1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. В нашей жизни есть явления, которые мы вынуждены повторять изо дня в день. Мы готовим еду, убираем дом, работаем. И нередко человек очень устаёт от неизбывности этих процессов. Но есть ли подобные процессы в духовной жизни? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 4-й главы первого послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Ветхозаветная религия была полна дисциплинарных установлений, которые оправдывались только тем, что приучали людей к порядку и помогали им воспитать собственную волю. Видимых причин, чтобы объяснить, почему одни виды пищи чистые, а другие нечистые, почему одни поступки можно совершать, а другие нельзя, практически не было. Закон помогал воспитанию, но ко времени прихода Христа его роль была исполнена. Собственно, Сам Спаситель исполнил закон, потому что был полностью послушен воле Отца во всём, даже до смерти и смерти крестной. При этом многие из тех, кто окружал Христа, замечали, что иногда с формальной точки зрения Он нарушал закон, следуя Своей собственной логике. Например, исцеляя и воскрешая он мог касаться прокажённых или мёртвых, чтобы было запрещено. Мог нарушать субботу, чтобы облегчИть жизнь людей, хотя они и могли бы подождать окончания субботнего покоя, чтобы никого не провоцировать. Наконец, Он говорил, что по-настоящему нечистым может быть лишь человеческое сердце, а не предметы или пища. Во всех действиях Спасителя был виден один и тот же принцип: формальность уступала место рассудительности и целью всегда было не исполнение предписания, но торжество жертвенной и преображающей любви. Постепенно этот же принцип вошёл в жизнь учеников Христа. И когда апостол Павел, проповедуя ученикам, столкнулся с иудействующими христианами, ему стоило многих трудов объяснить, как им, так и тем, кто к ним прислушивался, что закон исполнил свою роль и христиане призваны жить как свободные дети Божии, которые ведут себя по Божьему не ради исполнения предписаний, а ради единства с Господом. Понимали это не все и не все с этим соглашались. Были те, кто жёстко апостолу противостоял, кто обвинял его в нарушении отеческих преданий. Однако, Павел был непреклонен и тех, кто запрещал есть пищу, сотворенную Богом, как и тех, кто запрещал вступать в брак, попросту называл лицемерами.
Чтение, которое мы сегодня услышали, начинается именно с этого. Апостол утверждает, как кажется, очевидную вещь: всё, что Бог сотворил прекрасно. Так? Так. Но если всё хорошо, как можно нечто назвать нечистым? Конечно, обратившись к более широкому контексту, мы поймём, что апостол не имеет в виду вообще всё: любые поступки и дела. Речь идёт в первую очередь о пище. С точки зрения Павла, главный принцип её принятия не в том, чтобы отличать разрешённую от неразрешённой, но в том, чтобы благодарить Бога за дары, которые Он посылает, освящая всё словом Божиим и молитвой. И в этом совете апостола виден принцип, который был озвучен ещё Спасителем: важно не стремление к тому, чтобы соблюсти формальность, но вдумчивый и рассудительный подход, цель которого служение Богу и людям. А для того, чтобы понять этот принцип на практике, необходимо быть внимательным к себе и к учению Спасителя. Не попускать себе лишнего, почитая всё формальностью, и не завышая планку сверх человеческой меры. Отвечая на поставленный в начале программы вопрос, можно сказать, что единственное, чем верующие призваны заниматься постоянно — это духовный труд в самом широком смысле слова. Вглядывание в себя, изучение веры, стремление к благу ближнего и молитва. Этот труд неизбывен, как неизбывны наши бытовые дела, но при правильном усилии, плодами этого труда оказываются не усталость и раздражение, но радость и спасение, как самого трудящегося, так и тех, кто его окружает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Что превыше веры…. Сергей Кубасов
Будучи неофитом, я не раз впадал в осуждение людей других вероисповеданий. Теперь стараюсь избегать этого, оставляя Суд Богу. После одного случая.
В тот день мне, гиду Паломнической службы Валаамского монастыря выпал выходной. И я решил прогуляться по острову. Сначала направился на берег Монастырской бухты к старинной каменной часовне в честь Благовещения Пресвятой Богородицы.
Зашел внутрь и увидел там двух молодых людей — парня и девушку. На вид — лет тридцати. Обычная картина, в часовню постоянно заходят приезжающие на остров люди. Но этот парень особо привлёк парень внимание. Он стоял с покрытой головой. Голову девушки украшал красивый платок-шаль. Обратившись к молодому человеку, я подсказал ему, что мужчинам в таком святом месте следует снимать головной убор.
— Мы — буддисты, — прозвучал неожиданный, удививший меня ответ. Но шапочку парень всё же снял.
Скоро я вышел наружу. За мной следом покинула часовню и пара.
На вид это были обычные люди, и одеты по-современному, как большинство сегодня. Но очень трогательно общались друг с другом. Не спеша они направились вверх — в сторону центральной усадьбы обители.
И тут меня что-то потянуло подойти к ним и заговорить. Оказалось, они — Петербуржцы, впервые решили побывать на Валааме.
Неожиданно для себя, я сменил свои планы и предложил им, насколько позволит время, познакомить с монастырём. А прежде — посетить Игуменское кладбище, куда ведёт красивая аллея старинных деревьев. Я объяснил, что денег мне за это не надо. Ребята искренне обрадовались предложению.
Всю дорогу Роман и Елена — так звали этих людей — с интересом слушали мой рассказ про обитель.
В главный собор мы вошли уже как хорошие знакомые. И с благоговением. Внутри нижнего храма было не многолюдно. Я заметил свою коллегу. Она только что распрощалась с очередной группой туристов и стояла возле чудотворной иконы Богородицы «Валаамская». Мы встретились взглядами и, улыбаясь поприветствовали друг друга. Подойдя ближе я представил гостей:
— Вот, ребята буддисты из Петербурга, первый раз на Валааме.
И тут моя коллега так искренне улыбнулась, буквально с распростертыми объятиями устремилась навстречу моим новым знакомым:
— Идите сюда, мои хорошие, поближе — к Царице Небесной, — и, обняв их, повлекла к чудотворному Образу Богородицы. Встав рядом, она стала петь молитвы и прославлять Божию Матерь. Глаза моей коллеги излучали свет и тепло любви.
В этот момент что-то произошло и со всеми нами. Потекли слёзы умиления и счастья, на душе стало светло и радостно. Вдруг все мы стали едины в ощущении излившейся на нас благодати и любви Бога.
Мы вышли из собора почти как родные люди. Ребята оказались мужем и женой, в этот день у них был годовщина— пять лет совместной жизни.
Всю обратную дорогу к причалу они удивлялись месту, где оказались, радовались всему, что здесь с ними произошло, говорили, что хотят обязательно приехать снова.
Молодые супруги увезли с собой опыт соприкосновения с живой веры моей коллеги, любви, которая согревает людей.
Автор: Сергей Кубасов
Все выпуски программы Частное мнение
Цветок от святого. Екатерина Каштанова
Маленький отпуск за свой счет, длинною в несколько дней я позволила себе ради того, чтобы съездить в Краснодар на первый день рождения племянника. Это — официальная версия. А если честно, очень устала. И надеялась, раз уж еду в сторону юга, и на море хоть немного времени провести. Поэтому все путешествие тщательно распланировала.
Итак, в Краснодаре аэропорт был закрыт. Поэтому я полетела в Сочи, чтобы оттуда на скоростной электричке добраться до Краснодара. Думаю, многие знают, что сочинский аэропорт находится в Адлере. Туда я и прилетела. Думала, что оттуда же отправляется поезд на Краснодар. Но! О ужас, он отправлялся из самого города Сочи, что в сорока минутах езды от Адлера.
В общем, на свою скоростную электричку я опоздала. И началась кутерьма с транспортом! Сорвались все планы. Тот поезд, на который я поменяла билеты, приходил уже ночью. Это означало, что не просто мы лишились вечерних посиделок, я еще и разбивала всем ночной сон накануне торжественного дня.
Отпуск? Я хотела отдохнуть? Эта транспортная путаница высосала из меня остатки и душевных, и духовных сил. Я и так от накопившейся усталости почти не молилась последнее время. А тут — совсем поплыла. Одно раздражение, досада, печаль... Только и смогла сказать: «Господи, ну помоги!»
Поезд пришел глубокой ночью. Заспанный зять быстро открыл мне дверь, чтобы не перебудить семью. На следующий день мы весело отпраздновали первый год жизни нашего маленького именинника: повидались с родственниками, погуляли по городу, сделали массу фотографий. А через день мне пришла пора уезжать.
Дорога вновь предстояла «на перекладных». Встать рано утром, чтобы без пробок доехать через весь город до вокзала Краснодара и не опоздать. Далее, успеть сесть на скоростную электричку до железнодорожного вокзала Адлера. А оттуда доехать на такси, и желательно без пробок, до аэропорта, чтобы успеть на свой самолёт в Москву. По прогнозам транспортных приложений пробки могли меня ожидать и на пути из дома до вокзала в Краснодаре, и в дороге от вокзала до аэропорта в Адлере. Какое уж тут море... Домой бы вернуться.
С самого утра я начала уже усердно молиться святителю Николаю как помощнику путешествующим. С сестрой попрощались в дверях квартиры, чтобы не будить малыша. Я одна вышла на улицу. Стояла у подъезда и ждала такси. И тут...
Из соседнего двора прямо ко мне идет то ли уставший, то ли сонный зрелый мужчина с сединой в бороде, в волосах и ... с веткой дикой лилии в руках. Согласитесь, редко в 5 утра можно встретить человека с лилией, вероятно, сорванной в ближайшем палисаднике. Кстати, лилия — мой любимый цветок.
Поравнявшись со мной, мужчина резко протянул мне эту ветку и буркнул как бы нехотя:
— С праздником
— А с каким? — удивлённо успела спросить я.
— Да, вроде, святого Николая — ответил человек и ушёл.
Я стояла ошарашенная какие-то мгновения. Как человек, который даже толком не знает святого, поздравляет меня с его праздником который отмечали неделю назад? Да еще моим любимым цветком? Словно сам святой Николай прислал мне этого человека для укрепления перед сложной дорогой через нежное творение Божие — цветок.
Подьехало такси. Я села в машину и всю дорогу смотрела на свою ветку белых лилий от святого Николая.
Надо ли говорить, что до вокзала мы долетели без пробок. Я вовремя села в электричку и сразу поставила в воду свой подарок от святого. Лилия благоухала все 4 часа дороги до моря, двадцать минут в такси без пробок до аэропорта и 3 часа полета до Москвы.
Как нежно, с какой любовью получаем мы ответ на молитвы. И почему суета и напряжение гасят наш молитвенный пыл, когда наоборот именно молитва — первая помощь в решении любых трудностей. Но стоит поднять глаза к небу, обратиться к святым, к Господу, как мы получаем явный ответ.
Автор: Екатерина Каштанова
Все выпуски программы Частное мнение
Ты не волновалась? Анна Тумаркина
Православные христиане часто говорят о себе: «Мы — дети Божьи». Это, собственно, так и есть. В отношениях с Богом человек больше всего напоминает ребенка: наивного, любознательного и... непослушного.
Я задумалась об этом, когда в очередной раз отругала сына за плохое поведение. Сын, подросток, на меня всерьез обиделся и, уходя на прогулку, демонстративно хлопнул дверью. Я расстроилась, но так бывает: чем больше ребенку лет, тем больше он желает быть самостоятельным.
Ближе к вечеру набрала номер сына. В трубке — тишина. Всерьез начала волноваться. Примерно через два часа — звонок. Номер неизвестный. Я беру трубку и слышу знакомый голос:
— Мам... ты знаешь... я телефон разбил.
Так — думаю — час от часу не легче. Мало того, что дверью хлопает, так еще и вещи не бережет.
— Эх ты... — говорю я ему, — как же ты теперь гулять собираешься? Без связи?
— Мам — продолжает ребенок, — я пока у друга телефон попросил. Пока гуляю. А ты... ты за меня не волновалась?
Именно этот вопрос заставил меня задуматься: а ведь с Богом мы ведем себя точно так же. Изрядно нагрешив, убегаем от гнева Божьего, демонстративно хлопая дверью: «Все равно я лучше знаю и точка!» Затем долго-долго блуждаем, пока не столкнемся носом к носу с последствиями собственных грехов. Хорошенько настрадавшись, мы поднимаем голову к Небу и спрашиваем: «Господи, а Ты за нас не волновался? Ты нас все еще ждешь?»
А ведь Господь ждал. И звал нас. Но мы не слышали. Так были заняты собой и своими переживаниями. К тому же искренне надеялись, что Бог решит все проблемы, которые мы сами себе создали, пока были вдали от Него. Вдали—вне зоны доступа, не на связи.
Сын попросил у меня прощения. Разумеется, я простила. Он честно пообещал мне, что будет еще звонить в течение дня. Обещание выполнил. А еще пообещал хорошо себя вести. Выполнит ли он это обещание? Не знаю. Но ведь и мы, взрослые православные христиане, искренне просим прощения, исповедуемся, снова и снова возвращаемся к Богу. Почти на каждой исповеди каемся в одном и том же. И батюшка из раза в раз читает над нами одну и ту же разрешительную молитву. А Господь снова и снова очищает от бремени грехов. Потому, что Он любит нас. Потому, что мы — Его дети, хоть и не всегда послушные.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение