
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Сол., 265 зач., II, 9-14

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как найти храм, посещение которого будет благоприятно сказываться на нашем духовном росте? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из второй главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не ка́к слово человеческое, но как слово Божие,- каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел хвалит христиан города Салоники за их ревность в духовной жизни. Несмотря на то, что большинство из них пришли в Церковь из язычества и не знали ничего об иудейской традиции почитания Единого Бога, их вера ничем не уступает вере иерусалимских христиан. Дух Христов с одинаковой силой действует как в бывших иудеях, так и в язычниках. В этом смысле в Церкви нет элитарных групп по духовному признаку. Как говорит апостол Павел, здесь нет «ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Говоря простым языком, Один и Тот же Дух действует в православных общинах русских мегаполисов 21 века, в византийских общежительных монастырях 14 века, в кельях египетских анахоретов 3 века. Внешние формы церковной традиции меняются, но содержание остается. Везде один и тот же опыт познания Христа в Духе Святом. И так будет до скончания века. Именно об этом слова Спасителя: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». И в этом смысле ни одна Православная Церковь, какое бы уникальное место она ни занимала во времени и пространстве, не может претендовать на духовное первенство. Самые могущественные имперские Церкви ничем качественно не отличаются от социально неразвитой и политически бессильной первохристианской палестинской коммуны. Везде одна и та же сила и слава Христа. Одна и та же власть «вязать и решить». Поэтому в православном богословии, когда говорят об иерархии Церквей, используют часто выражение «первенство чести». Действительно, с точки зрения исторической, культурной, политической, социальной те или иные общины более значительны, чем другие. Однако между православными Церквями не может быть «первенства власти».
Здесь есть один важный момент, актуальный для каждого из нас. Если даже самая влиятельная и процветающая община не может кичиться своим особым духовным статусом в Церкви, то и никому из нас не следует измерять внешним благополучием личный духовный рост. Наша принадлежность к Церкви Христовой измеряется в первую очередь нашей жизнью по вере. Стоит просто понаблюдать, как мы действуем в бытовых ситуациях, как реагируем на всех тех, кого встречаем в течение дня. Если люди для нас просто статисты, а обстоятельства — помехи на пути к достижению собственных целей, скорее всего, не помогут даже регулярные исповедь и причастие в самом намоленном, древнем храме, из рук авторитетного и уважаемого священника. Благодать, которую Господь нам дает в этих Таинствах, в этом общении, будет исчезать из нашей души так же быстро, как вода вытекает из решета. Ведь только вышли за порог храма, начали думать, чувствовать, говорить, действовать по-старому. Реакции на этот мир остались прежние. И, напротив, если помимо положенных ритуальных и обрядовых действий, мы уделяем большое внимание внутренней работе, во всех обстоятельствах с любым человеком стараемся сверить свою реакцию с Евангелием, безусловно, мы на верном пути. По словам апостола Павла это и означает «поступать достойно Бога», то есть, на деле воплощать слово Божие в жизнь. Лишь такой человек может стать действительным участником церковной общности. Именно в нем Бог проявляет Себя в полную силу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь людям с зависимостями». Игумен Иона (Займовский)
Гостем программы «Делатели» был руководитель программы помощи зависимым «Метанойя» при Свято-Даниловом монастыре в Москве игумен Иона (Займовский).
Наш гость рассказал, почему он стал заниматься помощью людям с зависимостями, по каким признакам можно определить, что проблема есть, почему важно помогать не только зависимому человеку, но и его родственникам, а также какую роль в исцелении от зависимостей играет духовная поддержка.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели
Псалом 60. Богослужебные чтения

Окружающий мир никогда не был простым для обитания местом. Вокруг нас постоянно происходят события, которые заставляют в лучшем случае волноваться, но чаще всего содрогаться, ужасаться. Где же найти утешение и опору? Верующий человек скажет — в молитве. И будет прав. Доказательством же может стать псалом 60-й, который читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 60.
1 Начальнику хора. На струнном орудии. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, вопль мой, внемли молитве моей!
3 От конца земли взываю к Тебе в унынии сердца моего; возведи меня на скалу, для меня недосягаемую,
4 ибо Ты прибежище моё, Ты крепкая защита от врага.
5 Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих,
6 ибо Ты, Боже, услышал обеты мои и дал мне наследие боящихся имени Твоего.
7 Приложи дни ко дням царя, лета его продли в род и род,
8 да пребудет он вечно пред Богом; заповедуй милости и истине охранять его.
9 И я буду петь имени Твоему вовек, исполняя обеты мои всякий день.
Услышанный нами псалом был написан царём Давидом и имеет интересное надписание, которое указывает, что псалом должен петься под игру струнного инструмента. На первый взгляд, может показаться, что это свидетельствует о радостном характере произведения. Но нет. Псалом представляет собой самый настоящий молитвенный вопль. И предполагаемое сопровождение на струнном инструменте должно было, по замыслу автора, усилить религиозное чувство исполнителя.
Во всяком случае, сам царь Давид составленный им псалом пел, играя на, собственно, псалтири — переносной арфе. И делал это проникновенно, предельно остро переживая горестные обстоятельства жизни. Дело в том, что против Давида поднял бунт его сын Авессалом, решивший свергнуть отца и править самостоятельно. Царь, не желая воевать с наследником, покинул Иерусалим, начал скитаться. Но не столько внешние обстоятельства мучили Давида, его терзала изнутри невозможность посещать скинию — переносной храм-шатёр. И молиться там Богу. Это и имеет в виду пророк, когда в псалме провозглашает: «Да живу я вечно в жилище Твоём и покоюсь под кровом крыл Твоих».
Царь, конечно, понимает, что Господь способен услышать его откуда угодно. И Давид выражает готовность быть стойким до конца. Для него власть как таковая имеет, при этом, второстепенное значение. Царь, по большей степени, заботится о том, чтобы его служение принесло спокойствие и мир народу. Давид, в частности, понимал, что собственными силами он, например, не может преодолеть постигший страну кризис. То есть может — с помощью насилия, но принесёт ли данный вариант желаемый мир? Царь понимает, что не принесёт.
Поэтому Давид просит, умоляет Бога, усиливая молитву с помощью струнного инструмента, о том, чтобы случилось, по сути, самое настоящее чудо. И надо сказать, что Господь откликался на призыв Давида, через людей и обстоятельства жизни пытался достучаться до Авессалома. Но, к сожалению, упрямый наследник остался на изначальных позициях. За что впоследствии и поплатился. Авессалом был убит. И о смерти его Давид сильно горевал.
Какой же вывод можем мы сделать? Их, на самом деле, два. Первый — состоит в том, что никогда не нужно отчаиваться. Второй же вывод заключается в стремлении ценить молитву. Не просто как какую-то ежедневную обязанность, а как живой диалог с Господом Богом. Подобное отношение к молитве окажет на человека самое светлое влияние, принесёт человеку желаемые мир и утешение.