Это было первое отпевание священника в моей жизни, на котором я присутствовала. Батюшка, которого должны были отпевать был моим первым духовным отцом. Так уж вышло, что познакомились мы с ним незадолго до его смерти. Но и за это короткое время я получила от батюшки много добра и отеческой заботы.
Храм был битком: на отпевание отца Александра собралось очень много людей и очень много священников. Все пришли попрощаться с дорогим батюшкой. Он служил в этом храме всю свою жизнь — долгих 48 лет. И за эти годы у него появилось очень много духовных чад — отец Александр был очень добрым и мудрым священником.
Так как мы с моей помощницей Лизой были основными звонарями, то конечно мы дежурили возле входа на колокольню. Да и на самом деле в храм протолкнуться было просто невозможно из-за количества людей. И даже если бы мы попробовали протиснуться сквозь толпу вперед, поближе к батюшке, то рисковали бы не успеть вовремя вернуться на колокольню. По этой же причине мы не успели толком подойти и попрощаться с батюшкой — решили, что сделаем это потом, на кладбище.
Вот уже и конец отпевания. И пока выносили гроб, мы звонили особым звоном — перебором — по одному удару от самого маленького колокола до самого большого. А когда закончили, спустились вниз и увидели, что храм уже опустел — все кто успели поехали на кладбище на автобусах. Сели внизу напротив чудотворной иконы Божией Матери Нечаянная радость и плачем — с батюшкой не попрощались и даже на автобус не успели. Тут из алтаря выходит отец Андрей, увидел нас плачущих и спрашивает: «Вы чего это плачете?» Мы ему рассказали, что не успели с батюшкой попрощаться. А он нам и говорит: «Вы попрощались так, как никто из нас не попрощался! Вы батюшку колокольным звоном проводили!»
Конечно, мы все стали как сиротки после того, как батюшки не стало. При любом удобном случае мы сразу ехали на кладбище. Прижимались к крестику на батюшкиной могилке и плакали.
У каждого человека, который начинает жить церковной жизнью, появляется со временем свой любимый батюшка — духовник. И незаметно он становится родным этому человеку. Также и батюшка в свою очередь, видя, что в нем нуждаются, также отдает людям свое время, сердечное тепло и заботу. Отец Александр не просто отдавал свое время, он отдавал всего себя, всю свою любовь служению Богу и людям как истинный пастырь. Как говорится в послании апостола Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» Таким был батюшка. Он служил нам примером — каким должен быть христианин. И хоть его и нет уже с нами на земле, любовь к нему и добрая память о нем будут жить вечно. Царствия Небесного, вечная память, дорогой батюшка!
Автор: Мария Миргородская
Все выпуски программы Частное мнение
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О правах человека в Ветхом и Новом заветах
Сегодня 10 декабря. Международный день прав человека.
О правах человека в Ветхом и Новом заветах — протоиерей Михаил Самохин.
Несмотря на то, что светский гуманизм претендует на монополию в формулировании и интерпретации теории прав человека, основы, предопределившие появление самой идеи неотъемлемых прав любого из нас, имеют библейские, христианские корни. Разберём основные категории достоинства человека.
Библия учит, что человек создан по образу и подобию Божию, что наделяет каждого человека неотъемлемым достоинством. Справедливость и правосудие. Многие книги Ветхого Завета, включая законы, данные Моисею, подчеркивают необходимость справедливого отношения ко всем людям, особенно к обездоленным и уязвимым.
Заповедь любви к ближнему. Господь и Спаситель Христос учил, что самая важная заповедь — «любить ближнего своего, как самого себя». Это подразумевает уважение к правам и потребностям других людей.
Право на жизнь и свободу. Библия содержит заповедь «Не убей», которая является основой для защиты права на жизнь. Также в ней есть положения, защищающие свободу и достоинство личности.
К сожалению, очень часто в число прав человека сейчас записывают право на богохульство и даже богоборчество. Право на разврат и нарушение заповедей. Это типичный пример того, как благой дар Бога человеку используется им против самого себя, становясь поводом ко греху.
На самом деле, любое право и любой закон, чтобы иметь силу, должен опираться на авторитет. Единственный такой бесспорный авторитет — Сам Господь, Который и вынесет Свой суд о том, как мы пользовались своими правами, исполняли обязанности и реализовали возможности.
Все выпуски программы Актуальная тема











