Русским Афоном называют в народе Спасо-Преображенский Валаамский монастырь на Ладожском озере. Острова, покрытые густым лесом, высокие скалы, сосны, озёра и тишина — такой русскую монашескую республику в 1905 году увидел двадцатичетырёхлетний студент Санкт-Петербургской духовной академии Иван Федченков. Через несколько лет он примет монашеский постриг с именем Вениамин, позже станет епископом, проповедником, миссионером и духовным писателем. Студенческий очерк о поездке на Валаам стал его первым опубликованным произведением. Он вышел на страницах журнала «Странник» спустя год после паломнического путешествия — в 1906-м. Свои путевые заметки будущий митрополит Вениамин назвал «На северный Афон. Записки студента-паломника на Валаам». Под этим же названием произведение множество раз с тех пор переиздавалось.
Литературные критики уже после первого издания заметили писательский талант владыки. Его художественный стиль называли живым, выразительным и непосредственным, словно одновременно пишет солидный богослов, свободно цитирующий святоотеческие творения, и жизнерадостный мальчишка, который радуется каждой мелочи — ручейку, камешку, дереву. Жанровые сцены и бытовые зарисовки в тексте митрополита Вениамина (Федченкова) соседствуют с глубокими размышлениями. Прекрасно удаются автору литературные портреты героев — паломников и монахов, с которыми ему довелось встретиться на Валааме. Так, например, он описывает одного из валаамских иноков — гребца, который вёз его на лодке в Иоанно-Предтеченский скит. Владыка Вениамин пишет, как смотрел на его окладистую русскую бороду, простое открытое лицо и широкие кисти рук, спокойно и крепко удерживающие тяжёлые вёсла. Автор рассказывает короткую и простую историю этого инока. Прежде он был офицером. Не раз приезжал гостить на Валаам, пока, наконец, с благословения родителей не остался здесь совсем. «Здесь он чувствует себя так, как чувствуют почти все иноки: всем доволен и благодарит Бога», — пишет митрополит Вениамин (Федченков).
Рассказывает он и о том, как беседовал в монастыре с одним молодым послушником — сыном обеспеченных родителей, образованным человеком, талантливым пианистом. Эта встреча вдохновила автора на рассуждения о том, что у человека всего может быть много: и богатства, и образования, и эстетики; однако человек ясно чувствует, что это далеко не всё, что чего-то ещё, более важного, не хватает. Вот и этот инок, в миру музыкант, живя на Валааме, несёт послушание на кухне — чистит картошку и рыбу. И ощущает себя счастливым, потому что трудится для Бога.
О службах в монастырских храмах, о протяжном и проникновенном пении валаамских монахов, о том, как каждый день живут, молятся и трудятся они, отрезанные от остального мира широкими водами Ладоги, увлекательно и подробно рассказал митрополит Вениамин (Федченков) в свое книге «На северный Афон. Записки студента-паломника на Валаам». И словно построил для каждого из читателей мост, по которому в одно мгновение можно перенестись в чудесный мир Валаамского монастыря.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 226 зач., IV, 17-25.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Имея опыт совершения грехов, всякий знает, что каждый последующий грех мучает меньше предыдущего, так что можно дойти до практически полного безразличия к тому или иному греху. Что в подобные моменты происходит с душой и как быть в такой ситуации христианину? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 4 главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа;
21 потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, так как истина во Иисусе,
22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,
23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.
25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.
Когда-то в университете на курсах риторики нам рассказывали том, как человек привыкает к неправде. Когда в ответ на прямой вопрос лжёт ребёнок, он закрывает ладонью рот, будто бы испугавшись того, что сказал и сделал. Когда же обманывает взрослый, его могут выдать жесты, т.к. он машинально может касаться губ или подбородка. Это не всегда так, но иногда тело выдает состояние души. Что же происходит, когда ребёнок вырастает? Грех становится привычкой и человек перестаёт его замечать. В таких ситуациях люди прекрасно понимают, что делают, но перестают чувствовать внутреннее беспокойство совести при совершении нравственного преступления.
Обращаясь к ученикам, апостол Павел заклинает их не поступать так, как поступают иные народы. Что же именно его беспокоило? Самое страшное, что вообще может беспокоить верующего: возможная отчуждённость учеников от Бога. Человек, который стал Богу чужим, может позволить себе всё что угодно, ведь Бог и Его замысел становятся для него неинтересными. Путь, которым люди могут прийти к этому бесчувствию двойственный. Он заключается в невежестве и ожесточении сердца. Человек отказывается знать правду Божию, отказывается воспринимать Его откровение о мире и позволяет своему сердцу огрубеть, стать невосприимчивым ко греху, ко всякой злобе и нечистоте. При этом навык ожесточения оказывается особенно страшным, потому что приводит человека к тому, что человек совершенно перестает ощущать те или иные грехи. Слова, которые употребляет апостол, говоря о бесчувствии язычников, дословно можно понять так: «они обезболили сами себя». И речь, конечно, о нравственной боли, которую они больше не чувствуют. Впрочем, говорится это обо всех грехах и, кстати, совсем не обязательно о грехах, связанных с распутством. Фарисеи, окружавшие Христа, старались соблюдать закон и внешне были вполне благочестивы, но их сердца стали совершенно безжалостными, и они перестали чувствовать чужую боль. И сегодня, приходя на исповедь, человек может переживать о том, что не успевает читать утренние и вечерние молитвы, но даже не вспоминает того, что разорвал всякое общение с родственниками, которые, по его мнению, неправильно с ним поступили. В итоге подобная грубость души приводит его к тому, что, даже преодолевая невежество и открывая для себя Христа, подлинно познать Его человек не может. Всё читает, формально всё знает, но общей жизни со Христом не имеет, потому что от греховной жизни не отказывается.
Что же отличает учеников Христовых? Они узнали Его не так, как узнали остальные. Это было не просто знанием со стороны, потому что во Христе они научились отложить прежний образ жизни. Не привыкнуть к нему, не оправдать его, не закрыть на него глаза, но осознать его неправильность и снять как ветхую, истлевшую одежду, для того чтобы стать новым человеком и воссоздать свою жизнь по Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Духовные смыслы в произведениях Лермонтова». Георгий Москвин
У нас в студии был доцент филологического факультета МГУ Георгий Москвин.
Разговор шел о духовных темах в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова и, в частности, в романе «Герой нашего времени».
Все выпуски программы Светлый вечер
Интонация: иногда важно не что, а как!
Вы уверены, что разговариваете словами? Странный вопрос, не правда ли? Ведь известно, что с помощью слов мы передаем информацию, и храним ее в письменных источниках. Но есть нечто, что даже важнее слов, особенно в ситуации общения. Вы, наверное, догадались, что я говорю об интонации. Именно она передает самый важный смысл сообщения.
Лингвисты насчитали более 100 видов интонации. А ученый и языковед Всеволодский-Гернгросс выделил 16 основных видов, среди которых: пригласительная, просительная, перечислительная, звательная, повелительная, убедительная и другие.
Какую интонацию выбираем мы — зависит от нашего характера и цели высказывания. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. От этого во многом зависит, как люди воспримут ваши слова.
Например, я могу сказать с восхищением: «У меня нет слов, чтобы выразить свои чувства». Или с насмешкой. Или с недовольством. И от этого мой собеседник будет испытывать либо радость, либо дискомфорт.
Если вы хотите гармоничного общения и взаимопонимания, то стоит проследить за интонацией. Прибавить голосу мелодичности и размеренности, убрать напряженные нотки, поправить дыхание. И главное — настроить себя на позитивную волну. Ведь наш собеседник воспринимает именно наше состояние, а не только словарный смысл слов. Как писал блаженный Августин: «Часто мы говорим неточно, но нас понимают». Интонация выдаст истинное отношение к ситуации и поможет пониманию друг друга. Поэтому очень важно следить не только за тем, что мы говорим, но и за тем — как. Попробуйте записать свой диалог с кем-нибудь на диктофон и послушайте. Возможно, после этого вы захотите поработать над интонацией.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова