
Апостол Павел. Мозаика
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. С точки зрения христианского вероучения, Бог — существо совершенное, в Нём нет никакой ущербности, неполноты, никакого искажения или греха. Но значит ли это, что всё, что Он делает, — совершенно? На первый взгляд да, но так ли это на самом деле? Библейский ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня в храмах во время Богослужения.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
В первый главе книги Бытия восемь раз говорится о том, что творение Божие хорошо. Вокруг людей, к которым обращался Моисей, было множество проблем и в совершенство мира было трудно поверить, но для пророка весть о том, что мир задуман прекрасным, была очевидна. При этом общий принцип первозданный жизни, каким мы его видим в Священном Писании, был таким: Бог сотворил мир и человека в нём совершенными, но незавершёнными. Окончательное совершенство мира зависело от человека, который был призван согласиться с Богом и принять Его замысел о себе. И хотя мы не знаем до конца, почему Бог сотворил мир, принято говорить о том, что Он захотел поделиться благом бытия, поделиться Своей любовью, а так как любовь не может быть навязанной, Он дал сотворённым существам свободу... Пусть люди идут к Богу не самыми прямыми путями, но они идут к Нему свободно. Именно поэтому в своём взаимодействии с миром Бог эту свободу учитывает и говорит с нами на нашем языке.
Что это значит? Опыт общения с теми, чьё понимание происходящего не соответствует нашему, есть у каждого из нас, ведь все мы имели опыт общения с детьми. Когда мы говорим с ребёнком, мы говорим с ним иначе, чем со взрослым. Это не значит, что мы его обманываем, просто у него иной объём знаний, иной жизненный опыт... и в том, что мы говорим с ним иначе, чем со взрослым, можно видеть залог успешного общения. О чём-то подобном апостол Павел пишет в сегодняшнем чтении.
Бог совершенен, но означает ли это автоматически, что совершенен закон, который Он даёт? Иудеи полагали, что это так, почему слова Христа, уточнявшего законы древности, выглядели для них как святотатство. Однако для апостола очевидно, что закон как средство общения должен быть таким, чтобы человек мог его воспринять. Его суть всегда одна и та же, потому что Бог один и тот же, но формы, в которые облекается суть закона, — разные.
Итак, закон дан как знак единства Бога и человека. Но для жестокосердных людей это единство обеспечивалось внешними формами богопочитания, и важнейшими из них, по их мнению, были храмовые богослужения. Стремление этих людей к Богу было вполне искренним, но в этом стремлении они ориентировались на внешнее. В свою очередь через Спасителя людям открывается Новый Завет, при котором законы Божии не остаются для человека внешней, во многом вынужденной нормой, но становятся нормами его собственного сердца. В этом смысле Новый Завет не отменяет собой Ветхий, но исполняет его. Заповедь о любви к Богу в Ветхом Завете уже была, но люди учились этой любви через исполнение внешних законов. Теперь же во Христе, благодаря Его послушанию Отцу и жертвенной смерти, мы получаем возможность вернуть Богу всю нашу жизнь, все устремления нашего сердца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Итак, она звалась Татьяна. Анна Леонтьева

Мы долго искали няню, когда детей стало трое. Надо было иногда оставаться с мужем вдвоем. Сходить в театр. Отъехать по работе в другой город. Хотелось православную, надежную нянечку. Никак не получалось, наверное мы были очень трепетными родителями, но и объективно сложно найти того, кому можно доверить самое дорогое. Когда Татьяна вошла в наш дом — все тревоги ушли сразу. Она была, как Татьяна в романе Евгений Онегин:
«Она была нетороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей... Всё тихо, просто было в ней...»
Не могла не привести эту любимую мною цитату из романа, где много частиц НЕ и БЕЗ. Так великий поэт, без описания внешности Татьяны, просто отсекая ЛИШНЕЕ, передает нам покой и целомудрие, которые исходят от этого женского образа!
Проще сказать: в нашей Татьяне мы услышали ту самую мирную, теплую душевную тишину, которая рождается только простой, детской даже верой и усердной молитвой. И как мы оказались правы! История жизни у Танечки была не то чтобы очень простая, были и ошибки, и неудачи, но оставалось вот это главное: мирное и молитвенное. Наверное поэтому к ней тянулись люди, пошатнувшиеся в вере. Пытающие обрести её заново.
Вот, например, какая история случилась с Татьяной и прихожанином её храма — назовем его Виктор. Начиная путь в Церкви, многие из нас по неопытности и горячности жаждали чудес, откровений и быстрых духовных даров. Виктор был в этом числе, и в какой-то момент начал разочаровываться и в православии, и в Церкви. Причём по своему темпераменту разочаровывался ярко и с напором. Подходит как-то в церковном дворе к нашей Татьяне и говорит: «Ну кто мне докажет, что Бог есть? Где Он, ваш Бог?» Разгорячился, раскричался, снял крестик и бросил его в сугроб. И ушел. Татьяна повздыхала, поискала крестик, но в сугробе было его не найти.
Прошло время, заканчивалось лето. Виктор пришел снова во дворик при церкви. Что-то мне подсказывает, что душа-христианка просилась обратно, не просто же так пришел! И снова встретил Татьяну. Была темная, предгрозовая погода, тяжелые тучи как будто душили день, небо казалось мрачным и беспросветным. «Ну что, где Бог-то?» — снова заспорил Виктор, — «Нашла где на Него посмотреть?»
И тут в небе образовалась маленькая дырочка, и в лучах пробившегося снопа света ликующе засверкали церковные купола. «Так вот же Он!» — радостно воскликнула Татьяна с такой убежденностью, что Виктор смущенно замолчал, тоже глядя наверх, на купола. В этот момент Татьяна опустила глаза и подняла с земли крестик, брошенный зимой в сугроб. Не замели, не затоптали крестик! Татьяна бережно протерла его рукавом, поцеловала — и надела Виктору на шею. «Твой!» — радостно сказала она... Виктор постоял и ушел, ошеломленный...
Что его так потрясло? Сияющие во мраке купола? Найденный крестик? Или сцена, как из художественного фильма? Он не сразу вернулся в Церковь. Но он вернулся. Я думаю, его привела в чувство вот эта теплая и простая внутренняя вера нашей Татьяны. Буквально детская вера.
Христос сказал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Небесного».
Благодарю Господа, посылающего в мою жизнь людей, которые так сильно и так просто держат плуг и даже не думают никуда оглядываться! Именно ради них нам, сложным и сомневающимся, открываются небеса.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
21 октября. О важности единения народа, армии и Церкви

19 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в новоосвящённом храме Великомученика Георгия Победоносца в Ростове-на-Дону.
На проповеди после богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви говорил о важности единения народа, армии и Церкви.
Вот на этой земле особенно чувствуется мужество, сила духа и героизм нашего народа, наших воинов, ну и, конечно, то замечательное единение, в котором сегодня объединяются и народ, и церковь, и политическая власть, и воинство. Вот пока так — Россия непобедима.
Если мы хотим, чтобы никакой враг и супостат не победил нас, мы должны быть такими: соединяющими материальное и духовное, соединяющими патриотическую позицию с взаимодействием с Русской Православной Церковью, а Русская Церковь должна взаимодействовать со всеми благонамеренными политическими силами, но в первую очередь поддерживая власть, которая сегодня стоит действительно на стороне Родины, на защите подлинных интересов Отечества.
Особенно как-то хотелось сказать обо всём этом здесь, на этой героической земле, которая до сих пор в каком-то смысле является пограничной, где не случайно возникло и стало развиваться казачество как пограничные войска, мобильные войска, в первую очередь ограждавшие рубежи Отечества.
Вот дай Бог, чтобы и сегодня вооруженные силы наши, включая, конечно, и казачьи соединения, были способны и достойны встретить любого врага и супостата и оградить наше Отечество от нашествий на племенных, ну а также от междоусобной брани, которая является очень желанной целью для тех, кто бы хотел ослабить Россию, а потом её и лишить суверенитета.
Поэтому и роль вооружённых сил, так же как и значение Церкви, в сохранении внутреннего единства и защиты внешних рубежей нашего Отечества являются очень важными, существенными.
Я обращаюсь к духовенству, особенно к тем, кто служит в вооружённых силах, хотел бы об этом помнить и всегда сознавать свою особенную ответственность.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 октября. О женщинах, ходящих за Христом

В 8-й главе Евангелия от Луки есть слова о Христе: «Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины».
О женщинах, ходящих за Христом — протоиерей Владимир Быстрый.
Все выпуски программы Актуальная тема