В школе я любил уроки литературы. Правда, читал не охотно, медленно. Но уроки всё равно любил, потому что наш учитель всегда мог показать произведение с необычной стороны. Когда я повзрослел, появилось второе дыхание. Литература стала открываться с новой стороны. Кроме стихов. Читал, читал, а не понимал. Стихотворение могло зацепить мое внимание, разве что тогда, когда в нем было хлёсткое словцо. А если нет, то пробегал глазами и хвалил себя за прочтение.
И вот, однажды я купил очередной сборник стихов. И так же, как прежде, я читал, но смысл от меня ускользал. Я тогда жил у своего друга. А он очень любил поэзию и мог вдохновенно говорить о ней часами.
Я пожаловался ему, что абсолютно не понимаю стихи. Читаю и не вижу, слушаю и не слышу. Помню, мы сели на полу балкона. Была тёплая августовская ночь. Город потихоньку стихал. Друг мой взял свой любимый сборник стихов. И мы начали читать и обсуждать. Он спрашивал меня после каждой строчки, что я чувствую?
Сначала ничего не мог ответить. Пустота. Ни мысли, ни чувства. Тогда я стал спрашивать, что же значит та или иная строчка. И мы рассуждали. Сначала анализировали умом: что за образ, какой контекст, потом описывали свои чувства от той или иной рифмы.
И так, мало-помалу, мой друг, подобно опытному аквалангисту, учил меня погружаться. Сначала плавали на мелководье, потом там, где уже можно погрузиться с головой. Он читал стихи так вдохновенно, с такой с любовь, что я сам их полюбил.
Так, той ночью я начал чувствовать поэзию. Можно сказать, мне подарили новые уши и новые глаза. Без участия моего друга, я бы не открыл для себя этот мир.
Опыт веры, я думаю, открывается похоже на то, как я открыл для себя поэзию. Одни сами ищут Бога и сразу чувствуют глубину. А иные открывают ее через другого человека: друга, родственника, даже случайного знакомого.
И как в моей истории со стихами, когда я читал, но упускал смысл, можно пропустить и смысл Евангелия, пропустить Бога.
«Ухом слушают и не слышат, глазами смотрят и не видят» — говорит Господь в Евангелии. Это о людях, огрубевших сердцем. Но кто-то может стать помощником в обновлении. Тогда то, что казалось непонятным, пустым: стихи, а может и сама жизнь, становятся наполненными красотой и смыслом. Жизнь углубляется, а Бог приближается.
Автор: Егор Назаренко
Все выпуски программы Частное мнение
29 октября. О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова об апостолах: «Пришла же им мысль: кто бы из них был больше?».
О духовном состоянии апостолов до сошествия на них Святого Духа — игумен Назарий (Рыпин).
Состояние апостолов было объективной реальностью на тот момент, потому что они ещё не были просвещены Духом Святым. Поэтому ненависть первосвященников, законников и фарисеев была так велика ко Христу, потому что Он не призвал их соучаствовать в Своей славе и царстве земном, как им представлялось, а избрал этих некнижных рыбаков, мытарей. И конечно же, хотя апостолы Христовы пытались смиряться, но эта идея земного царства, земной власти, конечно, тоже посещала их умы, они не понимали Христа.
И поэтому Христос в большей степени готовил их к смертным страданиям не для того, чтобы они смогли их понять сейчас, а больше для того, чтобы потом, когда уже всё случится, когда они будут просвещены Духом Святым, это утвердило их веру и напомнило о всём том, о чём Он им прежде говорил, прежде Своей смерти, чтобы утвердить их в вере в распятого Христа, в том, что Он знал о Своих страданиях и сознательно и добровольно пошёл на крестную смерть ради спасения человеческого рода.
И мы зачастую в своих каких-то религиозных представлениях и отношениях к Богу, к Церкви, в некотором смысле напоминаем непросвещённых Духом Святым апостолов в том, что мы хотим что-то у Бога. Мы не Бога хотим, а от Бога всё время чего-то хотим. И конечно, на это нужно обратить внимание. В нашей вере, в наших молитвах мы молимся о духовном преображении, о своём исцелении души, или же мы хотим тоже занять какое-то премьерское или министерское кресло вокруг Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О подлинной полноте

В 1-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова о Христе: «Благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота».
О подлинной полноте — протоиерей Максим Горожанкин.
«Господь наш Иисус Христос, придя на землю, соединил в Себе божественное и человеческое естества». Почему это произошло и почему для нас это так важно? Христос стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха. И человеческую природу, и человеческое естество Господь вознёс на Крест и совоскресил с Собою.
В православном богословии есть очень глубокий и важный термин — это обожение. И каждый человек, каждый христианин призван к обожению, то есть к тому, чтобы во всём быть подобным Богу.
Святитель Григорий Богослов прекрасно осмысливает данное явление в духовной жизни. Он пишет так: «Если ты будешь низко думать о себе, то я напомню тебе, что ты — созданный бог, ты — честная Христова часть, через Христовы страдания идущий в нетленную славу».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 октября. О жизни и творчестве Андрея Рябушкина

Сегодня 29 октября. В этот день в 1861 году родился русский художник Андрей Рябушкин.
О его жизни и творчестве — протоиерей Василий Гелеван.
Будущий художник воспитывался в верующей семье. И он, что называется, с младых ногтей уже познакомился с церковной живописью. Он очень любил иконы, он любил рассматривать, как украшены стены храмов. Конечно, это отразилось в его будущих работах, когда он сам стал художником.
Путь его был непростым: рано осиротев, он не смог унаследовать мастерскую своего отца. Но случай помог ему всё-таки найти свой путь. Но мы-то понимаем, что случай не случайный бывает. Богу угодно, чтобы человек всё-таки реализовал себя. Земляк Андрея Рябушкина, тоже студент Московского училища живописи, ваяния, зодчества, Андрей Преображенский, повлиял на то, чтобы всё-таки таланты Рябушкина нашли свою реализацию.
Очень интересный факт такой, что по окончании Художественной академии выпускники имели стипендию на поездку за границу для того, чтобы познакомиться с мировыми классиками в Италии, например. Так вот, Рябушкин отказался от такой заграничной поездки, захотел поехать по России. Это очень показательно, что человек любит свою страну и хочет её, прежде всего, воспеть.
Он посетил Новгород, Псков, Владимир, Ростов, Ярославль. Он увлечён историей Отечества и увлечён изучением культурного наследия своих предков. Его всё интересовало: одежда, орнаменты на национальных костюмах, музыкальные инструменты, игрушки, расписные прялки. Всё это он потом отразит в своих знаменитых работах.
Вот по завершении путешествия Андрей Рябушкин написал целый ряд жанровых картин, посвящённых крестьянскому и мещанскому быту. В этот день, когда родился Андрей Рябушкин, будет здорово открыть каталог и познакомиться с его наследием.
Все выпуски программы Актуальная тема







