
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В своих посланиях апостол Павел предвосхитил всю последующую аскетическую христианскую практику. То, что в дальнейшем многие поколения монахов постигали на личном опыте, апостол Павел описал благодаря прямому наставлению Господа Иисуса Христа. Да, апостол с Ним не встречался во время земной жизни Христа, Спаситель явился Павлу иначе, и это не было какой-то иллюзией или самообманом, ведь в противном случае апостол не смог бы столь точно выразить как христианское учение о Боге и человеке, так и принципы христианской аскезы, ему попросту не хватило бы времени для получения необходимой глубины познания этих предметов. Один из самых ярких и важных отрывков в посланиях апостола Павла относительно аскезы содержится в 5-й и 6-й главах его Послания к Галатам, и звучит он в православных храмах, как правило, в дни памяти преподобных. Звучит он и сегодня, в день памяти преподобного Серафима Саровского. Давайте послушаем этот отрывок апостольского послания.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
В прозвучавшем отрывке апостол Павел сделал акцент на дарах Духа, именно к стяжанию этих даров и должны быть направлены усилия христиан. С одной стороны, мы знаем, что духовные дары подаёт Бог, а, с другой, нам известно, что их невозможно обрести без усилий со стороны человека. Необходимое условие получения даров Духа апостол определил как распятие плоти «со страстями и похотями».
Собственно, это именно то, к чему призваны монахи, то, на что направлена повседневная практика монашеской жизни. Конечно, апостол писал свои слова, имея в виду не только тех христиан, которые решат оставить всё и сосредоточиться на исполнении евангельских заповедей, Павел писал эти слова для всех христиан, это следует хотя бы из того факта, что в годы жизни святого апостола монахов ещё попросту не существовало.
Распятие плоти со страстями и похотями — это одновременно и условие получения даров Духа, и результат их пребывания в человеке. Если же нам кажется, что без содействия Духа Божия невозможно победить наши человеческие страсти и похоти, то нам стоит помнить о том, что эти дары подаются нам в таинстве миропомазания, которое в православной традиции непосредственно примыкает к таинству крещения и совершается вместе с ним, ну а дальнейшая христианская жизнь должна вести нас к раскрытию полученных даров и к усилению их влияния на нашу жизнь. Если огрублять, то этот процесс можно представить как подобие движения по восходящей спирали: получив дары Духа в таинстве миропомазания мы обретаем силу к борьбе со страстями, осуществляя её на деле, мы всё больше и больше раскрываем дары в самих себе, и через это обретаем новую силу к духовной борьбе.
Ну а начинается эта борьба с самого простого: с того, чтобы не тщеславиться, чтобы никого не раздражать и никому не завидовать, понимая, что всё это первейшие и самые явные признаки проявления гордыни, которая больше, чем что-либо иное, препятствует духовному восхождению человека. Продолжая этот перечень, апостол Павел сделал очень важное замечание: он написал, что сосредоточенность на борьбе со своими собственными пороками вовсе не должна лишать нас внимания к окружающим, мы должны помогать им увидеть грех и преодолеть его, но делать это необходимо с величайшей осторожностью, так, чтобы никого не уязвить своими словами и чтобы самим не впасть ни в тщеславие, ни в раздражение, ни в зависть, ни в какое-либо иное греховное состояние.
Примеры того, каким образом надлежит поступать, нам во множестве дают жития преподобных. Особенно же тех, кто жил в относительно недавнее время, так как об этих людях мы знаем довольно много, о них есть достоверная информация, сохранились свидетельства очевидцев их жизни, сохранилась их прямая речь, в некоторых случаях сохранилась и их переписка. Из житий преподобных мы можем почерпнуть практические советы относительно того, как беречь свою душу от всех упомянутых апостолом греховных состояний, можем узнать, как обличать чужой грех без вреда как для обличаемого человека, так и для себя самого. Эти жития, пожалуй, лучше всего прочего помогут нам настроиться на нужный лад и вдохновиться на подвиг жизни по вере.
Одним из тех святых преподобных отцов, о которых мы знаем очень много, был преподобный Серафим Саровский. Отдельные его слова известны даже тем, кто мало что знает о самом Серафиме. Он был тем человеком, который, живя по Духу, сумел очень многих людей отвратить от погибельного пути и помочь обрести спасение. Пусть же его молитвами Бог обратит к Себе и каждого из нас!
Псалом 89. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В какой-то момент люди решили, что «человек звучит гордо». Да, сама эта фраза появилась чуть более ста лет назад, однако она стала выражением того процесса, который начался задолго до появления на свете её автора — Максима Горького. Звучащий гордо человек — это манифест гуманизма, предполагающего, что, как сказал древнегреческий философ Протагор, человек — это мера всех вещей. Библия не согласна ни с Протагором, ни с Горьким. У Библии свой взгляд, и он выражен, к примеру, в звучащем сегодня в православных храмах во время богослужения 89-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 89.
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь:
«возвратитесь, сыны человеческие!»
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они — как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветёт и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоём; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твоё и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
Только что прозвучавший псалом имеет надписание, говорящее, что его автором был не кто иной, как Моисей. Конечно, в авторстве Моисея можно было бы усомниться хотя бы по той причине, что в псалме сказано о продолжительности жизни человека в «семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет», тогда как сам Моисей прожил значительно дольше. Однако мы не знаем, в какой период своей жизни Моисей мог составить этот псалом, да и сама его жизнь была настолько исключительной, что о ней не стоит говорить как о среднестатистической, тогда как именно о таком человеке говорит псалом.
В псалме совершенно ясно и недвусмысленно выражена идея абсолютного превосходства Бога: Бог всегда, везде и над всеми, человек же обретает свою ценность лишь во взаимоотношениях с Богом, без Бога же человек — лишь прах, который на небольшое время появляется из небытия и снова в него возвращается.
Означает ли такое положение дел, что человек должен ходить с поникшим лицом, ощущая себя под гнётом всемогущей непредсказуемой силы? Или, может, оно означает, что человеку необходимо стремиться освободиться от подавляющего его Бога?
Вполне естественно, что псалом на оба эти вопроса отвечает резко отрицательно, псалом предлагает поступать иначе: войти во общение с Богом и не пытаться себя Ему противопоставлять. Собственно, именно общением является и сам псалом, ведь он обращается не к человеку, а к Богу, и начинается с утверждения, что Бог для любящих и чтущих Его людей — «прибежище в род и род». Если так относиться к Богу, если жить с молитвой и благоговением, то исчезнет само стремление каким-то образом показывать свою отделённость от Бога, и вместо этого придёт понимание, что полнота нашей жизни — в Боге, а не в мнимом удалении от Него.
Псалом 89. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 89. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 89. На струнах Псалтири
1 Молитва Моисея, человека Божия.
2 Господи! Ты нам прибежище в род и род.
3 Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты - Бог.
4 Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: "возвратитесь, сыны человеческие!"
5 Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи.
6 Ты как наводнением уносишь их; они - как сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает;
7 ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении.
8 Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего.
9 Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук.
10 Дней лет наших - семьдесят лет, а при большей крепости - восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.
11 Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего?
12 Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое.
13 Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими.
14 Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши.
15 Возвесели нас за дни, в которые Ты поражал нас, за лета, в которые мы видели бедствие.
16 Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя;
17 и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема