «Взбранной воеводе». А дождь все лил и лил, только усиливался.
— Эх, как же мы с вами до дому дойдем? — сказала я Наде. И тут случилось неожиданное.
— И очень просто! — почти выкрикнула моя спутница, на ходу крестясь и...снимая туфли. Я не успела ничего возразить: холодно, мол, простудитесь. Надя бодро зашагала босиком, одной рукой опираясь на меня, в другой держа обувь.
— Меня с детства Бог бережет! Он нам поможет — добавила она.
Мы довольно быстро дошли до дома. Надя поблагодарила меня, а я, закрыв за ней дверь, побежала в свой подъезд сушиться. Вся моя одежда была мокрая насквозь, о туфлях и говорить нечего. В отличие от Нади, мне не хватило смелости их снять.
На следующий день я специально зашла в наш храм разузнать о Наде. Она спокойно сидела на своей любимой скамейке без малейших признаков простуды и самозабвенно подпевала клиросу: шла всенощная. Меня она, разумеется, не видела.
Я приложилась к иконам и подошла к свечному ящику.
— Ну...как она? Надя? Все хорошо? Дождь ведь был...— спросила я свечницу.
— Да ты за нее не беспокойся, — с улыбкой ответила та — Надя у нас как огурчик. А сама-то как? Не промокла вчера?
Мне было неловко сказать, что промокла. Но моя собеседница все поняла и без слов. Мы попрощались, и я пошла домой. По дороге думала о Надином безграничном доверии Богу. Это и дало возможность силе Божьей совершиться в немощи ее старости и слепоты. «Взбранной воеводе победительная» — звучал у меня в голове Надин голос. «Благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице» — молилась я сама и благодарила Пречистую Деву за возможность лицезреть удивительную силу духа в немощи человеческого тела. В старенькой незрячей Наде.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
3 ноября. О блаженстве учеников Христа

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа, обращённые к ученикам: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!»
О блаженстве учеников Христа — протоиерей Илья Кочуров.
Слово «блаженство» можно сравнить с русским словом «счастье» — счастливое пребывание человека в каком-то состоянии. Вне всякого сомнения, лицезрение пречистого лика Спасителя, слышание Его Божественного голоса — это само по себе является уже великим счастьем для человека.
И когда народ Божий, избранный, слышал от пророков о том, что грядёт время, когда придёт Мессия, Спаситель, безусловно, каждый из иудеев мечтал о том, что, может быть, Его Господь сподобит когда-то лицом к лицу увидеть Спасителя.
Но в этих словах мы ещё должны понимать, что блаженство, счастье для каждого человека, даже живущего не во времена Спасителя, — это иметь возможность постигать глубокое и спасительное учение Господа нашего Иисуса Христа.
Древние пророки, цари, даже возьмём Давида, царя Соломона, других благочестивых царей израильских, они, конечно же, мечтали и желали бы видеть Господа Иисуса Христа лицом к лицу. Пророки пророчествовали об этом, а вот апостолы были избраны для того, чтобы быть со Христом, слышать Его Слово и передать Его всему миру.
И блаженство нас, христиан, заключается в том, что мы имеем возможность через Евангелие, через проповедь Церкви слышать слова Христа, и, исполняя их, перед нами открывается вечное спасение.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О ложном смиренномудрии

Во 2-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием».
О ложном смиренномудрии — священник Николай Конюхов.
Апостол Павел предупреждает, что некоторые люди под ложным смиренномудрием начинают мудрствовать неправильно, в том числе и о спасении, которое приходит к нам от Христа. Некоторые в христианской общине учили, что спасение происходит от ангелов, а это было неправильно.
И апостол Павел предупреждает нас не быть религиозно всеядными и не быть падкими на каждое новое или новомодное учение.
Поэтому очень важно, чтобы мы держались строго той истины, которую открыли для нас апостолы, которые сказали, что если мы или даже ангел с неба начнёт вам благовествовать что-то другое, чем мы вам благовествовали, не верьте.
Все выпуски программы Актуальная тема
3 ноября. О четырёх правилах добродетели святого Илариона Великого
Сегодня 3 ноября. День памяти Преподобного Илариона Великого, отошедшего ко Господу в четвертом веке на Кипре.
О четырёх правилах добродетели святого Илариона — священник Родион Петриков.
Правила подвижника IV века поражают своей актуальностью. Их всего четыре, но они как надёжный компас в хаосе современной жизни.
Правило первое — умеренность во всём. Не голод, но и не излишество. Как писал святой Иларион, чрево — не враг, но становится бунтарём, если дать ему волю.
Правило два — храни чистоту сердца. Не только телесную, но и мысленную. Когда в голову лезут тревоги, святой советовал заменять их молитвой:«Господи, как Ты хочешь, так и будет».
Правило третье — непрестанная молитва. Не обязательно долгие правила, но даже короткое воздыхание в дорожной пробке: «Слава Богу за всё», —это уже стрела, пущенная к небу. Сам преподобный утверждал, что молитва — это воздух для души.
Правило четвёртое — помни о вечности. Когда знаешь главную цель, то не цепляешься за обиды или неудачи в карьере. Умирая каждый день, святой учился ценить дар Божий в самом малом. И это ведёт не к унынию, а к свободе и подлинной христианской радости.
Наконец, главный секрет святой видел в том, что добродетель — это не подвиг, а привычка на каждый день. Как он сам писал: «Сперва ты владеешь правилом, а потом оно владеет тобою и ведёт ко Христу».
Все выпуски программы Актуальная тема







