Евр., 328 зач., XI, 9-10, 17-23, 32-40.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Человек создан для счастья, как птица для полёта». Так, во всяком случае, утверждал один известный писатель. Данная мысль не нова и даже находит себе подтверждение в святоотеческих произведениях. Например, святой Иоанн Дамаскин писал, что все мы созданы Богом для радости. Проблема в том, что мы выбираем неправильные виды радости. О счастье рассуждает апостол Павел в 11-й главе послания к Евреям. Отрывок из данной главы читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 11.
9 Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;
10 ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.
17 Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,
18 о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.
19 Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.
20 Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
21 Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.
22 Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
23 Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
32 И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,
33 которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34 угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35 жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36 другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37 были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38 те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39 И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,
40 потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
Прозвучавшее чтение посвящено осмыслению подвига ветхозаветных святых, которые стремились искренне служить Богу и в том (несмотря на многие трудности) находили истинную радость бытия. Такое понимание счастья, надо сказать, довольно сильно расходится с привычным нам. Ведь обычно мы представляем себе счастье примерно так. Это удобное для нас существование, когда мы ни о чём не беспокоимся, ни на что не отвлекаемся. Но если обратить внимание на примеры жизни святых (например, на тех же ветхозаветных праведников, чьи имена мы слышали в прозвучавшем отрывке из послания к евреям), то становится понятно, что счастье — это не только покой и безмятежность, но и что-то ещё. Значительно более существенное.
Надо сказать, что не только мы часто заблуждаемся, рассуждая о настоящем счастье. Примерно так же поступали некоторые современники апостола Павла. Та расстановка акцентов, которую предпринимает апостол, рассказывая о подвиге ветхозаветных святых, для многих первоначальных читателей его послания казалась дикой. Ведь для ветхозаветных иудеев, даже перешедших в христианство, материальный комфорт считался признаком угодности Богу. Но что мы видим? У Авраама не было постоянного дома. Он, как странник, жил в переносных шатрах.
Праотец Иаков вынужден был скитаться из-за вражды с братом Исавом и четырнадцать лет упорно работать, чтобы жениться на любимой женщине. Великого пророка Моисея еле-еле уберегли в младенчестве от смерти, а затем он вообще воспитывался язычницей — дочерью фараона. Впоследствии Моисей сорок лет странствовал с евреями по пустыне, но так и не вошёл в Землю обетованную. Праведные Гедеон, Самсон, Варак и другие не знали покоя, защищая свой народ от атак различных врагов и постоянно рискуя собственной жизнью.
Все перечисленные жизненные примеры наводят на мысль, что истинное счастье не предполагает бездействия, ленивого комфорта. Ветхозаветные праведники, как и святые Нового Завета, находили отраду и утешение прежде всего в служении. В их понимании жизни не было никакого эгоистичного триумфализма. Наоборот, осознавая, что «дни лукавы», а время скоротечно, святые стремились использовать отведённый им на земле срок максимально полным образом.
Но речь не идёт о каком-то суетном перфекционизме. В жизни святых гармонично сочетались внутреннее размышление, духовное созидание и внешняя активность. Ведь они прекрасно понимали, что без поддержания живой связи с Богом сделать что-то действительно значимое, нужное крайне сложно. А уж перенести напасти и скорби, сохраняя любовь к жизни и радость, просто невозможно. Поэтому, если хотим мы действительно узнать настоящее счастье, постараемся подражать святым нашей Церкви — в том числе и ветхозаветным праведникам. Прежде всего, в стремлении довериться Богу и исполнить не свою правду, но Его. А правда Божия состоит в том, чтобы умножать вокруг себя добро, не творить зла и вдохновлять других людей нашими верой и надеждой на Господа.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве
Сегодня 22 декабря. Церковь вспоминает Пророчицу Анну, мать пророка Самуила, жившего в одиннадцатом веке до Р. Х.
О молитве ветхозаветной пророчицы Анны о материнстве — протоиерей Андрей Ефанов.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анною Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — священник Родион Петриков.
Все выпуски программы Актуальная тема