Даже если за окном непогода и хочется плакать, помните, что за грустью обязательно придёт радость. Развеять хандру поможет рассказ о ранней картине Исаака Левитана, к которой также приложил руку брат великого русского писателя — Николай Павлович Чехов.
— Здравствуйте, Маргарита Константиновна!
— Наташенька, здравствуй! Как хорошо, что ты предложила встретиться в скверике на улице. Здесь так красиво осенью... Но, кажется, ты чем-то расстроена. У тебя что-то случилось?
— Нет, не то, чтобы что-то серьёзное... В последнее время всё чаще на меня накатывает грусть. Слёзы сами собой подступают, всё расстраивает...
— Не печалься, мой друг! Знаешь, я тоже иногда грущу в осенние деньки. Бывает выглянешь в окно, деревья облетают, дождик моросит... Послушай, ты мне сейчас напомнила героиню одной картины из нашей Третьяковки. Сейчас найду её в интернете, подожди минутку... Это одна из первых работ Исаака Левитана. Он написал её в 1879 году. Называется «Осенний день. Сокольники». Вот она!
— Действительно, совпадает с моим настроением... Хмурое осеннее небо, рыжие клёны вдоль тропинки...
— А по тропинке куда-то спешит одинокая женская фигурка, похожая на тебя.
— Да, только она в длинном платье, какие носили девушки в конце девятнадцатого века.
— И обрати внимание, что это один из немногих пейзажей Левитана, на котором присутствует фигура человека. И написал эту девушку не сам художник, а его друг, Николай Павлович Чехов!
— Родной брат Антона Павловича? Как интересно! Так на картине чеховская дама...
— Да. И согласись, сам этот факт придаёт полотну выразительность новеллы девятнадцатого века. И талантливо написанный вокруг героини пейзаж добавляет драматизма. Дорожка, убегающая вдаль, клёны с мелкими остроконечными жёлтыми листьями, величественные кроны сосен и напряжённое серое небо над головой — всё это создаёт динамику и некоторое чувство тревоги. Смотришь на картину, и кажется, что слышен шорох опавших листьев и стук каблучков героини...
— И мы начинаем ей сопереживать. Может быть, она безответно любит кого-то или рассталась с любимым... Выглядит девушка одинокой и печальной.
— И её хрупкая фигурка кажется потерянной, случайной на фоне строгого и величественного пейзажа. Будто она в разладе со всем миром.
— А в каком возрасте Левитан написал эту картину?
— Художнику было 19 лет, когда он написал «Осенний день» и представил его на студенческой выставке в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где как раз учился вместе с Николаем Чеховым. Полотно сразу же приобрёл Павел Третьяков. И с этого момента меценат пристально следил за успехами юного живописца и периодически покупал его произведения. Вот почему в Третьяковской галерее самая большая коллекция картин Исаака Левитана.
— Получается, что с этой работы начался большой творческий путь художника.
— Да. И уже в самом его начале молодой Левитан смог выразить на картине глубокую мысль о нашей человеческой природе. Что человек — маленькое и беззащитное создание в огромном мире, созданном Богом. Что наши печали и переживания на самом деле мимолётны и быстротечны. Пройдут столетия, но всё в мире по-прежнему будет идти своим чередом: за летом осень, за осенью зима, а за зимой снова придёт весна. Солнце согреет землю...
— И на душе станет радостнее!
— Наташенька, ты улыбаешься. Уж не знаю, смогла ли я тебе помочь, но, кажется, печаль отступила.
— Спасибо Вам, Маргарита Константиновна! Наши с вами беседы всегда вдохновляют меня!
— В таком случае, почему бы нам с тобой прямо сейчас не отправиться в Третьяковскую галерею? Прогуляемся и увидим один из её шедевров — «Осенний день. Сокольники» кисти Исаака Левитана.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 231 зач., V, 25-33.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как сохранить семью? Как восстановить отношения, которые находятся на грани разрыва? Предлагает ли христианство какой-то способ? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 5-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 5.
25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Ситуация в отношениях между супругами в иудейском мире времён апостола Павла была далеко не радужная. Большую роль в этом играл статус женщины в обществе того времени. В древнем иудейском социуме она не являлась юридическим субъектом. У неё не было никаких прав. В этом смысле жена была собственностью мужа, по сути, просто вещью. Прав на развод она не имела. А вот супруг мог развестись с ней по любому поводу.
В греческом мире ситуация была не лучше. Сократ говорил: «Есть ли кто-то, кому вы доверяли более серьёзные дела, чем вашей жене, и есть ли кто-то, с кем бы вы говорили меньше, чем с ней?». То есть муж вёл полноценную общественную жизнь, а вместе с этим искал плотских наслаждений и развлекался на стороне. Жена в это время была обязана хранить семейный очаг, заниматься хозяйством и воспитанием детей. Свою жизнь она проводила в одиночестве.
А в Риме ко времени пришествия Христа институт семьи был вообще практически уничтожен. Философ Сенека, не без сарказма замечал о нравственном состоянии соотечественников: женщины выходят замуж для того, чтобы развестись, и разводятся, чтобы выйти замуж. Некоторые из них делают это так часто, что ведут летоисчисления не по именам консулов, как принято, но по именам бывших мужей.
На этом фоне и звучат слова апостола Павла об отношении супругов. Идея его слов проста: один мужчина, одна женщина — полноценный союз любви навек. При этом апостол цитирует самую первую книгу Ветхого Завета, книгу Бытия. Союз Адама и Евы предлагается здесь как норма всем последующим поколениям: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть».
То есть формула, которую предлагает апостол, стара, как сам мир. Ничего нового он не сказал. Все об этом так или иначе знали. Просто у людей не было сил соответствовать этой высокой планке. Мужчина и женщина устали друг от друга. Ведь любой союз без Бога обречён на кратковременность. На эмоциях далеко не уедешь.
Но теперь Бог стал человеком. Господь принёс людям новый источник, из которого можно черпать силы для полноценной жизни, в том числе и жизни в браке. Вот об этом источнике и проповедует Павел. Иными словами, апостол предлагает не новую модель брачного союза. Он призывает людей ко Христу, чтобы с Его помощью мы смогли вернуть себе то, что потеряли. Поэтому он и сравнивает союз мужчины и женщины с отношениями Христа и Церкви.
Подобно современникам Павла, мы знаем о том, какие должны быть нормальные отношения. Мы знаем, каков идеал. Читали, слышали, возможно, видели или даже испытали в своей жизни. Однако порой мы так устали друг от друга, столько у нас обид и претензий к своему спутнику, что нет желания даже видеть его. У нас нет сил что-то восстанавливать. Наш человеческий ресурс объективно иссяк. Возможно, в своём воображении мы уже давно гуляем где-то на стороне.
Сегодня апостол напоминает нам: не отчаивайтесь. То, что невозможно человеку, возможно Богу. Нам даже не обязательно идти к семейному психологу. Всё, что требуется от нас, — организовать свою личную жизнь по евангельским заповедям. Во всём искать волю Творца и стараться оказывать ради Него милость, великодушие и снисхождение ко всем, кто меня окружает. Сосредоточить все свои силы на том, чтобы на ежедневной основе приучать себя так жить. Не будем сомневаться, благодать Божия способна повернуть друг ко другу даже сердца врагов. Ведь только Христос в силах восстановить то, что кажется мёртвым.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Городские святыни». Игорь Гарькавый
У нас в гостях был историк, директор мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый.
Мы говорили о том, как городская среда наполняется христианскими смыслами, о важных духовных памятниках Москвы и других городов.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Сергий Конобас
У нас в студии был клирик храма Преображения Господня в селе Большие Вязёмы Московской области протоиерей Сергий Конобас.
Наш гость рассказал о своем пути к священническому служению и о многочисленных встречах с удивительными людьми праведной жизни, повлиявшими на него.
Все выпуски программы Светлый вечер