«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам» — говорится в Евангелие от Матфея.
Часто мы о чём-то мечтаем, хотим что-то сделать, но кажется нам это несбыточным, невозможным, недосягаемым, и мы перестаём об этом и думать. А меж тем, очень часто между мечтой и её реализацией только один шаг, но на этот шаг надо решиться, надо его сделать, и тоже просить Бога!
Была у меня мечта: съездить на Афон. Много читал, слышал от тех, кто был там, а сам всё не решался. Всегда находились причины, чтобы эта мечта, так мечтой и оставалась.
И вот один мой друг, человек достаточно состоятельный, рассказал, как он ездил на Афон, как ему понравилось и что он хочет поехать снова.
Вот оно, думаю я, мечты сбываются! Прошу его, как он соберётся, обязательно взять меня с собой. Намечаем даты, но, как часто бывает у бизнесменов, в последний момент у друга меняются планы...
Моя первая мысль была: ну значит не судьба, но что-то мне подсказывало: надо действовать, Бог любит решительных.
— Господи, дай мне этой решительности!
— Пресвятая Богородица, помоги добраться до обители твоей!
А дальше, мне стало казаться, что всё происходит как будто само по себе. Мне звонит крестный, у которого оказалась свободная неделя и он тоже очень захотел поехать, хотя раньше особой тяги к любым паломничествам не испытывал.
Нашлось греческое агентство, которое устраивало поездки на Святую гору. Быстро получили визы, купили билеты. И вот, через несколько дней мы уже в Греции. Нас встретили, привезли в гостиницу. На следующий день мы получили афонские визы, и оказались на пароме! Красота и предвкушение! Но ещё и волнение. Что дальше? Никто ничего не объяснил...
На пароме мы знакомимся с человеком, который не первый раз здесь, и он даёт нам подробные инструкции что, как и куда. Далее автобус, и вот мы в монастыре Ватопед. Это — один из самых красивых и богатых монастырей Афона.
Столько чудотворных икон пресвятой Богородицы, глава моего святого Григория Богослова, большая часть пояса ПрисноДевы. Когда его привозили в Москву, стояли километровые очереди, чтобы прикоснуться к святыне. А в монастыре у нас была возможность молиться у него в течение двух дней! За двое суток пять богослужений! Когда мы вернулись с Афона в маленькую деревушку, где нужно было ждать отъезда, полдня сидели на берегу. Нас переполняли такие эмоции, что мы не могли произнести ни слова!
Конечно, когда вернулись в наш московский «Вавилон», быт, суета снова поглотили и меня, и моего крёстного. Но эта поездка что-то в нас поменяла, как будто нам через маленькую щёлочку показатели какой-то совсем другой мир...
Я ещё больше укрепился в том, что если чего-то хотеть, и искренне просишь Божьего вспоможения, то всё возможно!
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам.
Автор: Григорий Данцигер
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.