Евр., 317 зач., VII, 18-25.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Хотите, поделюсь с вами одним очень сокровенным священническим секретом? Как вы думаете, где скрывается ключ от самой удачной проповеди? Правильно, в тщательной подготовке! А теперь самое главное: как им грамотно воспользоваться, чтобы точно всё получилось наилучшим образом? Ответ вас удивит: надо перед произнесением проповеди напрочь забыть всё то, к чему готовился накануне!..
В отрывке из 7-й главы послания к Евреям, который читается сегодня за литургией в православных храмах, апостол Павел открывает перед нами важность ветхозаветного закона — и то, почему с пришествием Христа его следует... забыть так же, как и тщательно подготовленную проповедь. Давайте послушаем!
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Продолжая начатую выше аналогию, мы можем спросить: почему же Закон Ветхого Завета, по слову апостола Павла, оказался «немощен» и «бесполезен»? Потому же, почему и подготовленная дома проповедь, скорее всего, окажется неудачной: она не может учитывать того времени, обстоятельств места и главное — живого присутствия живых людей, к которым и будет обращено наше слово. Иногда бывает очень обидно, когда выверенная до каждого слова проповедь при её произнесении — вдруг звучит искусственно, надуманно, неискренне — потому что расходится с той настроенностью паствы, которую предугадать заранее невозможно.
Закон, данный Моисеем еврейскому народу, был чрезвычайно важен: он стал своего рода «костылями», которые не позволили ослабленным грехом людям окончательно развратиться, погрязнуть в грехах. Но, как это понимает любой, хотя бы однажды ходивший с костылями, — на них далеко не убежишь! Сами по себе костыли не лечат — они лишь обеспечивают минимальную мобильность и ограничивают ущерб здоровью, который неизбежен без их использования.
Но когда человек выздоравливает — нужда в костылях исчезает. Хотя, вполне возможно, какое-то время он будет бояться ходить самостоятельно и может даже захотеть снова взять костыли — для большей надёжности. С пришествием в мир Христа Спасителя, с Его победой над грехом — источником всех бед и злосчастий человечества — у каждого верного христианина открыта потрясающая перспектива полного исцеления — которое и происходит в святости.
Представляете себе, как будет относиться пациент к доктору, который избавил его навсегда от необходимости использовать костыли? При этом доктор дал очень простые и ясные рекомендации, как себя вести и чего следует избегать, чтобы снова не оказаться в больнице. Для нас, христиан, — это новозаветные заповеди, участие в таинствах Церкви и вообще весь христианский уклад жизни. Тот, кто всем этим пренебрегает — не должен удивляться, что однажды обнаружит себя неспособным сдвинуться с места и будет вынужден искать помощи со стороны.
Вот в чём отличие новозаветных заповедей — «рекомендаций доктора», от ветхозаветных — «костылей». Костыли нужны на определённое время, а вот рекомендации доктора по здоровому образу жизни — пределов исполнения не имеют. Без «костылей» переломанный грехом человек не сможет подняться — но и выздоровев, относясь с небрежностью к словам доктора, он очень сильно рискует снова оказаться на больничной койке!
Помоги же нам, Господи, относиться благоговейно и ответственно к тем бесценным правилам жизни, которые оставил нам в Евангелии Главный Врач наших душ и телес — Христос Спаситель!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У иконы

Фото: Piqsels
Воскресенье. Ранее утро, город ещё спит. А мы с женой и детьми уже у храма Христа Спасителя. Приехали к Тихвинской Иконе Божьей Матери. Святыню привезли из Тихвина в Москву всего на несколько дней. Этот образ для нас особенный. В день памяти святыни родился наш сын. С его рождения началось воцерковление нашей семьи.
Поклониться иконе со всех сторон спешат люди. Как живые ручьи стекаемся мы к храму. Очередь с каждой минутой растёт, лица у людей сосредоточенные, каждый думает о своём. И чем ближе к святыне, тем явственнее ощущается волнение и трепет в воздухе. В ожидании встречи молюсь за родных, друзей, знакомых.
У святыни нас ожидают волонтёры, направляют, просят не задерживаться. Кого-то тихонько поторапливают, и это понятно — сотни людей всё ещё в очереди на улице. Благоговейно, с любовью прикладываюсь к иконе. И быстро отхожу. Направляясь к выходу, сожалею, что не успел рассмотреть лик. Запечатлеть в памяти.
Уже на улице рассматриваю бумажную иконку, что вручили детям возле святыни, и сердце наполняется благодарностью, а глаза слезами. Смотрю на лица людей, выходящих из храма, и замечаю улыбки, много улыбок... Верующие бесконечным потоком спускаются со ступеней храма Христа Спасителя и плавно соединяются в единое целое. Вот они — живые реки веры.
Текст Екатерина Миловидова читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайный Угодник

Фото: Piqsels
Решили мы как-то с моим 10-летним сыном Егором разгадать загадку. Дело было на даче. Ранним утром на террасе дома мы ожидали Тайного Угодника. Так мы прозвали того, кто тайно наполнял водой бочку в нашей бане.
Мы приехали из города два дня назад, вечером, и оказалось, что воды в посёлке нет из-за ремонта. В таких случаях мы обычно используем запас из банной бочки. Однако в этот раз ёмкость оказалась пустой. Это я забыл долить в неё воду в прошлый раз. Посетовав на свою забывчивость, я оставил решение проблемы на утро. А утром... бочка оказалась полной! И следующим утром кто-то снова заполнил её доверху.
В том, кто это сделал и была загадка, которую мы хотели разгадать. Следующим утром сын специально встал пораньше и затаился под террасой, откуда просматривался вход в баню.
И вот, ровно в шесть утра появился он — Тайный Угодник. Им оказался... соседский мальчишка Коля. Между нашими участками нет забора, и он пробрался через кусты. В руках у подростка были два ведра. Егор выскочил к нему навстречу и, кажется, напугал. Я поспешил сгладить ситуацию:
— И откуда же ты носишь воду, Коля? — спросил я с улыбкой, спускаясь с террасы.
— С колодца возле лодочной станции, — сказал подросток и, краснея, опустил глаза. — Простите, пожалуйста... Нам в воскресной школе дали задание на лето — сделать какое-то доброе дело, но тайно, чтобы никто не узнал. Я случайно услышал ваш разговор про бочку и вот...
Мы переглянулись с Егором и одновременно засмеялись.
— А мы тебя так и прозвали — Тайным угодником, — объяснил мой сын.
Коля смущённо улыбнулся, и мы все вместе отправились на кухню пить чай.
Текст Клим Палеха читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе
Случайная попутчица

Фото: Piqsels
Солнце только поднимается над городом, а я уже отправился в путь. Сижу на скамейке на пригородной станции и жду свою электричку. Собрался на выходные на дачу, к семье. В дорогу прихватил новенькую книгу. И с удовольствием приступил к чтению, не дожидаясь начала поездки. Через полчаса подъехала моя электричка. Стоянка на этой станции всего несколько минут. Я нехотя оторвался от книги и уже собирался было подойти к дверям вагона, как вдруг меня окликнула пожилая женщина. «Мужчина, не поможете мне сумку занести?», — «Конечно, помогу». Наконец-то мы зашли, и поезд тронулся. Женщина с сумкой села на лавочку. А я устроился напротив и потянулся в рюкзак за книгой. Но вдруг понял, что впопыхах оставил её на станции, на скамейке... Меня охватило чувство досады. А моя случайная попутчица, видимо заметив мой удручённый вид, решилась со мной заговорить. Поначалу я отвечал неохотно, но слово за слово, и мы разговорились. Эта милая пожилая женщина напомнила мне мою бабушку... Дорогую, любимую бабушку, которой давно не стало. Но, которая, сейчас, в данную минуту была очень близко. Чувство детской искренней радости наполнило моё сердце. И я мысленно поблагодарил Бога за близких людей и за тех, кого Он посылает мне на пути. Как же всё-таки хорошо, что я забыл свою книгу!
Текст Дарья Никольская читает Илья Дрознин
Все выпуски программы Утро в прозе











