
Екатерина Каштанова
История эта случилась со мной много лет назад. Тогда я работала в паломнической службе епархии одного из регионов. Занималась рекламой и продвижением поездок, проводила экскурсии. В какой-то момент в организации начались структурные изменения. У меня не сложились отношения с новым начальством. Мои новые идеи отвергались, давно сданные отчеты почему-то терялись, поездки по делам нашей организации воспринимались как прогулы, экскурсии, которые я организовывала, срывались.
В общем, положение моё стало совсем некомфортным. Но одна важная поездка, которую я готовила, все же состоялась. Я повезла группу в красивый и духовно богатый Задонский мужской монастырь. Приехали, помолились на службе. Группа постепенно стягивалась на площадь перед храмом, откуда мы должны были идти на экскурсию.
И вдруг ко мне подходит слегка неопрятный пожилой мужчина. Протягивает ладонь с бумажными и металлическими деньгами, спрашивает:
— Тут на чай мне хватит?
Пересчитала. Нехитрого богатства незнакомца хватало на несколько стаканов чая.
— Пойдём со мной пить чай? — предложил мне дедушка.
Я оказалась в неловкой ситуации. Опыт подсказывал, что в монастыре, на святом месте не стоит отказываться от ситуаций, которые создает Господь. Но у меня группа. И я отвечаю за людей. Слава Богу, один из наших паломников взялся меня подменить.
И мы с загадочным дедушкой пошли в трапезную.
— А Симеон, проходи. Тебе, как обычно, чаю? — спросила продавщица.
И я подумала: «Ага, в монастыре его знают. Значит можно этому Симеону доверять». Он не спросил моего имени. Нам налили две чашки чая. Мы устроились за столиком у окна. И дедушка стал рассказывать:
— Знаешь, как нелегко мне живётся в монастыре? Монахиня-то, у которой я послушаюсь часто ругает, а бывает обзывает и гоняет. А я что? Мне приходится терпеть, смиряться перед её волей, прощать, да и обязательно молиться за неё. Особенно когда монахиня эта не права.
Сначала не понимала, зачем он мне все это говорит. В голове крутился вопрос — почему я?
А дедушка все говорил. Про то, как что не предложит, все отвергается, про то, что не видят его сделанной работы...
И тут я стала догадываться: все, о чем он рассказывал, относится именно ко мне! Начала жадно вслушиваться в каждое его слово как в наставление, как ответ на мои вопросы.
— Ну, Екатерина, чтоб тебя никто не унижал, не обижал, а уважал. Все, иди — закончил свой монолог дедушка.
Не знаю от чего больше я обомлела в тот момент. То ли от зарифмованного совета как от преподобного Амвросия Оптинского, то ли от точного попадания в суть моей проблемы. Помню, у меня покатились слезы. Я сидела, думая об услышанном, молча пила свой горячий чай и плакала.
— Ну все, — повторил Симеон уже строже, — иди.
Мне хотелось ещё посидеть с ним, задать вопросы. Но дедушка отвернулся от меня к окну и больше не сказал ни слова. Как будто закончился поток мыслей. Которые ему было дано мне передать.
Я встала и медленно — медленно пошла по монастырю к своей группе. Разум пытался уложить в голове только что случившееся. Из поучений святителя Тихона Задонского знаю, что Господь на земле действует через людей. Должно быть Симеон оказался именно таким человеком для меня. Не случайно, в переводе с еврейского это имя значит «услышанный Богом».
Вернулась я из этой поездки уже другой. Покаялась и теперь по — новому смотрела на происходящее. По мере сил исполняла полученные советы: где-то смирялась, понимая зачем все это, где-то терпела и, конечно, старалась молится за ближних. В ответ на мои усилия стала меняться ситуация вокруг. Через несколько месяцев Господь так устроил, что я возглавила нашу паломническую службу. И все эти уроки оказались так важны мне уже как руководителю в отношениях с подчиненными.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (30.04.2025)
Деяния святых апостолов

Апостолы
Деян., 11 зач., IV, 13-22.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Народная поговорка гласит: «Христос терпел и нам велел». Конечно же, данная мысль возникла не на пустом месте. У прозвучавшей поговорки есть исторические основания, о которых мы можем узнать, послушав отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов, что читается сегодня утром во время богослужения. Итак, давайте послушаем.
Глава 4.
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
14 видя же исцеленного человека, стоящего с ними, ничего не могли сказать вопреки.
15 И, приказав им выйти вон из синедриона, рассуждали между собою,
16 говоря: что нам делать с этими людьми? Ибо всем, живущим в Иерусалиме, известно, что ими сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего;
17 но, чтобы более не разгласилось это в народе, с угрозою запретим им, чтобы не говорили об имени сем никому из людей.
18 И, призвав их, приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса.
19 Но Петр и Иоанн сказали им в ответ: судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога?
20 Мы не можем не говорить того, что видели и слышали.
21 Они же, пригрозив, отпустили их, не находя возможности наказать их, по причине народа; потому что все прославляли Бога за происшедшее.
22 Ибо лет более сорока было тому человеку, над которым сделалось сие чудо исцеления.
Прозвучавший отрывок из книги Деяний святых апостолов переносит нас в самое начало истории гонений на древнюю Церковь. Апостолы Пётр и Иоанн оказываются на суде иудейских священников и знатоков закона. Те стремятся наказать учеников Христа за то, что они совершили чудо — исцелили известного всему Иерусалиму нищего хромого. Члены синедриона (религиозного суда) не желали доводить дело до казни, поэтому ограничились сначала угрозами. Но апостолы стояли на своём. Они, надо сказать, совершенно не хотели конфликтовать ни с первосвященником, ни с другими членами синедриона. Ведь апостолы по-прежнему ходили в Иерусалимский храм, молились там, видели в ветхозаветном духовенстве помазанников Божиих, которые, да, в отношении Христа заблуждаются, но, тем не менее, по-прежнему исполняют служение Господу.
Апостолы в результате избирают путь терпеливой, но твёрдой кротости. Поступают ровно так же, как поступал во время земного служения Господь Иисус. А именно — никого не осуждать, но хранить принципиальную верность миссии, возложенной Отцом Небесным. Ученики Христовы помнили, о чём им постоянно напоминал Учитель, для чего Он пришёл в мир. Не для того, чтобы служили Ему, а чтобы послужить Самому. Апостолы тогда в большинстве случаев отказывались слышать эти рассуждения Спасителя. А Христос стоял на Своём, хотя понимал, что в итоге люди, которым Он служит, отправят Его на казнь. Избиваемый и мучимый Христос не обвинял гонителей, но терпеливо просил Бога-Отца об их помиловании. И Своих учеников Спаситель призвал ровно к тому же — благословлять, а не проклинать. И, конечно, терпеть.
Церковь Христова веками стремится жить вопреки логике мира сего. Честность, верность, кротость — плохие помощники в постройке земной карьеры. Но эта стойкость в абсурде совести и есть форма служения Богу и людям, которая, несмотря на все неудобства, тем не менее, приносит человеку истинное счастье. Оно, это счастье, окрыляет душу, делает нас по-настоящему свободными. Но не свободными от помощи Божией. Христианство не обещает человеку богатства или успеха, но обещает спасение. И отнюдь не в абстрактном смысле. Спасение проявляет себя как вполне ощутимая забота и действенная любовь Небесного Отца. Христос во время Тайной вечери сказал апостолам: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам». Это обещание адресовано к каждому из нас. Спаситель, действительно, никого не бросает без помощи, оберегает, поддерживает и питает любого, кто об этом просит. Поэтому Православная Церковь верит, что Господь никого из верующих в Него не оставит во время испытаний и страданий, посылаемых нам жизнью. Если только мы останемся верными Богу.
Всё вышесказанное свидетельствует о нескольких вещах. Первая — то, что терпение является непременно спутницей верности Господу. Терпеливо перенося испытания жизни, христианин тем самым укрепляет свою веру в Творца. Вторая вещь — терпение — добродетель, действующая по отношению к самому человеку. Согласно Евангелию терпеть можно только в отношении себя. Если же мы видим, что кому-то нужны помощь и поддержка, откладывать решение мы не должны. Ведь терпеть с проявлением любви христианин права не имеет.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям

У Даши есть особенности в развитии, например, ей трудно выражать свои эмоции и настроение словами. Девушке ближе и понятнее язык цвета. Много лет она занимается живописью, рисует быстро и решительно. Любимые сюжеты Даши — цветы и море, небо перед закатом — такое же переменчивое, как её эмоциональное состояние.
Вот уже 7 лет девушка ходит в центр социальной реабилитации «Турмалин». Он находится в Москве. В этом центре люди с разными особенностями бесплатно занимаются в ремесленных мастерских, играют на музыкальных инструментах, рисуют, а главное — становятся самостоятельнее и находят друзей.
Даша, помимо того, что рисует, занимается в ткацко-валяльной мастерской — создаёт валяные полотна. Это те же картины, только делаются они из шерсти. Такая работа девушке тоже по душе.
С творчеством у Даши всё хорошо, а вот отношения с людьми складываются непросто. Ей трудно к ним привыкнуть, наладить контакт. Когда Даша начала посещать «Турмалин», она всё время смущалась, не хотела заходить внутрь и плакала. А потом полюбила и сам центр, и занятия в мастерских, и тех, кто её окружает. У неё появились близкие друзья. Добрые перемены в жизни и поведении девушки произошли благодаря участию и заботе сотрудников центра социальной реабилитации.
Проект «Турмалин» даёт людям с инвалидностью возможность обрести своё место в жизни, ощутить себя значимыми и способными творить. Здесь они всегда находят понимание и принятие, могут быть собой.
Поддержите центр «Турмалин», очень нужный особенным людям. Сделать это можно на сайте проекта. Сейчас там открыт сбор на организацию творческих занятий для Даши и других подопечных.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов