
Евр., 317 зач., VII, 18-25.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Хотите, поделюсь с вами одним очень сокровенным священническим секретом? Как вы думаете, где скрывается ключ от самой удачной проповеди? Правильно, в тщательной подготовке! А теперь самое главное: как им грамотно воспользоваться, чтобы точно всё получилось наилучшим образом? Ответ вас удивит: надо перед произнесением проповеди напрочь забыть всё то, к чему готовился накануне!..
В отрывке из 7-й главы послания к Евреям, который читается сегодня за литургией в православных храмах, апостол Павел открывает перед нами важность ветхозаветного закона — и то, почему с пришествием Христа его следует... забыть так же, как и тщательно подготовленную проповедь. Давайте послушаем!
Глава 7.
18 Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности,
19 ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.
20 И как сие было не без клятвы,
21 ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,
22 то лучшего завета поручителем соделался Иисус.
23 Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному;
24 а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее,
25 посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.
Продолжая начатую выше аналогию, мы можем спросить: почему же Закон Ветхого Завета, по слову апостола Павла, оказался «немощен» и «бесполезен»? Потому же, почему и подготовленная дома проповедь, скорее всего, окажется неудачной: она не может учитывать того времени, обстоятельств места и главное — живого присутствия живых людей, к которым и будет обращено наше слово. Иногда бывает очень обидно, когда выверенная до каждого слова проповедь при её произнесении — вдруг звучит искусственно, надуманно, неискренне — потому что расходится с той настроенностью паствы, которую предугадать заранее невозможно.
Закон, данный Моисеем еврейскому народу, был чрезвычайно важен: он стал своего рода «костылями», которые не позволили ослабленным грехом людям окончательно развратиться, погрязнуть в грехах. Но, как это понимает любой, хотя бы однажды ходивший с костылями, — на них далеко не убежишь! Сами по себе костыли не лечат — они лишь обеспечивают минимальную мобильность и ограничивают ущерб здоровью, который неизбежен без их использования.
Но когда человек выздоравливает — нужда в костылях исчезает. Хотя, вполне возможно, какое-то время он будет бояться ходить самостоятельно и может даже захотеть снова взять костыли — для большей надёжности. С пришествием в мир Христа Спасителя, с Его победой над грехом — источником всех бед и злосчастий человечества — у каждого верного христианина открыта потрясающая перспектива полного исцеления — которое и происходит в святости.
Представляете себе, как будет относиться пациент к доктору, который избавил его навсегда от необходимости использовать костыли? При этом доктор дал очень простые и ясные рекомендации, как себя вести и чего следует избегать, чтобы снова не оказаться в больнице. Для нас, христиан, — это новозаветные заповеди, участие в таинствах Церкви и вообще весь христианский уклад жизни. Тот, кто всем этим пренебрегает — не должен удивляться, что однажды обнаружит себя неспособным сдвинуться с места и будет вынужден искать помощи со стороны.
Вот в чём отличие новозаветных заповедей — «рекомендаций доктора», от ветхозаветных — «костылей». Костыли нужны на определённое время, а вот рекомендации доктора по здоровому образу жизни — пределов исполнения не имеют. Без «костылей» переломанный грехом человек не сможет подняться — но и выздоровев, относясь с небрежностью к словам доктора, он очень сильно рискует снова оказаться на больничной койке!
Помоги же нам, Господи, относиться благоговейно и ответственно к тем бесценным правилам жизни, которые оставил нам в Евангелии Главный Врач наших душ и телес — Христос Спаситель!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
17 апреля. О подвиге святого Зосимы Палестинского

Сегодня 17 апреля. День памяти Преподобного Зосимы Палестинского, встретившего преподобную Марию Египетскую в пустыне Иорданской в шестом веке.
О подвиге святого — священник Алексий Дудин.
Преподобный старец Зосима Палестинский, подвизаясь добрым подвигом, вступил в борьбу с дьяволом, который каждого подвижника пытается преодолеть. И преодолеть, прежде всего, своим самым страшным оружием. Мы все прекрасно знаем, что самое тяжелое искушение — это искушение гордыни. И чем больше человек подвизается, тем больше ослабевают его страсти. Все, кроме одной страсти — страсти гордости. Эта страсть, как говорят святые отцы, как бешеный пес, вновь и вновь нападает на подвижника по мере того, как подвижник пытается ее отогнать. Для того, чтобы бороться с этой страстью, очень хорошо иметь перед своими очами пример более высокой жизни, более высокого подвига. Именно такой подвиг и именно такую жизнь показал Господь преподобному старцу Зосиме, дав ему возможность познакомиться с преподобной Марией Египетской, с ее жизнью, с ее подвигом, с ее смирением. Будем же и мы всегда искать впереди идущего, доброго, духовного наставника, который ближе к Богу, чем мы, и который мог бы дать нам не только пример подвига, но и пример своего личного смирения.
17 апреля. О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий

Сегодня 17 апреля. Вечером за богослужением читается 12 Евангелий о Страстях Христовых.
О традициях, связанных с чтением Страстных Евангелий — игумен Лука (Степанов).
Самое скорбное богослужение года — 12 Евангельских зачал от всех четырех евангелистов, читаемое в контексте богослужения, именуемом «Утреня Великой пятницы». Обычно служится эта утреня с вечера — Чистый четверг, Великий четверг. И это вечернее богослужение исполнено особого благоговения и сердечного сокрушения. Слушают каждое из 12 Евангелий, первое из которых от Иоанна особенно продолжительное, христиане с возженными свечами, которые и олицетворяют эту Кровь Христову, которая была излита Господом ради нашего спасения. По русской традиции не гасилась свеча после чтения 12 Евангелия, но копотью от этой горящей свечи запечатлевались притолоки — косяки домов в напоминание того знака помазания кровью Агнца на домах иудеев перед выходом из земли рабства по повелению Господню, когда ангел смерти обошел дома израильтян и были погублены все первенцы египетские. Само наименование праздника «Песах» означает проходить мимо, когда иудеи избавились от власти фараона и от смерти и получили возможность уйти в Землю обетованную.
17 апреля. О богослужении Великого четверга

Сегодня 17 апреля. Великий четверг.
О совершаемом в этот день богослужении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Четверг из-за исключительной важности дня, в который было установлено Таинство Причащения, называется Великим. Центральной частью совершаемого богослужения является чтение Евангелия об установлении Таинства Благодарения, или по-гречески Евхаристии. Вслед за учениками мы мысленно попадаем в специально приготовленную горницу, где Спаситель мира перед страданиями преподал ученикам свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина, обратился с наставлением и произнес исключительную по своему характеру и содержанию молитву к Небесному Отцу. Он сказал апостолам: «Сие творите в Мое воспоминание». С момента Вознесения Господа Иисуса Христа и до сего дня эта заповедь неуклонно исполняется в Церкви. Божественная литургия — это и есть богослужение, на котором совершается Таинство Евхаристии. Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день». Эти слова указывают нам о важном значении Причастия для нашей будущей жизни.