1 Сол., 265 зач., II, 9-14
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как найти храм, посещение которого будет благоприятно сказываться на нашем духовном росте? Ответ на этот вопрос слышим в отрывке из второй главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не ка́к слово человеческое, но как слово Божие,- каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел хвалит христиан города Салоники за их ревность в духовной жизни. Несмотря на то, что большинство из них пришли в Церковь из язычества и не знали ничего об иудейской традиции почитания Единого Бога, их вера ничем не уступает вере иерусалимских христиан. Дух Христов с одинаковой силой действует как в бывших иудеях, так и в язычниках. В этом смысле в Церкви нет элитарных групп по духовному признаку. Как говорит апостол Павел, здесь нет «ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Говоря простым языком, Один и Тот же Дух действует в православных общинах русских мегаполисов 21 века, в византийских общежительных монастырях 14 века, в кельях египетских анахоретов 3 века. Внешние формы церковной традиции меняются, но содержание остается. Везде один и тот же опыт познания Христа в Духе Святом. И так будет до скончания века. Именно об этом слова Спасителя: «создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». И в этом смысле ни одна Православная Церковь, какое бы уникальное место она ни занимала во времени и пространстве, не может претендовать на духовное первенство. Самые могущественные имперские Церкви ничем качественно не отличаются от социально неразвитой и политически бессильной первохристианской палестинской коммуны. Везде одна и та же сила и слава Христа. Одна и та же власть «вязать и решить». Поэтому в православном богословии, когда говорят об иерархии Церквей, используют часто выражение «первенство чести». Действительно, с точки зрения исторической, культурной, политической, социальной те или иные общины более значительны, чем другие. Однако между православными Церквями не может быть «первенства власти».
Здесь есть один важный момент, актуальный для каждого из нас. Если даже самая влиятельная и процветающая община не может кичиться своим особым духовным статусом в Церкви, то и никому из нас не следует измерять внешним благополучием личный духовный рост. Наша принадлежность к Церкви Христовой измеряется в первую очередь нашей жизнью по вере. Стоит просто понаблюдать, как мы действуем в бытовых ситуациях, как реагируем на всех тех, кого встречаем в течение дня. Если люди для нас просто статисты, а обстоятельства — помехи на пути к достижению собственных целей, скорее всего, не помогут даже регулярные исповедь и причастие в самом намоленном, древнем храме, из рук авторитетного и уважаемого священника. Благодать, которую Господь нам дает в этих Таинствах, в этом общении, будет исчезать из нашей души так же быстро, как вода вытекает из решета. Ведь только вышли за порог храма, начали думать, чувствовать, говорить, действовать по-старому. Реакции на этот мир остались прежние. И, напротив, если помимо положенных ритуальных и обрядовых действий, мы уделяем большое внимание внутренней работе, во всех обстоятельствах с любым человеком стараемся сверить свою реакцию с Евангелием, безусловно, мы на верном пути. По словам апостола Павла это и означает «поступать достойно Бога», то есть, на деле воплощать слово Божие в жизнь. Лишь такой человек может стать действительным участником церковной общности. Именно в нем Бог проявляет Себя в полную силу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Если крестник стал атеистом...» Прот. Алексей Батаногов, Анна Сапрыкина, Наталья Разувакина
В этом выпуске настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов, кандидат педагогических наук, мама семи детей Анна Сапрыкина и поэт, журналист Наталья Разувакина размышляли над тем, какова роль крестных, как правильно строить отношения с крестниками и что делать, если крестник становится атеистом.
Альберт Лиханов. «Солнечное затмение»
Писатель Альберт Лиханов в особом представлении, пожалуй, не нуждается. Один из самых известных прозаиков 20-21 века, лауреат стольких литературных премий — отечественных, зарубежных и международных — что перечислять их можно очень долго, Лиханов считается мастером подростковой литературы. Но пишет он так, что его книги с упоением читает и старшее поколение. Не только для того, чтобы лучше понять внутренний мир и переживания своих взрослеющих детей. Но и чтобы разобраться в собственной душе. Ведь вопросы, которые затрагивает писатель в произведениях часто лежат именно в духовной плоскости. Тонкий, нравственный и мировоззренческий поиск совершают герои повести Альберта Лиханова «Солнечное затмение».
Фёдор и Лена живут по соседству на тихой окраине большого города. Фёдор целыми днями пропадает на голубятне — лишь бы не быть дома, не видеть, как приходит в подпитии отец, как плачет измученная мать. Лена весь день проводит у открытого окна. Она не может ходить. Почти всю жизнь провела в интернате для инвалидов. А теперь родители забрали её домой, и Лена не знает, как свыкнуться с новой, незнакомой жизнью. Однажды через окно Фёдор и Лена замечают друг друга. Знакомятся. Между ними вспыхивает первое робкое, светлое юношеское чувство. Но вокруг слишком много препятствий, проблем и тревог. Смогут ли подростки выдержать совсем не детские испытания, которые поджидают их на пути?
Историю любви Фёдора и Лены Альберт Лиханов рассказывает по-особенному. Без лишних романтических ноток, без душераздирающей слезливости. Как писали критики, повесть «Солнечное затмение» — не о том, как здоровый юноша подарил любовь искалеченной девушке. Это повесть о духовной силе и мощи человека, о том, как прекрасное, нравственное начало в нём способно преодолеть всякое зло. А зла вокруг героев достаточно. И пагубное пристрастие Фединого отца, и серьёзные проблемы на работе у его матери. И трагическая гибель подруги Лены в интернате. Молодые люди проходят через испытания, которые, возможно, сломали бы многих взрослых. Но Фёдор и Лена не сдаются. В одном из эпизодов повести они наблюдают солнечное затмение. В какой-то момент светило полностью темнеет. Но уже в следующую минуту его лучи снова сияют. Глядя на это, Лена говорит: «Все беды — это солнечные затмения, а жизнь — само Солнце». Знакомство с Фёдором открывает ей новые переживания. И отнюдь не только романтические. Лена остро начинает чувствовать чужую беду. Сосредоточенная прежде только на себе, теперь она стремится помочь другим. Как пишет Альберт Лиханов,: «Бесконечно доброй — единственно такой! — желала она быть. Везде, всегда, со всеми». Фёдор жалеет своего непутёвого отца. И верит, что всё ещё можно исправить. До блеска отмывает неухоженную квартиру. Ставит в вазу цветы. «Вон небо какое глубокое, тополя шумят листьями, голуби воркуют, люди идут, — как же вокруг хорошо и ясно, так неужели же в ясности этой нельзя ясно и жить, радоваться вместе, любить, счастливыми быть?» — размышляет юноша. Собственно говоря, именно на этот вопрос и пытается ответить в своей повести «Солнечное затмение» сам автор.
В интервью газете «Литературная Россия» Альберт Лиханов говорил, что своим произведением хотел бы побудить читателей быть стойкими в трудных жизненных ситуациях. Сострадание может победить равнодушие, а любовь — преодолеть безысходность, — уверен писатель. Именно поэтому повесть Альберта Лиханова «Солнечное затмение» стоит обязательно прочитать.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Немедленно выйди. Анастасия Коваленкова
Навалились тут на меня проблемы да тяготы! Не знаю, как справиться. Хожу по кругу, перебираю заботы. И ни решения, ни просвета.
Мне в магазин ехать надо, так не еду: всё сижу-думаю. Погулять может? Так какие тут гулянья? Пока не найду выхода, не пойду. Телефон зазвонил, не подошла. Не до того мне — я решение ищу. Час проходит, другой. А мне всё хуже. Беды всё нарастают. И выхода всё нет.
Вдруг: стук в окно. А у нас, за окном избы кормушка висит, для птиц. Глянула: синичка там, лапкой в верёвочке запуталась. Мы на верёвочку сало подвешивали... Ох, незадача! Бьётся птичка, крыльями машет, вот-вот себя повредит! Сунула ноги в валенки, побежала на улицу. А спешить-то нельзя — еще больше птичку напугаю. Подошла тихонько. Обхватила её за крылышки, забрала в горсть. Затихла синица. Только рука-то у меня теперь занята, а одной свободной рукой узлы не распутать. Пришлось птичку выпустить, в избу вернуться. Позвонила соседке, её на помощь позвала.
Вдвоём с соседкой, осторожно и долго распутывали мы эту верёвочку вокруг птичьей лапки. Освободили беднягу, наконец. Улетела. Пошли в дом, согреваться.
Пока чай пили, рассказала мне соседка о своей жизни. Непростые времена у неё сейчас, дочь серьёзно больна. А у меня, как раз, друг есть, врач, один из лучших специалистов по России в этой области. Я ему позвонила, рассказала о проблеме, передала трубку соседке. Договорились они о консультации. Приободрилась моя соседка.
— Послушай, — говорит, — ты же сейчас в деревне одна? Муж в Москве? И ко мне дети только в выходные приедут. Так давай сегодня вместе поужинаем. А то для себя мне и готовить скучно.
Договорились мы, кто что к ужину принесёт. Соседка ушла. Я взялась делать салат. Потом уж время ужина пришло. Прихватила миску с салатом, поспешила в соседний дом. У соседки, помимо печки, ещё и камин есть. Так мы камин растопили, для уюта.
И вот, только после ужина, сидя у камина, я вдруг вспомнила о своей проблеме. Потому вспомнила, что решение в голову пришло.
Поздно вечером, уже лёжа в кровати, оглянулась я на прожитый день. И поняла, что не появись та птичка — не знаю, что и было бы со мной. Плохо мне стало бы, совсем плохо.
А ведь синицу ту мне Бог послал. Надо же было меня выудить из моего эгоизма. Когда уже весь мир не важен, а только — моё, моё лихо! И про Бога я тогда, тоже, увы, не вспомнила. Вот и постучался Он ко мне птичкой в окно. А дальше — беда соседки, звонок другу, салат к ужину, камин... И — решение моей проблемы.
Тогда, в темноте, поняв всё это, я чуть не расплакалась. Шёпотом поблагодарила Бога. И уснула.
А теперь, я очень хочу запомнить случившееся и научиться одной важной науке.
Когда беды, когда ты как собака за хвостом, бегаешь по кругу за своим лихом, упорно и бессмысленно ища выход, — немедленно выйди! Во первых, выйди из себя, из своего эгоизма. Ты — не центр мира. Оглядись, вокруг всем нужна помощь, только выйди из себя.
А во вторых — выйди, в прямом смысле слова. Оденься, выйди из дома и иди в Храм. А по дороге ты, может, встретишь синицу, соседку, друга. И это тоже Божьи встречи на твоём пути, это помощь тебе.
Так что главное, вот оно: когда беда — немедленно выйди из своей беды и иди к миру, к людям, к Богу. Там спасение.
Автор: Анастасия Коваленкова
Все выпуски программы Частное мнение