Первое соборное послание святого апостола Петра - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Первое соборное послание святого апостола Петра

Поделиться Поделиться

Апостол Пётр

1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

Какова причина того, что, будучи крещеным человеком, я не чувствую присутствия Бога в своей жизни? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 1.

1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,

2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.

10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,

11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.

12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.

Глава 2.

6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,

8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.

9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;

10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.

Период земной жизни Иисуса Христа — это эпоха пессимизма. Художественно точно дух того времени передаёт Борис Пастернак в своём романе «Доктор Живаго». Он пишет: «Рим был толкучкою заимствованых богов и завоёванных народов, давкою в два яруса, на земле и на небе, свинством, захлестнувшимся вокруг себя тройным узлом, как заворот кишок... Даки, герулы, скифы, сарматы, гиперборейцы, тяжёлые колёса без спиц, заплывающие жиром глаза, скотоложество, двойные подбородки, кормление рыбы мясом образованных рабов, неграмотные императоры. Людей на свете было больше, чем когда-либо впоследствии, и они были сдавлены в проходах Коллизея и страдали». В итоге самые благородные и достойные граждане империи во всём этом безобразии не видели иного выхода как жить подобно прекрасной мраморной статуе, убив в себе все эмоции и чувства. Именно так делали стоики. А что говорить о тех, кто не задумывался особо о высоких смыслах? Девиз «бери от жизни всё, ведь ты этого достоин», — был руководством к действию.

И вот среди этой бессмысленности и разврата звучит проповедь Христа. Это совершенное новое дыхание. Это то избавление, о котором издревле, как говорит сегодня апостол Пётр, предсказывали пророки. И, кстати, не только еврейские, но и языческие. Весь мир с нетерпением ждал Спасителя, чтобы избавиться от гнёта этой «мраморной и золотой безвкусицы», полуживотного существования. Однако, когда Господь пришёл, это избавление смогла принять лишь небольшая группка людей. А что же остальные? Они продолжали услаждаться своими страданиями, вариться в своей безнадёге и жить надеждами на то, что когда-то всё изменится, наступит-таки «золотой век». Почему это происходило? Потому что Христос предлагал слишком радикальные изменения.

Вот о каком странном парадоксе заставляют задуматься только что прозвучавшие слова апостола Петра. И в первую очередь они актуальны именно для нас, людей, которые носят на себе крест или считают себя христианами. Актуальны по той причине, что даже посещая храмовые богослужения, следуя церковному уставу, мы порой живём, как язычники. Нет, речь не о противозаконном и аморальном поведении. Речь о чувстве безнадёги и покинутости, которое нередко нас посещает, а порой и формирует фон нашей жизни. Принадлежность к религии не доставляет нам радости, о которой говорит Пётр. Благодать и мир не умножаются.

И если это так, то не стоит ли тогда задуматься: а чем я отличаюсь от тех людей, которые жили в Римской империи, ждали Спасителя мира, а когда Он пришёл и предложил им дар Своей благодати, не приняли его? Не приняли, потому что ничего не хотели радикально менять в своей жизни. Потому что крепко держались за свои старые представления и предубеждения. Может, со мной так же? Может, и мне мешают принять Христа и исполнять Его Евангелие те мои установки, привычки и правила, которые я считаю чем-то для себя естественным, легитимным и культурно приемлемым. И я не могу ощутить присутствия Бога в моей жизни, потому что вцепился в них мёртвой хваткой и не готов ничего менять. Согласитесь, поразмыслить над этими вопроссами стоит. Ведь Христос рядом, протягивает мне руку. А в ней то, в чём я остро нуждаюсь. Просто мне нужно сделать то, что я не привык делать. А что это именно — каждый должен ответить себе сам.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем