«Есть два способа прожить жизнь: или так, будто чудес не бывает, или так, будто вся жизнь — чудо». Это сказал Альберт Энштейн. Я на собственном опыте убеждаюсь, что второй способ дарит почти неограниченные возможности, и уж точно намного больше радости.
Вот одно чудо из моей жизни, воспоминание о котором наполняет меня теплом.
Этой весной, как, впрочем, и каждой, были сложности со здоровьем. Одновременно с этим приходилось решать множество бытовых проблем. И в один из апрельских дней я поняла, что мне нужно чуть-чуть вырваться из привычной рутины. Не что-то глобальное, нет, просто захотелось прогуляться по любимым местам. А тут ещё небольшой весенний дождик наполнил всё вокруг запахом пробуждающейся земли.
Недолго думая, я поехала на Чистые пруды, пройтись в одиночестве, разгрузить мысли. Обычно, когда получается просто спокойно прогуляться, всё в голове более-менее удается разложить по полочкам. Но в этот раз что-то внутри не давало покоя. «Для чего я нужна? И нужна ли вообще?» — вот главные вопросы, которые я задавала Богу в тот вечер.
Хотелось, конечно, продлить прогулку, но пришло время возвращаться домой, и нужно было выбрать — на метро ехать, или на трамвае. На метро быстрее, конечно. Но на трамвае — интереснее, да ещё по красивой вечерней Москве. Смотрю по карте в электронном приложении, моего трамвая нет. Вечер, остановка безлюдная. К тому же метро рядом. Уже повернулась, чтобы идти к станции, и тут внутри: «Нужно подождать». Ладно, решила последний раз проверить, что там с моим трамваем, смотрю, а на карте будто из ниоткуда появляется значок нужного трамвая и едет в мою сторону, будет через пять минут. Я порадовалась и осталась ждать на остановке.
И тут происходит самое главное. Краем глаза я замечаю какую-то компанию, вроде бы мимо проходят. Вдруг слышу, тихо-тихо так: «Девушка, простите». Я поворачиваюсь, передо мной стоит та самая компания, парни, девушки, человек шесть-семь. И одна из девушек вдруг спрашивает: «Извините, а можно вас обнять?».
Наверное, в другое время я бы очень удивилась такому вопросу, но в тот момент я восприняла это как само собой разумеющимся и просто сказала «да, давайте обнимемся!». Оказалось, что обняться со мной решили все собравшиеся, и не только, постепенно подходили ещё и другие люди. Так, за пару минут до трамвая со мной обнялись человек пятнадцать.
Конечно, меня разобрало любопытство, и я спросила, что всё это значит?
В ответ услышала: «это психологический тренинг». И можно было бы подумать: «а, ну, тренинг, подумаешь, что тут необычного?» Но дело не в этом. А в том воздействии, которое это событие произвело на меня. Потом я ехала в трамвае, и с моего лица всю дорогу не сходила улыбка. И на протяжении ещё нескольких дней было очень много энергии и вдохновения, которые запустили поиск новых идей. Сейчас эти идеи воплощаются в жизнь.
Знаете, на самом деле было ощущение, что через этих незнакомых людей меня обнял Господь, обнял в момент, когда я очень в этом нуждалась. Я получила ответы на свои вопросы.
Потом я много раз мысленно возвращалась к тому вечеру, обдумывала, сколько деталей, даже самых мельчайших, должно было сложиться и в пространстве, и во времени, чтобы состоялась такая встреча. И до сих пор это не перестаёт меня удивлять.
А к словам Альберта Эйнштейна про два способа прожить жизнь, мне хочется добавить другие известные слова: «У Бога нет других рук, кроме наших». И если так, то и нашими руками всё вокруг может менять Господь. Нужно только поверить, что вся наша жизнь — это чудо. Я верю.
Автор: Яна Юревич
Все выпуски программы Частное мнение
Деяния святых апостолов
Деян., 17 зач., VI, 8 - VII, 5, 47-60.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём», — такие слова произнёс как-то Иисус Христос. Сын Божий указал тем самым на трагическое обстоятельство. Народ, к которому Спаситель по человеческой природе принадлежал, Его не принял. Подобная участь коснулась многих учеников Христовых. Об одном из них, мученике Стефане, повествуется в отрывке из 6-й и 7-й глав книги Деяний святых апостолов. Данное чтение звучит сегодня во время литургии. Давайте послушаем.
Глава 6.
8 А Стефан, исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе.
9 Некоторые из так называемой синагоги Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и некоторые из Киликии и Асии вступили в спор со Стефаном;
10 но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил.
11 Тогда научили они некоторых сказать: мы слышали, как он говорил хульные слова на Моисея и на Бога.
12 И возбудили народ и старейшин и книжников и, напав, схватили его и повели в синедрион.
13 И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон.
14 Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей.
15 И все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела.
Глава 7.
1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе.
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живете.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк:
49 Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы,
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.
Слова, которые мученик Стефан произносит перед смертью, напоминают речи ветхозаветных пророков. В особенности, Иеремии, Исайи, — тех, которые были казнены соплеменниками за обличительную проповедь. Современникам пророков крайне не нравилось, что кто-то указывал на их грехи, требовал искреннего покаяния. Вот и святой Стефан, человек праведной жизни, был схвачен и убит за то, что стремился следовать правде Божией.
Что же так возмутило слушателей Стефана? Прежде всего, то, что мученик посягнул, как им показалось, на святое — на авторитет ветхозаветного патриарха Авраама. Неужели Стефан действительно произнёс нечто оскорбительное? Вовсе, нет. Он лишь продемонстрировал слушателям, что прошлое и превратное представление о нём, не есть одно и то же.
Современники Стефана полагали, что уже по происхождению своему они занимают привилегированное место в мире, а за тщательное соблюдение заповедей им полагается гарантированная награда. Мученик же напомнил им, что величайший праведник Ветхого Завета, Авраам, ничего из обещанного ему лично не получил от Бога. Земля обетованная так и не стала собственностью Авраама. У него не родилось множество детей, а имелся только единственный сын — Исаак. Является ли это доказательством ущербности духовного наследия патриарха? Нисколько. Ведь он сам вовсе не нуждался в материальном, не требовал от Господа чуда, но смиренно стремился служить правде Божией.
По зависти и гордости люди казнили Христа. Ровно по той же причине они наложили руки и на Стефана, хотя, как подмечает библейский текст, лицо его было подобно ангельскому и в святости его не было сомнений. Впрочем, легко укорять других за их ошибки. Значительно сложнее взглянуть на самих себя. Сто лет назад наш народ поднял руку на святыню Божию, отправил в лагеря и на казнь множество православных христиан — священнослужителей и мирян. Семь десятилетий вера в нашей стране считалась мракобесием, признаком психического расстройства. Исторический урок, который мы сами себе устроили, поистине горек. Но забывать его нельзя, чтобы не случилось с нами нечто худшее.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит»
В 1927 году архиепископ Воронежский Пётр Зверев прибыл на Соловки отбывать десятилетний срок заключения. Ссыльный епископат избрал владыку Петра главой соловецкого православного духовенства. Владыка помогал заключённым, возглавлял тайные богослужения. Стремясь уничтожить влияние владыки на узников, власти отправили его на остров Анзер. В январе 1929 года владыка в письме посетовал духовным детям, что шестое Рождество встречает вне дома, не с близкими людьми. Здесь же он написал:
«Всё это решительно надо терпеть. Не так живи, как хочется, а как Бог велит».
Все выпуски программы Слова Святых
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу»
Во второй половине 18 века иеромонах Косма Этолийский проходил духовную подготовку на Святой Горе Афон. Однажды на богослужении он услышал слова Христа о том, что христианин должен заботиться не только о своём спасении, но и о спасении братьев. Эта фраза прозвучала как призыв Божий к действию. Он получил благословение афонских старцев и отправился в Константинополь. Здесь познакомился с патриархом Серафимом Вторым и рассказал ему о своих миссионерских планах. Патриарх одобрил идеи монаха Космы, назначил его главным проповедником Восточной Церкви. Миссионерские путешествия монаха Космы Этолийского продолжались почти двадцать лет. Он побывал в Греции, Малой Азии, странах Балканского полуострова. Боль за непросвещённый народ, забота о ближнем сделали для него просветительское служение смыслом всей жизни. Проповедник Косма говорил:
«Внутри любви к нашему ближнему сокрыта наша великая любовь ко Христу».
Все выпуски программы Слова Святых