
Умею ли я не осуждать? Какое право имею смотреть на других людей свысока, говоря «а я бы так не поступила?» Как часто притча «о мытаре и фарисее» становится реальной картиной жизни, в которой я говорю про себя: «Ну у меня то все хорошо. По воскресеньям и праздникам хожу в храм. Больших грехов не совершаю. Люблю близких». И внешне кажется, что все нормально и вроде даже Царствия Небесного заслуживаю. Но...
Недавно со мной произошла одна история. Была зима, вечер, пробки. Я торопилась на важную встречу, поехала на метро. Зашла на станцию МЦК и рядом с эскалатором увидела спящего бомжа, не просто дурно пахнущего, а так, что запах несвежей одежды, еды и прочего распространялся на весь вестибюль. Недалеко стояли сотрудники полиции, не обращая внимания на этого человека. У меня в голове пронеслась мысль: «Что ж такое, московское метро, такой запах. Кошмар! Мне и не только мне неприятно.» Я спустилась на платформу и не могла найти ветку с нужной мне станцией, перешла с одной платформы на другую, снова не могла сориентироваться. Время поджимало, я стала нервничать. И ничего другого не придумала, как вернуться к тому эскалатору у входа на станцию. Господь дал мне эти минуты, которые я провела в блуждании по станции, чтобы вразумить меня. Я снова оказалась рядом с тем бездомным пахнущим человеком. Снова посмотрела на него. И меня охватило чувство жгучего стыда. «Кто ты такая?» — сказала я себе — «Откуда ты знаешь, что было в жизни этого человека? Ты ничего не знаешь о его судьбе. Возможно у него умерли близкие, кто-то отобрал квартиру, да мало ли что?»
Я села в поезд. И молилась за его здоровье, чтобы он обрел кров, нашел своих родных, если они у него есть... И чтобы был счастлив.
Еще долго потом я вспоминала себя, ту. И каялась за этот момент осуждения и неприятия чьего-то несовершенства.
Мне запомнилась фраза святого Луки Воино-Ясенецкого: «Не осуждайте людей, у каждого человека своя война и мы о ней не знаем». Рядом с нами могут быть совершенно разные люди, которые кажутся нам не всегда порядочными, честными, падшими. Но, возможно они, как тот разбойник покаются и войдут в Царствие Небесное, а мы, «правильные» услышим «отойди, я тебя не знаю».
Да и можем ли мы считать себя правильными? Кто знает, что случится через минуту? Как только тебе кажется, что эта ситуация с тобой никогда не произойдет, Господь начинает проверять тебя на прочность, ты оказываешься ровно в тех обстоятельствах, о которых ты совсем недавно рассуждал уверенно и свысока. В народе есть выражения «от сумы да от тюрьмы не зарекайся», «все под Богом ходим». Народная мудрость, основанная на многовековых евангельских традициях, напоминает нам о том, что без Бога мы никто. И что с нами в нашем «житейском море» может приключиться все, что угодно. Наши падения по нашей грешной природе неизбежны. И даже если от нас в этот момент отвернутся люди, то уж Господь точно не отвернется, как, верю, не отвернулся от того бездомного в метро. Господи, я хочу избавиться от осуждения. Помоги мне в этом.
Автор: Мария Чугреева
Все выпуски программы Частное мнение
«Откопанный талант»
В этом выпуске своими историями и воспоминаниями о том, как человек обнаружил в себе талант, который ранее казался скрытым, и сумел раскрыть его, употребив на благо людям или на служение Богу, поделились ведущие Радио ВЕРА Анна Леонтьева, Марина Борисова, Кира Лаврентьева, а также наш гость — протоиерей Максим Первозванский.
Ведущие: Анна Леонтьева, Марина Борисова, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлые истории
Псалом 30. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Начиная с преступления Каина, убившего своего брата Авеля, человечество живёт в обстановке сражения всех против всех. Иногда сражения затихают, иногда они проходят на периферии нашего личного мира, но они идут, и они, к сожалению, неизбежны. Как бы мы ни пытались, мы не сможем своими человеческими усилиями сделать так, чтобы всюду был мир, спокойствие и безопасность. Впрочем, если даже у нас получится этого достичь, внешнее благоденствие отнюдь не гарантирует спокойствия и мира в душе человека; ведь смятение в душу приходит не только из-за внешних причин, бывает, что душа находится в смятении от собственных грехов, да и мало ли причин для смятения? Как быть и что делать, если мы оказались в такой ситуации? Ответ даёт звучащий сегодня во время богослужения в православных храмах 30-й псалом. У этого псалма есть надписание, которое в полноте раскрывает его смысл: «Начальнику хора. Псалом Давида. Во время смятения». Давайте послушаем первую половину этого псалма.
Псалом 30.
1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;
3 приклони ко мне ухо Твоё, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,
4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.
5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.
8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрЕл на бедствие моё, узнал горесть души моей
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.
10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око моё, душа моя и утроба моя.
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.
12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.
13 Я забыт в сердцах, как мёртвый; я — как сосуд разбитый,
14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.
15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог.
16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.
17 Яви светлое лицо Твоё рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.
19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укреплённом городе!
23 В смятении моём я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.
24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздаёт с избытком.
25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!
В самом 30-м псалме нет указания на то, какая именно жизненная ситуация послужила причиной смятения Давида. Впрочем, это указание было бы интересно лишь с точки зрения увеличения нашей общей эрудиции, к сути же оно бы ничего не прибавило. Мы слышали, что Давид начинает свой псалом с утверждения, что всё его упование — Бог, и если это так, то никакие жизненные бури не смогут сокрушить Давида; из любой ситуации он выйдет победителем, ведь Бог пребывает с теми, кто чтит Его всем сердцем.
Не давая конкретных указаний на причину смятения Давида, псалом тем не менее позволяет нам думать, что переживания царя были каким-то образом связаны с идолопоклонниками: «Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю» (Пс. 30:7).
В наши дни язычество превратилось в нечто крайне маргинальное, и тех, кто заявляет о себе как о язычниках, довольно непросто встретить. Речь сейчас, конечно же, не идёт о тех народах, которые сохранили свои древние верования, — речь о народах христианских. Однако если мы вдумаемся, то поймём: упомянутое Давидом почитание «суетных идолов» — это не только поклонение статуям, священным рощам и духам; это всё то, что заменяет собой почитание Бога, всё то, что становится для человека на место Бога. Таким идолом для человека может стать он сам, его благополучие, его здоровье, его жизнь или же его дети; суетным идолом может быть и вера в астрологические прогнозы, а также вера в то, что деньги могут решить любую проблему; вообще, идолом может быть всё что угодно, кроме веры в Единого Истинного Бога и Его Слово.
Очень часто как раз почитание «суетных идолов» является причиной смятения души. В случае с Давидом смятение стало следствием гонений на царя со стороны язычников; в случае многих наших современников смятение души бывает следствием замещения поклонения Богу поклонением чему-либо ещё. Отсюда легко сделать вывод, способный утешить душу: прежде всего нам не стоит впадать в идолопоклонство, и если душа смятена, то необходимо задать самим себе вопрос, а не почитаем ли мы тот или иной вид «суетных идолов». Если окажется, что это так, то следующим шагом должно стать принесение искреннего покаяния, которое Бог никогда не отвергает.
Псалом 30. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 30. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 30. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].
2 На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;
3 приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,
4 ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.
5 Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.
6 В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.
7 Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.
8 Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей
9 и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.
10 Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя.
11 Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.
12 От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.
13 Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый,
14 ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.
15 А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог.
16 В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.
17 Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.
18 Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.
19 Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.
20 Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!
21 Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.
22 Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!
23 В смятении моем я думал: "отвержен я от очей Твоих"; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.
24 Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.
25 Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!