
Екатерина Каштанова
История эта случилась со мной много лет назад. Тогда я работала в паломнической службе епархии одного из регионов. Занималась рекламой и продвижением поездок, проводила экскурсии. В какой-то момент в организации начались структурные изменения. У меня не сложились отношения с новым начальством. Мои новые идеи отвергались, давно сданные отчеты почему-то терялись, поездки по делам нашей организации воспринимались как прогулы, экскурсии, которые я организовывала, срывались.
В общем, положение моё стало совсем некомфортным. Но одна важная поездка, которую я готовила, все же состоялась. Я повезла группу в красивый и духовно богатый Задонский мужской монастырь. Приехали, помолились на службе. Группа постепенно стягивалась на площадь перед храмом, откуда мы должны были идти на экскурсию.
И вдруг ко мне подходит слегка неопрятный пожилой мужчина. Протягивает ладонь с бумажными и металлическими деньгами, спрашивает:
— Тут на чай мне хватит?
Пересчитала. Нехитрого богатства незнакомца хватало на несколько стаканов чая.
— Пойдём со мной пить чай? — предложил мне дедушка.
Я оказалась в неловкой ситуации. Опыт подсказывал, что в монастыре, на святом месте не стоит отказываться от ситуаций, которые создает Господь. Но у меня группа. И я отвечаю за людей. Слава Богу, один из наших паломников взялся меня подменить.
И мы с загадочным дедушкой пошли в трапезную.
— А Симеон, проходи. Тебе, как обычно, чаю? — спросила продавщица.
И я подумала: «Ага, в монастыре его знают. Значит можно этому Симеону доверять». Он не спросил моего имени. Нам налили две чашки чая. Мы устроились за столиком у окна. И дедушка стал рассказывать:
— Знаешь, как нелегко мне живётся в монастыре? Монахиня-то, у которой я послушаюсь часто ругает, а бывает обзывает и гоняет. А я что? Мне приходится терпеть, смиряться перед её волей, прощать, да и обязательно молиться за неё. Особенно когда монахиня эта не права.
Сначала не понимала, зачем он мне все это говорит. В голове крутился вопрос — почему я?
А дедушка все говорил. Про то, как что не предложит, все отвергается, про то, что не видят его сделанной работы...
И тут я стала догадываться: все, о чем он рассказывал, относится именно ко мне! Начала жадно вслушиваться в каждое его слово как в наставление, как ответ на мои вопросы.
— Ну, Екатерина, чтоб тебя никто не унижал, не обижал, а уважал. Все, иди — закончил свой монолог дедушка.
Не знаю от чего больше я обомлела в тот момент. То ли от зарифмованного совета как от преподобного Амвросия Оптинского, то ли от точного попадания в суть моей проблемы. Помню, у меня покатились слезы. Я сидела, думая об услышанном, молча пила свой горячий чай и плакала.
— Ну все, — повторил Симеон уже строже, — иди.
Мне хотелось ещё посидеть с ним, задать вопросы. Но дедушка отвернулся от меня к окну и больше не сказал ни слова. Как будто закончился поток мыслей. Которые ему было дано мне передать.
Я встала и медленно — медленно пошла по монастырю к своей группе. Разум пытался уложить в голове только что случившееся. Из поучений святителя Тихона Задонского знаю, что Господь на земле действует через людей. Должно быть Симеон оказался именно таким человеком для меня. Не случайно, в переводе с еврейского это имя значит «услышанный Богом».
Вернулась я из этой поездки уже другой. Покаялась и теперь по — новому смотрела на происходящее. По мере сил исполняла полученные советы: где-то смирялась, понимая зачем все это, где-то терпела и, конечно, старалась молится за ближних. В ответ на мои усилия стала меняться ситуация вокруг. Через несколько месяцев Господь так устроил, что я возглавила нашу паломническую службу. И все эти уроки оказались так важны мне уже как руководителю в отношениях с подчиненными.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Поддержать «Изумрудный город» — пространство для развития детей с инвалидностью

В фонде «Дети Ярославии» действует проект «Изумрудный город». Это пространство, где каждый ребёнок с инвалидностью может развиваться, раскрывать свои способности и находить друзей. Фонд организует для них разнообразный и полезный досуг. Дети вместе поют, танцуют, рисуют, участвуют в спектаклях, занимаются лечебной физкультурой, но главное — учатся общаться и быть самостоятельными.
Кристина Пушкарь посещает «Изумрудный город» уже 5 лет. Именно здесь у неё появились первые друзья, успехи в развитии и вдохновение к творчеству. Из-за внешних и умственных особенностей Кристине сложно находить понимание и поддержку в обществе. Но в «Изумрудном городе» её всегда ждут. Она может не стесняться быть собой. «Когда особенные дети получают большое количество любви, тепла, понимания и видят искреннее желание им помочь, они непременно меняются», — считает мама Кристины.
Не только дети с инвалидностью находят поддержку в «Изумрудном городе». Понимание, психологическую помощь и просто доброе участие обретают их родители. Многие из них включаются в организацию событий и жизнь фонда «Дети Ярославии».
Поможем сохранить такое нужное пространство для развития и радости в городе Ярославле. Поддержать проект «Изумрудный город», а также ребят с инвалидностью можно на сайте фонда «Дети Ярославии».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Советская ученая — тайная монахиня». Алексей Беглов
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Алексей Беглов.
Разговор шел о выдающейся советской ученой, специалисте в области изучения туберкулеза, докторе биологических наук, тайной монахине Валентине Ильиничне Пузик (в монашестве — Игнатии). О ее судьбе, духовных размышлениях и об одной из ярчайших ее книг: «Божественная литургия». Валентине Пузик еще в молодости приняла тайный монашеский постриг, свою научную работу она воспринимала, как монашеское служение. Она прожила долгую жизнь: родилась в 1903г. и отошла ко Господу в 2004 г.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Мученица Татьяна Гримблит». Священник Анатолий Правдолюбов
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма святителя Иова на Можайском шоссе священник Анатолий Правдолюбов.
Разговор шел о разных примерах подвига новомучеников, в частности о служении мученицы Татьяны Гримблит, посвятившей себя помощи заключенным.
Отец Анатолий приводит воспоминания Марии Николаевны Красноцветовой о Москве конца 1920-х годов, в которой привычные святыни исчезали, а город менялся на глазах. Вспоминается судьба священника Александра Тетюева и слова его дочери, передающие страх той эпохи и верность, которой жили их семьи.
Гость говорит о времени «первой безбожной пятилетки», о закрытии храмов и о результатах переписи 1937 года, неожиданно подтвердившей сохранение веры в народе.
Главная часть беседы посвящена мученице Татьяне Николаевне Гримблит. Отец Анатолий рассказывает о её юности, помощи заключённым и ссыльным, о её стойкости в ссылках, о словах о нательном кресте и о последних днях перед расстрелом на Бутовском полигоне. В завершение звучит напоминание о том, что её жизнь стала исполнением заповеди о любви к ближнему, которую она не откладывала ни при каких обстоятельствах.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











