
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В нашей жизни есть явления, которые мы вынуждены повторять изо дня в день. Мы готовим еду, убираем дом, работаем. И нередко человек очень устаёт от неизбывности этих процессов. Но есть ли подобные процессы в духовной жизни? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 4-й главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Ветхозаветная религия была полна дисциплинарных установлений, которые оправдывались только тем, что приучали людей к порядку и помогали им воспитать собственную волю. Видимых причин, чтобы объяснить, почему одни виды пищи чистые, а другие нечистые, почему одни поступки можно совершать, а другие нельзя, практически не было. Закон помогал воспитанию, но ко времени прихода Христа его роль была исполнена. Собственно, Сам Спаситель исполнил закон, потому что был полностью послушен воле Отца во всём, даже до смерти и смерти крестной. При этом многие из тех, кто окружал Христа, замечали, что иногда с формальной точки зрения Он нарушал закон, следуя Своей собственной логике. Например, исцеляя и воскрешая он мог касаться прокажённых или мёртвых, чтобы было запрещено. Мог нарушать субботу, чтобы облегчИть жизнь людей, хотя они и могли бы подождать окончания субботнего покоя, чтобы никого не провоцировать. Наконец, Он говорил, что по-настоящему нечистым может быть лишь человеческое сердце, а не предметы или пища. Во всех действиях Спасителя был виден один и тот же принцип: формальность уступала место рассудительности и целью всегда было не исполнение предписания, но торжество жертвенной и преображающей любви. Постепенно этот же принцип вошёл в жизнь учеников Христа. И когда апостол Павел, проповедуя ученикам, столкнулся с иудействующими христианами, ему стоило многих трудов объяснить, как им, так и тем, кто к ним прислушивался, что закон исполнил свою роль и христиане призваны жить как свободные дети Божии, которые ведут себя по Божьему не ради исполнения предписаний, а ради единства с Господом. Понимали это не все и не все с этим соглашались. Были те, кто жёстко апостолу противостоял, кто обвинял его в нарушении отеческих преданий. Однако, Павел был непреклонен и тех, кто запрещал есть пищу, сотворенную Богом, как и тех, кто запрещал вступать в брак, попросту называл лицемерами.
Чтение, которое мы сегодня услышали, начинается именно с этого. Апостол утверждает, как кажется, очевидную вещь: всё, что Бог сотворил прекрасно. Так? Так. Но если всё хорошо, как можно нечто назвать нечистым? Конечно, обратившись к более широкому контексту, мы поймём, что апостол не имеет в виду вообще всё: любые поступки и дела. Речь идёт в первую очередь о пище. С точки зрения Павла, главный принцип её принятия не в том, чтобы отличать разрешённую от неразрешённой, но в том, чтобы благодарить Бога за дары, которые Он посылает, освящая всё словом Божиим и молитвой. И в этом совете апостола виден принцип, который был озвучен ещё Спасителем: важно не стремление к тому, чтобы соблюсти формальность, но вдумчивый и рассудительный подход, цель которого служение Богу и людям. А для того, чтобы понять этот принцип на практике, необходимо быть внимательным к себе и к учению Спасителя. Не попускать себе лишнего, почитая всё формальностью, и не завышая планку сверх человеческой меры. Отвечая на поставленный в начале программы вопрос, можно сказать, что единственное, чем верующие призваны заниматься постоянно — это духовный труд в самом широком смысле слова. Вглядывание в себя, изучение веры, стремление к благу ближнего и молитва. Этот труд неизбывен, как неизбывны наши бытовые дела, но при правильном усилии, плодами этого труда оказываются не усталость и раздражение, но радость и спасение, как самого трудящегося, так и тех, кто его окружает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

1 Кор., 127 зач., II, 9 - III, 8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Ни для кого не секрет, что люди бывают в разной степени воцерковлены. Будучи крещён в детстве или даже во взрослом возрасте, человек может присматриваться к Церкви очень долго, приходить, задавать вопросы. И кажется, нет ничего сложного в том, чтобы на эти вопросы отвечать. Но так ли это на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
9 Но, как написано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его.
10 А нам Бог открыл это Духом Своим; ибо Дух все проницает, и глубины Божии.
11 Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.
12 Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога,
13 что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго, соображая духовное с духовным.
14 Душевный человек не принимает того, что́ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
15 Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
16 Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
Глава 3.
1 И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе.
2 Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах,
3 потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?
4 Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы?
5 Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь.
6 Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог;
7 посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий.
8 Насаждающий же и поливающий суть одно; но каждый получит свою награду по своему труду.
Человеку, у которого есть дети, довольно часто приходится давать простые ответы на сложные вопросы. Причём простота ответов может зависеть не только от того, что ребёнок чего-то не знает, он может быть не готов к сложному ответу психологически, может не иметь необходимого внутреннего опыта для того, чтобы понять серьёзность аргументов взрослого. Скажем, у многих из нас есть опыт объяснения ребёнку того, что ему нельзя есть много сладкого или долго сидеть у экрана. Аргументы, связанные со здоровьем, нас взрослых вполне удовлетворяют и, кажется, не требуют никаких дополнительных объяснений. Но для ребёнка или даже подростка перспектива проблем со здоровьем обычно ничего не доказывает, потому что у него может не быть опыта серьёзной болезни.
В сегодняшнем отрывке из послания Коринфянам апостол Павел говорит с учениками о том, что его проповедь не была полна и он не мог и не может открыть им всего, потому что они просто не будут готовы этого вместить. Кому-то может показаться, что взрослый человек, в отличие от ребёнка, уже знает достаточно и ему можно всё рассказывать сразу. Однако такой подход очень наивен. Можно сколько угодно рассуждать о браке, о воспитании детей, о героизме в бою и многом другом, но мы понимаем, что слова, не подкреплённые опытом, мало что значат. То же самое происходит в религиозной жизни. Если человек не имеет опыта молитвы, покаяния, жертвенной любви, радости богообщения, ему можно будет с большим или меньшим успехом объяснить лишь форму, но без постепенного обретения реального опыта он не поймёт содержания.
Глядя на Церковь со стороны, человек может смущаться или даже возмущаться её пониманием тех или иных вещей. Может не знать, почему нечто она считает грехом, а другое, напротив, проявлением праведности. Конечно, грамотное объяснение может быть не бесполезным, но всё же подлинное знание духовной жизни открывается через опыт, в котором мы призваны возрастать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притча о пшенице и плевелах». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности о смыслах притчи о пшенице и плевелах и почему Бог сразу не карает людей, совершающих страшные преступления, а оставляет существовать вместе и праведных, и неправедных.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Протоиерей Георгий Власенко

У нас в гостях был настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в поселке Северный Белгородской области, председатель отдела образования и катехизации Белгородской епархии протоиерей Георгий Власенко.
В начале беседы — личная история: как он впервые прочитал Евангелие в детстве — из тщеславия, но это стало первым шагом к вере. Как побывал на богослужении, после чего пообещал себе никогда больше не приходить в храм. И как через трудности и внутреннюю борьбу всё-таки пришёл к священническому служению.
Звучит мысль: смирение — «плодородная земля», на которой всё растёт. Как смирение помогает принимать испытания, сохранять мир в сердце и доверять Богу даже в трудностях.
Поднимается и тема воспитания: уважение к ребёнку, внимание, честность. Отец Георгий делится опытом и размышляет, чему взрослый может научиться у детей.
Особый разговор — о служении людям с нарушением зрения и слуха, о создании в Белгороде храма для незрячих, о том, как быть рядом в трудностях и помогать любовью.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер