Евр., 319 зач., VIII, 7-13.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. С точки зрения христианского вероучения, Бог — существо совершенное, в Нём нет никакой ущербности, неполноты, никакого искажения или греха. Но значит ли это, что всё, что Он делает, — совершенно? На первый взгляд да, но так ли это на самом деле? Библейский ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня в храмах во время Богослужения.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
В первый главе книги Бытия восемь раз говорится о том, что творение Божие хорошо. Вокруг людей, к которым обращался Моисей, было множество проблем и в совершенство мира было трудно поверить, но для пророка весть о том, что мир задуман прекрасным, была очевидна. При этом общий принцип первозданный жизни, каким мы его видим в Священном Писании, был таким: Бог сотворил мир и человека в нём совершенными, но незавершёнными. Окончательное совершенство мира зависело от человека, который был призван согласиться с Богом и принять Его замысел о себе. И хотя мы не знаем до конца, почему Бог сотворил мир, принято говорить о том, что Он захотел поделиться благом бытия, поделиться Своей любовью, а так как любовь не может быть навязанной, Он дал сотворённым существам свободу... Пусть люди идут к Богу не самыми прямыми путями, но они идут к Нему свободно. Именно поэтому в своём взаимодействии с миром Бог эту свободу учитывает и говорит с нами на нашем языке.
Что это значит? Опыт общения с теми, чьё понимание происходящего не соответствует нашему, есть у каждого из нас, ведь все мы имели опыт общения с детьми. Когда мы говорим с ребёнком, мы говорим с ним иначе, чем со взрослым. Это не значит, что мы его обманываем, просто у него иной объём знаний, иной жизненный опыт... и в том, что мы говорим с ним иначе, чем со взрослым, можно видеть залог успешного общения. О чём-то подобном апостол Павел пишет в сегодняшнем чтении.
Бог совершенен, но означает ли это автоматически, что совершенен закон, который Он даёт? Иудеи полагали, что это так, почему слова Христа, уточнявшего законы древности, выглядели для них как святотатство. Однако для апостола очевидно, что закон как средство общения должен быть таким, чтобы человек мог его воспринять. Его суть всегда одна и та же, потому что Бог один и тот же, но формы, в которые облекается суть закона, — разные.
Итак, закон дан как знак единства Бога и человека. Но для жестокосердных людей это единство обеспечивалось внешними формами богопочитания, и важнейшими из них, по их мнению, были храмовые богослужения. Стремление этих людей к Богу было вполне искренним, но в этом стремлении они ориентировались на внешнее. В свою очередь через Спасителя людям открывается Новый Завет, при котором законы Божии не остаются для человека внешней, во многом вынужденной нормой, но становятся нормами его собственного сердца. В этом смысле Новый Завет не отменяет собой Ветхий, но исполняет его. Заповедь о любви к Богу в Ветхом Завете уже была, но люди учились этой любви через исполнение внешних законов. Теперь же во Христе, благодаря Его послушанию Отцу и жертвенной смерти, мы получаем возможность вернуть Богу всю нашу жизнь, все устремления нашего сердца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема