Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В своих посланиях апостол Павел предвосхитил всю последующую аскетическую христианскую практику. То, что в дальнейшем многие поколения монахов постигали на личном опыте, апостол Павел описал благодаря прямому наставлению Господа Иисуса Христа. Да, апостол с Ним не встречался во время земной жизни Христа, Спаситель явился Павлу иначе, и это не было какой-то иллюзией или самообманом, ведь в противном случае апостол не смог бы столь точно выразить как христианское учение о Боге и человеке, так и принципы христианской аскезы, ему попросту не хватило бы времени для получения необходимой глубины познания этих предметов. Один из самых ярких и важных отрывков в посланиях апостола Павла относительно аскезы содержится в 5-й и 6-й главах его Послания к Галатам, и звучит он в православных храмах, как правило, в дни памяти преподобных. Звучит он и сегодня, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Давайте послушаем этот отрывок апостольского послания.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
В прозвучавшем отрывке апостол Павел сделал акцент на дарах Духа, именно к стяжанию этих даров и должны быть направлены усилия христиан. С одной стороны, мы знаем, что духовные дары подаёт Бог, а, с другой, нам известно, что их невозможно обрести без усилий со стороны человека. Необходимое условие получения даров Духа апостол определил как распятие плоти «со страстями и похотями».
Собственно, это именно то, к чему призваны монахи, то, на что направлена повседневная практика монашеской жизни. Конечно, апостол писал свои слова, имея в виду не только тех христиан, которые решат оставить всё и сосредоточиться на исполнении евангельских заповедей, Павел писал эти слова для всех христиан, это следует хотя бы из того факта, что в годы жизни святого апостола монахов ещё попросту не существовало.
Распятие плоти со страстями и похотями — это одновременно и условие получения даров Духа, и результат их пребывания в человеке. Если же нам кажется, что без содействия Духа Божия невозможно победить наши человеческие страсти и похоти, то нам стоит помнить о том, что эти дары подаются нам в таинстве миропомазания, которое в православной традиции непосредственно примыкает к таинству крещения и совершается вместе с ним, ну а дальнейшая христианская жизнь должна вести нас к раскрытию полученных даров и к усилению их влияния на нашу жизнь. Если огрублять, то этот процесс можно представить как подобие движения по восходящей спирали: получив дары Духа в таинстве миропомазания мы обретаем силу к борьбе со страстями, осуществляя её на деле, мы всё больше и больше раскрываем дары в самих себе, и через это обретаем новую силу к духовной борьбе.
Ну а начинается эта борьба с самого простого: с того, чтобы не тщеславиться, чтобы никого не раздражать и никому не завидовать, понимая, что всё это первейшие и самые явные признаки проявления гордыни, которая больше, чем что-либо иное, препятствует духовному восхождению человека. Продолжая этот перечень, апостол Павел сделал очень важное замечание: он написал, что сосредоточенность на борьбе со своими собственными пороками вовсе не должна лишать нас внимания к окружающим, мы должны помогать им увидеть грех и преодолеть его, но делать это необходимо с величайшей осторожностью, так, чтобы никого не уязвить своими словами и чтобы самим не впасть ни в тщеславие, ни в раздражение, ни в зависть, ни в какое-либо иное греховное состояние.
Примеры того, каким образом надлежит поступать, нам во множестве дают жития преподобных. Особенно же тех, кто жил в относительно недавнее время, так как об этих людях мы знаем довольно много, о них есть достоверная информация, сохранились свидетельства очевидцев их жизни, сохранилась их прямая речь, в некоторых случаях сохранилась и их переписка. Из житий преподобных мы можем почерпнуть практические советы относительно того, как беречь свою душу от всех упомянутых апостолом греховных состояний, можем узнать, как обличать чужой грех без вреда как для обличаемого человека, так и для себя самого. Эти жития, пожалуй, лучше всего прочего помогут нам настроиться на нужный лад и вдохновиться на подвиг жизни по вере.
Одним из тех святых преподобных отцов, о которых мы знаем очень много, был преподобный Серафим Саровский. Отдельные его слова известны даже тем, кто мало что знает о самом Серафиме. Он был тем человеком, который, живя по Духу, сумел очень многих людей отвратить от погибельного пути и помочь обрести спасение. Пусть же его молитвами Бог обратит к Себе и каждого из нас!
Изобильный (обзор)
На западе Ставропольского края есть небольшой городок со звучным названием Изобильный. Его основанию послужило строительство новой ветки Владикавказской железной дороги в 1895 году. Полустанок в пятидесяти километрах от Ставрополя, окружённый плодородными землями, привлёк внимание торговцев. Они скупали в окрестных хуторах зерно и отправляли его в другие регионы России и за границу. Скромная станция стала удобным перевалочным пунктом. Рядом с ней росли дома — так образовался поселок Изобильный. В 1898 году здешние жители построили деревянный храм во имя святителя Николая. После революции 1917-го церковь снесли безбожники. Спустя пятьдесят восемь лет православная община возобновила соборную молитву. Верующие переоборудовали одноэтажный дом под храм и по традиции посвятили его Николаю Чудотворцу. А в 2008-ом в Изобильном открыл свои двери новый величественный собор Преображения Господня. Он находится в парке Победы — живописном уголке города.
Радио ВЕРА в ИзобИльном можно слушать на частоте 94,8 FM
Инструкция для весёлых семейных праздников
Многие родители задаются вопросом, как провести с детьми новогодние каникулы и подготовиться к празднику Рождества Христова? Как наполнить это время смыслом и радостью? Интересным опытом поделилась Дарья Юшкова, участница проекта «Клевер Лаборатория», педагог воскресной школы и мама пятерых детей:
«С самого начала Рождественского поста у нас появляется целый список дел. Это время сильно объединяет нас. Каждый вечер мы собираемся вместе с детьми и читаем рождественские рассказы. А ещё готовимся к праздничному утреннику, учим слова, подбираем костюмы, и в этом процессе участвуют все члены семьи. Я всегда напоминаю детям: „Как же ты пойдёшь колядовать и славить Христа, если не знаешь самую главную песнь праздника?“ — и старший сын с радостью поддерживает эту идею, помогая сёстрам выучить песнопение. 19 декабря, в день святого Николая Чудотворца, мы наряжаем ёлку, а в день святого Спиридона печём и украшаем имбирное печенье. В рождественский Сочельник помогаем в храме и готовим дома праздничный стол. А само Рождество встречаем на ночном богослужении. 7 января мы не только поздравляем друг друга, но и обязательно радуем знакомых и начинаем с одиноких бабушек. Таким образом, для нашей семьи Рождество Христово становится временем единства, любви и великой радости!»
Если вы тоже хотите наполнить праздничные дни теплом и радостью, вам поможет семейный онлайн-путеводитель, подготовленный командой проекта «Клевер Лаборатория». В нём собраны идеи, чем заняться вместе с детьми в праздники, подборки детских игр, фильмов, книг и многое другое, что сделает это время особенным. Вы можете поддержать выпуск онлайн-путеводителя, а также получить издание по электронной почте до 25 декабря.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел о судьбе участника Первой мировой войны, одного из самых спорных военачальников Гражданской войны атамана Бориса Анненкова: каким его видели современники и каким он остался в памяти потомков.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Атаман Борис Владимирович Анненков». Константин Залесский
- «Историк Константин Николаевич Бестужев-Рюмин». Татьяна Агейчева
- «Святитель Лука Войно-Ясенецкий». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов