
Есть один церковный язык, про который не принято говорить. Не потому что он вызывает горячие споры. Его просто не замечают. А тем временем он живёт и развивается, как все остальные языки в мире.
Это язык церковной разметки. Что? Разметка? Не слыхали о такой? Давайте расскажу. Для этого нам надо подняться на клирос и раскрыть любую книгу. Ну, почти любую. По некоторым книгам только читают, их отложим в сторонку. Нам нужны те книги, по которым поёт хор.
Вот. Открываем. Видим текст. Колена (то есть, смысловые отрывки) разбиты косой чертой. Это обычно пропечатано изначально. Например: «Отче Наш Иже если на небесех». Будет написано так: «Отче Наш». Косая черта. «Иже еси на небесех». Следующая косая черта. И так весь текст. Чтобы, когда хор пел, понимали, где делать остановки.
Но не только в остановках дело. Надо же ещё распеть мелодию. Как распеть? Для этого и придумали разметку. Пишут её обычно карандашом, и пишет тот, кто руководит хором. Когда на слоге надо остановиться, над ним ставят длинную черту. Когда надо подняться — домик. Если слог распевается — рисуют волнистую линию.
Казалось бы, вот и всё. Например: «Отче Наш». Над первым «о» в слове «Отче» будет длинная черта. Потом «Иже еси на небесех». В слоге «сех» слова «на небесех» будет домик, потому что там по распеву подъём. Видите, не так уж и сложно.
Но язык не может ограничиться несколькими знаками. Язык — это творчество. Сколько я видела разных значков в богослужебных книгах! Иногда даже не поймёшь, что хотели сказать те, кто так разметили. И волнистая линия, переходящая в длинную. И точечки над слогами, которые надо пропеть быстро.
Есть ещё и своеобразные «диалекты». В одних храмах длинную черту ставят над слогом, в других — под слогом. Один и тот же знак может значить разное в разных приходах и областях.
Поэтому задумаешься — если в таком простом языке да столько разночтений!.. Что уж говорить о русском языке. Что уж говорить о переводах с одного языка на другой!
И всё равно: язык — величайший Божий дар. Мы можем долго договариваться, что значит что. Но когда мы наконец понимаем друг друга, то можем нечто новое — петь хором.
Автор: Зоя Ускова
Все выпуски программы Частное мнение
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема
9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы

Сегодня 9 мая. О поминовении усопших воинов в День Победы — священник Родион Петриков.
9 мая, в День Победы, мы особенно поминаем воинов, которые отдали свою единственную жизнь за мир и за своих ближних. С точки зрения православной веры, поминовение усопших — это не только дань памяти, но и духовный долг любви. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Эти слова напоминают нам, что жертва воинов во все времена — это реальный пример действенной христианской любви. Святитель Иоанн Златоуст учит так: «Не напрасно установлено поминать усопших, ибо общая у всех надежда воскресения». Еще наша молитва об усопших — это наша священная обязанность, потому что благодаря ей они находят утешение в вечности. Молясь о погибших, мы утверждаем веру в победу жизни над смертью и уповаем на милость Божию к ним. А еще, конечно же, мы молимся о нашем единстве с ними в Господе. Пусть память о героях станет молитвой, а их подвиг вдохновляет нас, еще живущих, на дела мира и добра. Вечная им память!
Все выпуски программы Актуальная тема
1000 мешков цемента для храма Казанской иконы Божией Матери в селе Курба

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Курба Ярославской области – уникальный памятник русского зодчества, построенный в 1770 году и чудом устоявший до наших времён. Он выделяется своей необычной архитектурой и древними росписями ярославских мастеров. Всего сохранилось более 350 фресок!
Уцелела и местная святыня – чудотворная Казанская икона Божией Матери, написанная в 17 веке. В 20 столетии, во время гонений на церковь, жители села Курба спрятали икону на местном кладбище, там она пролежала 2 года. А потом образ Божией Матери стал переходить из дома в дом. Так, благодаря людской заботе он сохранился. Сейчас икона находится в храме в соседнем селе. К ней в надежде на помощь стекаются десятки верующих. Когда Казанский храм восстановят, святыня вернётся домой.
Возрождением Курбской церкви занимается фонд «Белый ирис». Стараниями фонда и всех неравнодушных людей она обрела новую жизнь. Был разработан проект реставрации и проведена полная консервация: установлена временная кровля, заколочены щитами окна и двери. Всё это помогает задержать разрушение храма и защищает его от снега и дождя.
Своё 255-летие святыня встречает новым этапом восстановления – фонд начинаетдолгожданную реставрацию! Основа любого здания – это фундамент, именно с его укрепления стартуют работы. На это потребуется около 300 тонн цемента. Как только установится тёплая погода, мастера-реставраторы примутся за дело. 681 рубль – столько стоит один мешок цемента вместе с транспортными расходами. Фонд «Белый ирис» ведёт сбор на первую тысячу мешков.
Присоединяйтесь к помощи уникальному Казанскому храму. Сделать благотворительный взнос на мешок цемента можно на сайте фонда.