
Апостол Пётр
1 Пет., 58 зач., I, 1-2, 10-12; II, 6-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какова причина того, что, будучи крещеным человеком, я не чувствую присутствия Бога в своей жизни? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 1-й главы 1-го послания апостола Петра, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
1 Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным,
2 по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа: благодать вам и мир да умножится.
10 К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати,
11 исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу.
12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы.
Глава 2.
6 Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.
7 Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.
Период земной жизни Иисуса Христа — это эпоха пессимизма. Художественно точно дух того времени передаёт Борис Пастернак в своём романе «Доктор Живаго». Он пишет: «Рим был толкучкою заимствованых богов и завоёванных народов, давкою в два яруса, на земле и на небе, свинством, захлестнувшимся вокруг себя тройным узлом, как заворот кишок... Даки, герулы, скифы, сарматы, гиперборейцы, тяжёлые колёса без спиц, заплывающие жиром глаза, скотоложество, двойные подбородки, кормление рыбы мясом образованных рабов, неграмотные императоры. Людей на свете было больше, чем когда-либо впоследствии, и они были сдавлены в проходах Коллизея и страдали». В итоге самые благородные и достойные граждане империи во всём этом безобразии не видели иного выхода как жить подобно прекрасной мраморной статуе, убив в себе все эмоции и чувства. Именно так делали стоики. А что говорить о тех, кто не задумывался особо о высоких смыслах? Девиз «бери от жизни всё, ведь ты этого достоин», — был руководством к действию.
И вот среди этой бессмысленности и разврата звучит проповедь Христа. Это совершенное новое дыхание. Это то избавление, о котором издревле, как говорит сегодня апостол Пётр, предсказывали пророки. И, кстати, не только еврейские, но и языческие. Весь мир с нетерпением ждал Спасителя, чтобы избавиться от гнёта этой «мраморной и золотой безвкусицы», полуживотного существования. Однако, когда Господь пришёл, это избавление смогла принять лишь небольшая группка людей. А что же остальные? Они продолжали услаждаться своими страданиями, вариться в своей безнадёге и жить надеждами на то, что когда-то всё изменится, наступит-таки «золотой век». Почему это происходило? Потому что Христос предлагал слишком радикальные изменения.
Вот о каком странном парадоксе заставляют задуматься только что прозвучавшие слова апостола Петра. И в первую очередь они актуальны именно для нас, людей, которые носят на себе крест или считают себя христианами. Актуальны по той причине, что даже посещая храмовые богослужения, следуя церковному уставу, мы порой живём, как язычники. Нет, речь не о противозаконном и аморальном поведении. Речь о чувстве безнадёги и покинутости, которое нередко нас посещает, а порой и формирует фон нашей жизни. Принадлежность к религии не доставляет нам радости, о которой говорит Пётр. Благодать и мир не умножаются.
И если это так, то не стоит ли тогда задуматься: а чем я отличаюсь от тех людей, которые жили в Римской империи, ждали Спасителя мира, а когда Он пришёл и предложил им дар Своей благодати, не приняли его? Не приняли, потому что ничего не хотели радикально менять в своей жизни. Потому что крепко держались за свои старые представления и предубеждения. Может, со мной так же? Может, и мне мешают принять Христа и исполнять Его Евангелие те мои установки, привычки и правила, которые я считаю чем-то для себя естественным, легитимным и культурно приемлемым. И я не могу ощутить присутствия Бога в моей жизни, потому что вцепился в них мёртвой хваткой и не готов ничего менять. Согласитесь, поразмыслить над этими вопроссами стоит. Ведь Христос рядом, протягивает мне руку. А в ней то, в чём я остро нуждаюсь. Просто мне нужно сделать то, что я не привык делать. А что это именно — каждый должен ответить себе сам.
10 мая. О подражании святым

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Подражайте мне, как я Христу».
О подражании святым — священник Захарий Савельев.
Наша вера есть вера подражания. Мы подражаем. Апостолы подражали Спасителю, апостолы подражали Пророку. Допустим, вот эпизод, когда апостол Павел воскрешает юношу, который был на Агапе, упал и умер, и он ложится на него. Это точное такое подражание Пророку Елисею, когда он таким же образом воскрешает мертвого. То есть мы подражаем нашим духовным отцам, нашим наставникам. Они подражали своим наставникам и так до самих апостолов и до самого Спасителя. То есть, получается, наша вера есть вера подражания. Но в то же время Господь оставляет обязательно за человеком свободу, обязательно свободу творчества. Но и эта свобода тоже должна быть в некой форме подражанием. Это и есть традиция, это и есть то преемство от апостолов, которое дошло до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О причинах ненависти ко Христу

В 15-й главе Евангелия от Иоанна есть слова: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел».
О причинах ненависти ко Христу — священник Павел Гумеров.
В 2004 году при избрании комиссара Европейского Союза была отклонена кандидатура итальянца-христианина только за то, что этот человек исповедует христианские нравственные ценности. И вошел в обиход термин «христианофобия». Но христианофобия, ненависть ко Христу и к христианам, появилась не в XXI веке, а в веке I, когда были воздвигнуты первые гонения на христиан. И Господь дает нам надежду и упование, и объясняет эту ненависть. Господь говорит: «Если бы вы были от мира, мир любил бы вас». То есть христианин является белой вороной, он иной, он другой. И тем, что он живет по правде Божией, по заповедям Божьим, конечно же, он уже обличает мир. Но Господь вселяет в нас надежду. Он говорит, что «Мужайтесь, ибо я победил мир». И поэтому не нужно смущаться и бояться. Это совершенно нормально. «Подражайте мне, как я подражаю Христу», говорит нам апостол Павел.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 мая. О подвиге святого Симеона Иерусалимского

Сегодня 10 мая. Церковь чтит память Апостола от 70-ти и священномученика Симеона Иерусалимского, сродника Господня, пострадавшего за Христа в 107 году.
О подвиге святого — священник Стахий Колотвин.
Каждый апостол приближается к Богу, потому что проповедует Евангелие. Именно на это он поставлен Господом. Каждый святитель приближается к Богу, потому что он управляет вверенной ему общиной из православных христиан и ведет их ко спасению, несмотря на все окружающие препятствия. Мы помним, что величайшим иудеем, принявшим Христа, был Иаков, брат Божий, старший из сыновей Иосифа. И вот мы смотрим, он принимает мученическую смерть, потому что уже иудеи начинают понимать — христианская община. Несмотря на то, что иудеи и христиане продолжают соблюдать ветхозаветные заповеди, это явление совсем иное. И здесь кто был тем человеком, который исполнил евангельскую заповедь Христа, который говорит, когда увидите воинов вокруг Иерусалима, когда увидите вот эти все знамения, бегите в горы? Это был святой апостол Симеон Иерусалимский. Симеон Иерусалимский выполнил важную задачу, потому что он сохранил Православную Иерусалимскую Общину, даже когда был город разрушен, когда камня на камне не осталось ни от Иерусалимского храма, ни от домов вокруг, потому что, как говорится, «Церковь Божия, Храм Божий не в бревнах, а в ребрах».
Все выпуски программы Актуальная тема