Гал., 209 зач., IV, 4-7.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Рождество Христово – это время чудес и подарков. Какой же главный дар принес людям Своим Воплощением Господь? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
6 А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»
7 Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.
В Священном Писании Бог называется различными именами. Так, в Ветхом Завете Его называли Сильный, Всевышний, Всемогущий, Всевидящий, Вечный, Крепкий и т.п. Все эти имена, люди давали Богу по Его проявлениям в этом мире. Есть у Бога имя, которое древние евреи почитали особо, — это имя Яхве. Считается, что его открыл людям Сам Господь.
Как бы то ни было, все эти именования демонстрируют не только величие Творца и Его доброе отношение к людям. Они ещё указывают и на ту дистанцию, которая лежит между Богом и человеком. Все эти имена — это имена Небесного Владыки. Они очень органично звучат во время ритуального богослужения или при торжественном чтении Священного Писания. Они уместны, когда мы обращаемся к Творцу от имени общины во время храмового богослужения. И это замечательно, что у человека есть такая возможность — обращаться по имени к Тому, кто является источником жизни и Творцом этого мира. Однако благодаря Воплощению Спасителя, Его Светлому Рождеству, мы получили нечто большее.
Апостол Павел говорит сегодня, что Сын Бога подчинился закону, чтобы мы получили усыновление. Очевидно, что речь идёт не о юридическом акте. Что-то изменилось в этом мире, в духовной реальности и в самой глубине человеческого существа. По словам апостола, в человеке поселился Дух Божий. Это означает, что каждый из нас благодаря воплощению, смерти и воскресению Христа получил возможность максимально близкого и прямого контакта с Владыкой мира. Господь словно взял человека за руку и ввел его не просто в прихожую дворца, не просто в гостиную. Он завёл нас туда, куда не могут зайти без стука даже самые близкие слуги Царя. В свой личный кабинет, спальню и ванную комнату. Теперь между Богом и человеком нет дистанции. И ярким свидетельством этого является обращение к Творцу. Апостол говорит, что тот Дух, который живёт теперь в нас, может обращаться к Небесному Владыке, как ребёнок к родителю. Важно, что Павел использует арамейское слово «авва». Это не просто «отец». «Отец» — это слишком официально. Так мы обращаемся к Богу в храмах во время совместной молитвы. А слово «авва» — это «папа», а лучше — «папочка», «папулечка» или даже «тата». Так Христос молился Богу в Гефсимании.
Согласитесь, это очень близко, интимно, а некоторым покажется даже фамильярно и дерзновенно. Обычно мы так с Богом не говорим. Даже в домашнем, личном общении я продолжаю общаться с Ним как на приёме у начальника. Пусть очень уважаемого, пусть любимого, пусть родного и близкого, но всё же начальника. И, по сути, я продолжаю оставаться просто Его слугой, дворецким? Пусть даже любимым и ценным, но всё же дворецким. Мне страшно войти к Богу так, как это делают маленькие дети, которые врываются утром к родителям в спальню и забираются к ним под одеяло. Этот подарок Рождества Христова я не готов принять. Мне слишком страшно. Страшно, потому что слишком близко. Потому что ко многому обязывает. Ведь мне тогда и в остальной жизни придётся перестать быть взрослым. Придётся стать немного сумасшедшим для окружающих, отказаться от своей взрослой корыстной воли и во всем обращаться за советом к Небесному Папе. Но не на это ли намекает Господь, когда призывает нас уподобиться детям? Ведь лишь в сердце такого человека Дух говорит с такой силой, что называет Бога папочкой. В душе такого человека раскрывается Царство Небесное, а Рождество никогда не проходит.
«Народные традиции пения и колядок». Анастасия Кузнецова
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была хормейстер Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого, музыкальный руководитель театра «Живая вода» Анастасия Кузнецова.
Наша гостья рассказала о том, как в ее жизни появилось увлечение хоровой музыкой, как в русских песнях сохраняется народная культура, а также поговорим о конкурсе «Поем колядки всем миром».
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
Снежинки по заказу. Елена Смаглюк
В тот декабрь практически не было снега. Приближались зимние праздники, а погода стояла совсем не зимняя. И тем не менее, наша семья готовилась отмечать Рождество Христово, поздравлять друг друга. У нас было хорошее настроение.
Как-то вечером мы с одной из дочерей, Любой, возвращались с покупками из магазина. Около дома мы встретили соседа Сережу. Я знала его с детства. Сережа был одноклассником моей старшей сестры.
У него с младенчества было очень слабое здоровье. Сергей часто и подолгу болел. Не смог окончить школу. Был необычным ребенком. Таким и остался. Большим ребенком в свои 45 лет. Не мог работать, жил с мамой.
Обычно, встречаясь на улице, мы с Сережей приветливо беседуем, обсуждаем последние новости, погоду, вспоминаем события из детства. Вот и в этот раз я начала разговор:
— Серёжа, — спросила я, — у тебя праздничное настроение?
— Нет — ответил он, — Лена, ну какое праздничное настроение у меня может быть, если я такой неказистый, совершенно никчёмный человек.
— Но может ты что-нибудь хочешь или о чём-то мечтаешь? — спросила я в надежде, что смогу чем-то его порадовать.
— А зачем мне мечтать, разве у таких, как я, могут исполняться желания? — печально сказал Сережа. Немного помолчал и добавил:
— Я бы очень хотел, чтобы пошёл уже наконец-то снег.
Мы замолчали. А буквально через мгновение Люба восторженно вскрикнула, показывая на рукаве снежинку. На наших глазах с неба посыпались красивые большие и пушистые хлопья снега. Мы все трое просто потеряли дар речи, Любочка прослезилась, а Серёжа просто смотрел в небо, на становящуюся белой землю и не мог поверить своим глазам.
Мы ещё немного прогулялись в тишине под этим чудесным снегопадом. И каждый, наверное, нашёл своё объяснение этому чуду. Ну а я точно знаю, что такие подарки может делать только любящий всех без исключения Отец Небесный.
Снежинки для Сережи — так мы с дочкой называем тот снегопад. Господь знает сердце каждого. И может утешить именно так, как человеку в тот момент нужно. Я хотела порадовать Сергея. Но Господь сделал это быстрее и гораздо лучше, чем я могла бы придумать. И вот, Сережа уже улыбается.
Те снежинки и для меня лично — большая радость и утешение. Я вспоминаю о них в моменты, когда чувствую себя самым недостойным человеком. Господь любит нас всех. Ведь каждый их нас — его чадо. Мне кажется, важно не бояться и не стесняться говорить Господу о своих мыслях, печалях, желаниях, мечтах, даже о самых наивных. И доверять Отцу Небесному, как доверяет ребенок.
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение
Сложная исповедь. Елена Смаглюк
Был период в моей жизни, когда на протяжении нескольких месяцев я испытывала сложность с подготовкой к исповеди. Во-первых, не хватало времени и сил, чтобы сесть и сосредоточиться на главном, на анализе своего внутреннего состояния. Во-вторых, в сердце не было ни то, чтобы раскаяния, я как будто и не видела в себе греха. Всё казалось не существенным, хотя в глубине души я подозревала, что мне есть, в чём каяться.
Приближался Рождественский пост, и я написала заметку в социальных сетях о том, насколько это важное время, что нужно сосредоточиться на подготовке ко встрече с Христом, иметь молитвенный настрой и постараться заглянуть во все уголки души.
В последний вечер перед началом поста в гости пришла подруга. Мы заварили чай. И мне очень захотелось Киевского торта. Это желание буквально завладело мною. Но его нигде в магазинах с доставкой еды не было. Бежать в магазин в соседнем квартале тоже не получалось, нужно было следить за детьмфи дома. В общем, шансов успеть съесть желанный торт до начала поста не оставалось.
Тут подруга мне говорит: «Ну что, завтра начинаем поститься?» И я сказала, как отрезала, резко сказала: «Не хочу пост!» Подруга удивилась. Говорит: «ты же сама только опубликовала текст о том, как важен пост!» А я снова, с еще большей дерзостью повторила: «А я не хочу пост! Не-хо чу!»
В момент, когда я произносила эти слова, совесть обличила. Как будто слышала внутренний голос: «не надо так». Но эта дерзость рвалась наружу!
На следующее утро я проснулась от резкой боли в животе. Через час меня увезла скорая. Диагностировали острый аппендицит. Срочно сделали операцию.
Первая мысль, которая у меня появилась: Бог наказал. Но она сразу же сменилась другой мыслью: Бог спас! Ведь воспаление уже началось тогда, вечером, когда я из-за торта устроила целую сцену дерзкого протеста против поста. Если бы я его тогда наелась, чем могло бы все закончиться?
Я приняла это испытание с благодарностью! Очень полезно было его пройти, чтобы увидеть в себе грехи дерзости, непослушания, чревоугодия и многие другие, о которых нашлось время подумать в больничной палате.
Господь как любящий отец не оставил меня в трудную минуту. Устроил всё так, чтобы я попала к замечательным врачам и выписали меня на удивление очень быстро. Господь уберег, исцелил и дал возможность исповедать свои грехи. А потом со спокойным сердцем пройти пост, чтобы радоваться светлому Рождеству Христову.
Автор: Елена Смаглюк
Все выпуски программы Частное мнение