
Севак Мирабян
Есть такой старый афоризм, приписываемый древнегреческому философу Платону: если хочешь представить, что такое вечность, вспомни человеческую неблагодарность. Есть в этом нечто иррациональное, когда, к примеру, один человек, рискуя жизнью, спасает другого незнакомого ему человека и спасенный считает, что так и должно быть и даже не благодарит.
Хотя чаще всего неблагодарность проявляется в простых повседневных, казалось бы, мелочах. Но почему-то тема благодарения в христианстве занимает одно из центральных мест. И не случайно в православии одним из главных таинств является таинство Евхаристии — благодарения. Это ключевое ядро всей духовной жизни христианина. Видимо, человеку особенно непросто дается сия добродетель. В ней есть то, что может в буквальном смысле изменить нашу жизнь.
Я хочу поделиться тем, как благодарность помогает мне в жизни. Святой апостол Павел прямо рекомендует «за все благодарить». Раз можно и нужно благодарить за все, то я хочу здесь, в эфире программы «Частное мнение» поблагодарить Господа за мои почки. Каждые 4 минуты они полностью очищают мою кровь, исправно и пока что без сбоев. Ни один самый дорогой, ультрасовременный диализный аппарат не сравнится с ними. Ни один в мире мотор не сравнится с тем, который уже 35 лет без единого капремонта бьется у меня в груди, ежедневно перекачивая до 300 литров крови, Благодарю тебя, Господи. Так же хочу поблагодарить внутренние войска моего организма. Это те, что при занозе и порезах оперативно пребывают на место, оцепляют его и сражаются с вредоносными бактериями. И замечу, что меня они не спрашивают и приказов моих не ждут, они уже хорошо знают свою работу, на которую их поставил Творец.
Хочу поблагодарить моих друзей и близких, которые без слов и намеков приходили ко мне на помощь и были рядом, когда мне было тяжело. Хочу поблагодарить инспекторов ГАИ, которые проверяли внимательно мои документы, искренно рекомендовали быть осторожным и, улыбаясь, желали мне счастливого пути. Хочу так же поблагодарить тех, кто круглосуточно следит за тем, чтобы у меня дома были вода, свет и газ. Хочу поблагодарить врачей, которые по одному звонку приезжают ко мне, чтобы помочь. Хочу поблагодарить пилотов, которым я доверил свою жизнь, и они по небесам за считанные часы доставляли меня из одного конца света в другой. Могу продолжать долго, но уже сейчас я чувствую себя счастливым и наполненным жизнью. Поистине, благодарность — это тот ключ, которым каждый может, уже здесь, на земле, открыть для себя Царство Божие, пришедшее в силе.
Автор: Севак Мирабян
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер