
Апостол Павел. Мозаика
Евр., 319 зач., VIII, 7-13.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. С точки зрения христианского вероучения, Бог — существо совершенное, в Нём нет никакой ущербности, неполноты, никакого искажения или греха. Но значит ли это, что всё, что Он делает, — совершенно? На первый взгляд да, но так ли это на самом деле? Библейский ответ на этот вопрос можно услышать в отрывке из 8-й главы послания апостола Павла к Евреям, который звучит сегодня в храмах во время Богослужения.
Глава 8.
7 Ибо, если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому.
8 Но пророк, укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
9 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь.
10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
11 И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня,
12 потому что Я буду милостив к неправдам их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
13 Говоря «новый», показал ветхость первого; а ветшающее и стареющее близко к уничтожению.
В первый главе книги Бытия восемь раз говорится о том, что творение Божие хорошо. Вокруг людей, к которым обращался Моисей, было множество проблем и в совершенство мира было трудно поверить, но для пророка весть о том, что мир задуман прекрасным, была очевидна. При этом общий принцип первозданный жизни, каким мы его видим в Священном Писании, был таким: Бог сотворил мир и человека в нём совершенными, но незавершёнными. Окончательное совершенство мира зависело от человека, который был призван согласиться с Богом и принять Его замысел о себе. И хотя мы не знаем до конца, почему Бог сотворил мир, принято говорить о том, что Он захотел поделиться благом бытия, поделиться Своей любовью, а так как любовь не может быть навязанной, Он дал сотворённым существам свободу... Пусть люди идут к Богу не самыми прямыми путями, но они идут к Нему свободно. Именно поэтому в своём взаимодействии с миром Бог эту свободу учитывает и говорит с нами на нашем языке.
Что это значит? Опыт общения с теми, чьё понимание происходящего не соответствует нашему, есть у каждого из нас, ведь все мы имели опыт общения с детьми. Когда мы говорим с ребёнком, мы говорим с ним иначе, чем со взрослым. Это не значит, что мы его обманываем, просто у него иной объём знаний, иной жизненный опыт... и в том, что мы говорим с ним иначе, чем со взрослым, можно видеть залог успешного общения. О чём-то подобном апостол Павел пишет в сегодняшнем чтении.
Бог совершенен, но означает ли это автоматически, что совершенен закон, который Он даёт? Иудеи полагали, что это так, почему слова Христа, уточнявшего законы древности, выглядели для них как святотатство. Однако для апостола очевидно, что закон как средство общения должен быть таким, чтобы человек мог его воспринять. Его суть всегда одна и та же, потому что Бог один и тот же, но формы, в которые облекается суть закона, — разные.
Итак, закон дан как знак единства Бога и человека. Но для жестокосердных людей это единство обеспечивалось внешними формами богопочитания, и важнейшими из них, по их мнению, были храмовые богослужения. Стремление этих людей к Богу было вполне искренним, но в этом стремлении они ориентировались на внешнее. В свою очередь через Спасителя людям открывается Новый Завет, при котором законы Божии не остаются для человека внешней, во многом вынужденной нормой, но становятся нормами его собственного сердца. В этом смысле Новый Завет не отменяет собой Ветхий, но исполняет его. Заповедь о любви к Богу в Ветхом Завете уже была, но люди учились этой любви через исполнение внешних законов. Теперь же во Христе, благодаря Его послушанию Отцу и жертвенной смерти, мы получаем возможность вернуть Богу всю нашу жизнь, все устремления нашего сердца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Милосердие». Протоиерей Григорий Крыжановский

Гостем программы «Светлый вечер» стал протоиерей Григорий Крыжановский — духовник общины глухих храма Всех святых в земле Российской просиявших в Новокосино.
Разговор был посвящён теме милосердия. В центре беседы — притча о самарянине: как увидеть страдающего, не пройти мимо и остаться рядом, даже если другой — чужой. Отец Григорий подчеркнул, что помощь — это не просто разовая поддержка, а способность быть включённым, не ожидая благодарности.
Он рассказал историю о своей матери, которая стала жертвой телефонного мошенничества. И несмотря на то, что её обманули, она поступила из любви — захотела помочь сыну. В программе поднималась тема, как не дать помощи превратиться в зависимость. Бывает, что человек держится за руку, и если её отпустить — обижается. Но, по словам отца Григория, иногда важно отпустить, как это делал Христос, отпуская учеников, или Серафим Саровский — келейников.
Этот выпуск — о том, как быть рядом, когда тяжело. И о том, как милость может стать началом настоящей жизни.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
Как собака друга искала

Давным-давно в лесу жила Собака. Одна-одинешенька. Скучно ей стало, и захотелось Собаке друга найти. Но только такого сильного и смелого, который никого бы в лесу не боялся.
Встретила она на тропинке Зайца и говорит:
— Давай, Заяц, с тобой дружить, вместе веселее жить!
— Давай, — согласился Заяц.
Нашли новые друзья себе вечером местечко для ночлега и легли спать. Ночью вспорхнула с куста птичка. Собака услышала шорох — вскочила, да как залает громко. Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
— Зачем лаешь? — говорит Собаке. — Услышит Лиса, придет сюда и нас съест. Нет уж, лучше я один буду жить.
На другой день Собака на поляне Лису встретила и говорит:
— Давай, Лиса, с тобой дружить, будем вместе жить!
— Что ж, вместе не так скучно, — согласилась Лиса.
Легли они ночью спать в лисьей норе. Ночью пробегала мимо мышка, Собака услышала шорох, залаяла.
— Уходи, ты мне спать мешаешь, — сказала Лиса. — Не хватает ещё, чтобы Волк на шум прибежал. Он, когда голодный — сердитый, и мне тогда не поздоровится...
«Неважный это друг, — подумала Собака. — Зато Волк, наверное, никого в лесу не боится».
Распрощалась Собака с Лисой, и пошла искать Волка. Встретила его в глухом овраге и говорит:
— Давай, Волк, с тобой дружить, вместе жить!
— Годится, — отвечает Волк.
Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала, Собака услышала — да как вскочит, как залает громко.
Волк в испуге проснулся и стал ругать Собаку:
— Услышит Медведь твой лай, придёт сюда и разорвёт нас на мелкие кусочки. Лучше уж я без всяких друзей жить буду...
Нашла Собака на лесной поляне Медведя и говорит:
— Медведь-богатырь, давай дружить, вместе жить!
— Ладно, — говорит Медведь. — Айда ко мне в берлогу.
Наступила ночь. Легли они спать. А ночью Собака услышала, как мимо берлоги уж полз, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и ну бранить собаку:
— Зачем ты лаешь? Пойдёт человек на охоту, и найдёт меня... Уходи, мне такие друзья не нужны....
Прибежала собака в село, постучалась в крайний дом и говорит:
— Человек, человек, давай дружить, вместе жить!
Согласился Человек. Легли они спать. Услышала Собака, как к курятнику прокралась его старая знакомая — Лиса, залаяла, та и убежала прочь.
Вышел Человек посмотреть, почему Собака лает, увидел лисьи следы, и понял, как хорошо верного друга и помощника иметь. Накормил он Собаку, приласкал, тёплую конуру ей построил возле своей избы.
Ночью Собака лает — дом охраняет. А Человек ей за это только спасибо говорит.
С тех пор Собака и Человек вместе дружно живут. В точности по русской пословице: нет друга — так ищи, а нашёл — береги.
(по мотивам русской народной сказки)
Все выпуски программы Пересказки
ДоброГжель Василия Панина

Фото: PxHere
Один из видео сюжетов в социальных сетях познакомил меня с жителем Гжели, о котором я хочу вам рассказать.
Василий Панин родился в Подмосковье, в многодетной семье: у него было девять сестёр и братьев. Семья была неблагополучной: родители много пили и рано умерли. Наш герой хорошо помнит свою бабушку — папину маму, которая оформила опеку над Васей с младшим братом и забрала их к себе. «Дома у бабушки было тепло и пахло пирогом», — вспоминает мужчина. Правда, оттуда часто приходилось уезжать в специальный санаторий, где они с братом лечились от туберкулеза.
Бабушка навещала мальчиков в санатории, а позже — в детском доме, куда сама их оформила, состарившись. «Не подумайте, что она нас бросила, — объясняет Василий. — Просто в последние годы по состоянию здоровья уже не могла быть опекуном».
Бабушки не стало, когда подростку исполнилось четырнадцать. В детдоме он не чувствовал себя одиноким: дружил с ребятами, с уважением относился к воспитательницам, которые старались облегчить жизнь сирот. «Летом они у нас в группе клеили обои, а на Новый год угощали домашними заготовками», — рассказывает о наставницах Панин.
Сегодня Василий живёт в подмосковном селе Гжель с семьёй: женой Оксаной и дочерью Александрой. У супругов свой небольшой бизнес: они разводят собак декоративной породы чихуахуа. А ещё у него собственный благотворительный проект под названием «ДоброГжель», созданный в мае 2017 года.
Незадолго до этого соседка попросила Василия Панина собрать и отвезти подарки воспитанникам Калязинского детского дома «Родничок», что в Тверской области. Бывший детдомовец согласился, и со временем «Родничок» стал одним из подшефных «ДоброГжели».
Потом помощь понадобилась Ирине, девушке из соседнего города Бронницы с диагнозом «детский церебральный паралич», которая не могла передвигаться на обычной инвалидной коляске и нуждалась в электрической. Василий обратился за поддержкой к землякам, а когда собрал большую часть суммы, сотрудники соцзащиты предоставили Ирине коляску бесплатно! Собранные деньги Василий передал на лечение детям.
С тех пор Панин помогает местным жителям постоянно. К нему в фонд «ДоброГжель» обращаются многодетные и малоимущие, пожилые и больные, инвалиды и погорельцы. А ещё с недавних пор доброгжельцы проводят концерты и новогодние «Ёлки желаний».
Когда Василия Панина спрашивают, почему он всем этим занимается, он говорит: «Я делаю то, что когда-то делали для меня».
Все выпуски программы Живут такие люди