Кол., 253 зач., II, 1-7.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как избежать в своей жизни уныния и тоски? Как справиться с ощущением ненужности и покинутости? Ответ на этот вопрос находится в отрывке из второй главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
1 Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,
2 дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,
3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
4 Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;
5 ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
6 Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,
7 будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
Отрывок, который только что прозвучал, апостол Павел писал, когда находился в заточении в римской тюрьме. Этим и объясняются те выражения, которые он использует в своём письме. По словам Павла, он несёт подвиг за христиан Иераполя и Лаодикии. Состояние Павла подобно агонии, сильнейшим внутренним метаниям. Это духовное борение можно понимать, как напряжённую молитву к Богу за своих собратьев. Апостол знает, как они нуждаются в его присутствии и поддержке, но не может быть рядом с ними. Не может лицом к лицу сказать им слово утешения и одобрения. Единственное, что ему остаётся, так это все свои силы сосредоточить на просьбах к Богу, чтобы Тот оказал милость пастве Павла, которая временно осталась без пастыря. Это духовное напряжение апостола усугублялось ещё одним моментом. Павел находится в ожидании суда императора. Обвинения были такие, что апостолу вполне вероятно могли вынести смертный приговор. Перед лицом смерти стоял вопрос о Его верности Христу. Павел понимает великую ответственность, которая на нём лежит. Он не может проявить трусость и малодушие не только по причине спасения собственной души, но и по той причине, что за ним стоят люди, для которых он образец подлинной веры в Бога. Падение такого столпа могло нанести проповеди Евангелия огромный ущерб.
Итак, мы видим, что даже в самых тяжких обстоятельствах апостол думает не столько о себе, сколько о других. Его мысли не о собственной безопасности, а о том, как бы не был нанесён урон Церкви в лице его паствы. Вот он один из главных признаков глубокой духовной жизни человека. Думать не о себе, но в первую очередь о том, какую пользу я могу принести окружающим. В нашей личной жизни многое может не ладиться. Не всем нам выпало быть счастливым в браке, в отношениях с родителями, с детьми. Не все имеют уважение и статус в обществе. Не все продвинулись по карьерной лестнице и достигли в жизни того, о чём мечтали. Можно думать об этом, гонять эти мысли в своей голове и всё глубже и глубже погружаться в уныние, саможаление, тоску, а вместе с ними злобу, обиды и претензии к людям, Богу и жизни в целом. Такой человек неизбежно будет ощущать себя несчастливо. В нём будет жить состояние покинутости и ненужности. Он будет думать, что окружающие предали его. Даже если никакого предательства не было и в целом, объективно, обстоятельства его жизни складываются намного лучше, чем у других. А можно взять пример с апостола Павла. Все его мысли, слова и поступки направлены на то, чтобы ради Христа быть полезным для тех, кто его окружает. Если он не может проявить эту пользу делом по причине стеснённых обстоятельств, то проявляет молитвой. Главное не быть занятым мыслями о себе и своих скорбях. Не подогревать и не раздувать проблему. Поэтому Господь постоянно наполняет Павла. Даёт его душе обильный источник благодати. Сам апостол, подмечая эту закономерность, говорит: «Горе мне, если не благовествую». То есть душа моя останется пустой, если я буду думать не о том, как принести пользу другим, а о том, как тяжело и плохо мне живётся. Наш эгоизм работает так, что даже если в целом нам живётся неплохо, он вполне способен сделать из мухи слона. Горе человеку, если он начинает зацикливаться на себе. Постараемся помнить об этом, когда нам тяжело на сердце. Метод безотказный: когда тебе плохо, сделай хорошо другому. Почаще задавай себе вопрос: чем я могу быть полезен окружающим. В моменте заставь себя улыбнуться, сделать комплимент, пожелать доброго дня, помоги другому человеку конкретным действием. Наша душа мгновенно реагирует на, казалось бы, даже самые незначительные поступки. Она начинает оживать. Жизнь перестает быть мрачной и серой. Я перестаю ощущать себя одиноким и покинутым. А если воспитаем в себе этот навык и будем применять его на каждодневной основе в своей жизни ради Христа и Его Евангелия, то той радости, которая будет постепенно наполнять наше сердце, никто уже не сможет у нас отнять.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Бог есть. Анна Тумаркина
Я родилась и выросла в атеистической семье. В детском саду и школе нам, детям, о Боге ничего не говорили. Но в детских сказках и поучительных рассказах периодически возникал образ некоего Высшего Существа, создателя Земли, которого называли то «Бог», то «Господь». И я, пятилетняя девочка, захотела спросить у отца:
— Папа, Бог создал нашу Землю, а кто создал Бога?
Почему-то вопрос о создании Земли для меня был как-бы уже решен. Папа разрешил мои сомнения, но очень неожиданно:
— Кто тебе сказал, что Бог создал нашу Землю? Бога нет!
Я не на шутку удивилась. Мы очень долго и очень подробно говорили с отцом о существовании, вернее, о несуществовании Высшей Силы. Отец настаивал на том, что если бы Создатель существовал, Он не допустил бы жестокости и насилия. Припомнил, что Гагарин в Космос летал, а Бога не видел. Все эти аргументы хорошо известны, особенно тем, кто родился в СССР.
Я поверила отцу. Но не успокоилась. Мой интерес к Богу просто поменял знак с плюса на минус: я стала буквально воинствующей атеисткой. Всех, кого только можно, я с пристрастием допрашивала:
— Ты веришь в Бога?
И если мне отвечали положительно, разворачивала такую антирелигиозную пропаганду, что и советскому журналу «Безбожник» не снилось. Но это на людях. А наедине с собой я словно сама себя убеждала: «Бога нет, потому что...» И так каждый день.
Тем временем СССР распался и люди отчаянно бросились на поиски Бога: кто в Православии, кто в других традиционных религиях, а кто и в сектах. Словно приученные к дефициту, хватали первое, что попадется: вдруг завтра вера снова будет под запретом? На радио и телевидении появилось множество религиозных программ. В продаже появились Библия, Евангелие.
Моя тетя, в прошлом образцовая атеистка, пламенная комсомолка, всерьез уверовала и крестилась. Как же я ее укоряла! Как же мы с ней спорили: до криков, почти до оскорблений доходило с моей стороны. И в то же время ... Как же я ей... завидовала. Завидовала, сама не знаю, чему. Возможно, чувствовала, что там, в красивом здании с позолоченными куполами, которое она посещала раз в неделю, происходит нечто удивительное, что мне не дано. Зависть не давала покоя. Словно раскручивала какой-то внутренний вихрь, заставляя самой себе твердить: «Бога нет! Бога нет!» Я повторяла это вслух, когда оставалась дома одна, пока никто не видит и не слышит.
Все убеждала, убеждала себя, но чем дальше, тем больше понимала: себя не обманешь. Я больше не могу не верить. Борьба с Богом — борьба с истиной. И вот, по обыкновению оставшись дома одна, вдруг громко, неожиданно выкрикнула: «Бог есть!»
Я сама себя испугалась. Но как же мне стало хорошо! Светло и спокойно. Не нужно было больше ничего доказывать, ни себе, ни окружающим. Зависти к моей верующей тете и след простыл, на ее месте возникло чувство счастливого единения и совместной причастности большой и радостной тайне.
Ни секунды не смущали все известные мне доводы против. Я прочувствовала, прожила сердцем, душой, разумом: Бог есть! Это собственно, и было начало моего пути ко Христу.
Прошло много лет. Дорога в Церковь не была ни гладкой, ни краткой. Не раз и не два я разочаровывалась и отступала. Потом каялась и хваталась за веру, как за спасательный круг. Все для того, чтобы в 26 лет принять Православное Крещение и успокоиться. Больше не за чем в чем-то убеждать или разубеждать себя и других. Можно просто выдохнуть и с полной уверенностью засвидетельствовать: Бог есть.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Неупиваемая Чаша. Яна Зотова
Волей Всевышнего мы с подругой очутились однажды на молебне у чудотворной иконы «Неупиваемая Чаша» в городе Серпухове. Прямо в день празднования этого образа Пресвятой Девы Марии. Разумеется, народу было очень много. Перед этой иконой молятся об исцелении от недуга пьянства и подобных зависимостей. Много исцелений даровал Господь по молитвам Пресвятой Богородицы, и много людей идут к Ней за помощью.
Вот и в этот солнечный день храм был наполнен людьми. Одни шли благодарить, другие просить. По моим наблюдениям чаще приходят родные просить об исцелении своих близких зависимых. Сами зависимые страждущие приходят реже.
Вдруг мы с подругой почувствовали характерный запах, вернее букет неприятных запахов от человека, который вошел в храм и встал за нами. Оглянувшись, мы окинули его недовольным взглядом, но тут же переглянулись между собой — нам внезапно стало неловко за такую реакцию.
Без слов мы поняли, что чувствуем одно и тоже. В нашем взгляде было осуждение. Осуждение! Не любовь, не сострадание, а осуждение! Как же хорошо, что он нашел в себе силы прийти сюда! Как трудно ему было это сделать. Нам ведь неизвестно, какие причины довели человека до такого состояния, более того. Никто не застрахован от такого.
Очень надеюсь, тот мужчина не успел заметить нашего недовольства. Ппосле этого случая стараюсь не спешить реагировать, если что-то не нравится. Ой, Господи, прости нас, грешных и помоги ему!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Недоверие себе. Никита Вятчанин
Недавно набрел в просторах интернета на фразу преподобного Силуана Афонского, которая звучит так: «Господь есть Свет, и Он просвещает Своих рабов, а те, кто служат врагу, восприняли мрак».
Вот только мрак, о котором говорит этот святой, воспринимается мрачными людьми как свет. В этом заключается известная уловка лукавых духов, — выдавать отблески геенского огня за сияние жизни.
В свое время я сам был поглощен таким соблазном — живи в удовольствие, твори все, чего хочется. Этот принцип наполнял меня страшным куражом и привел к алкогольной зависимости. Лишь спустя почти тринадцать лет удалось от нее избавиться по великой милости Божией.
И одним из ключей к выходу на свет Христов из костра пьянства стало изменение, которое мой самолюбивый ум долгие годы уверенно отвергал. Речь идет о таком качестве, как здоровое недоверие к себе.
Сейчас наоборот модно говорить об уверенности в себе. Говорить, например, на различных психотренингах, где внушают мысль, будто личностного развития не бывает без исключительной опоры на собственные силы. А вот в моей жизни все оказалось наоборот. Именно недоверие к себе стало путем и к раскаянию в совершаемых долгие годы грехах, и к желанию их больше не повторять.
В моем случае аргументы были простыми — уверенное и постоянное следование собственным хотениям довело до несчастья в виде зависимости. Вывод — чтобы стать свободным, надо ... перестать доверять собственным желаниям. Перестать доверять себе. И довериться Богу.
Поначалу такой подход отталкивал меня одним ошибочным рассуждением. Заключалось оно в следующем — не доверять себе означает взращивать в себе чувство неуверенности и тем самым плодить разрушительные для развития личности психологические комплексы.
Но на практике все оказалось ровно наоборот. Главный секрет здесь заключался в том, чтобы перенести опору в жизни со своих помышлений на Бога.
В быту это выглядело так: если мне не хочется идти в магазин за хлебом, то надо обязательно идти, если устал и задумал оставить грязную посуду жене или на утро, обязательно вымой ее сам и сейчас же, если желаешь выспаться воскресным утром, лучше встань и иди в храм на Литургию.
И представьте, что каждое такое, казалось бы, необязательное с обывательской точки зрения преодоление, каждая такая малая жертва чем-то своим оборачивалась для меня обыкновенным, если можно так выразиться, чудом — усталость, которая должна была прибавиться, вдруг отступала, раздражение на судьбу-злодейку испарялось, а отказ от самоугождения оборачивался не потерей, а приобретением в виде приподнятого настроения.
Для кого-то все это может показаться вещами банальными. А для меня это были сокровенные, незаметные окружающим, но, дерзаю полагать, заметные Богу, преодоления. Шаги по воде, которые изменяли мою жизнь, превращали дурманное наслаждение в светлую радость, а нездоровый кураж — в решительные движения души от славы своей к славе Божией.
Так, шаг за шагом, я осознал одну важную истину: доверие Богу — это всегда здоровое недоверие себе. И по-другому увидеть Свет истины и обновиться в нем вряд ли возможно.
Автор: Никита Вятчанин
Все выпуски программы Частное мнение