
Казанская икона Божией Матери / XVIII в. / Казань, Богородицкий монастырь
Праведного Иоанна Кронштандского ещё при жизни называли всероссийским батюшкой. Этот священник был известен современникам как ревностный поборник православия, горячий молитвенник и чудотворец. Окормляя православный народ, отец Иоанн исколесил всю Россию. Побывал праведник и в Казани. Визит святого пастыря стал частью истории города.
Летом 1894 года Иоанн Кронштадский совершал миссионерскую поездку по Волге. 26 июня он проследовал мимо Казани на теплоходе «Отважный» по пути из Нижнего Новгорода в Саратов. Многие казанцы огорчились от того, что батюшка не остановился в городе. Священнику были отправлены сотни телеграмм. Люди слёзно просили Кронштадского пастыря почтить старинный город своим присутствием. И отец Иоанн откликнулся! На обратном пути он посвятил Казани целый день своего путешествия.
Уже на рассвете берег Волги заполнили казанцы, встречающие дорогого гостя. В шесть утра к пристани причалил долгожданный пароход. Любимый всеми протоиерей едва смог пройти сквозь толпу к экипажу. Несмотря на то, что людей было бессчётное множество, гость старался никому не отказывать в благословении.
Прямо с причала отец Иоанн отправился в Богородицкий монастырь, чтобы поклониться чудотворному Казанскому образу Божией Матери. На протяжении всего пути горожане приветствовали пастыря: по обеим сторонам улицы люди становились на колени и осеняли себя крестным знамением. Гость был чрезвычайно растроган тем, насколько сильно в народе религиозное чувство. Сам город также произвёл на него сильное благоприятное впечатление. Отец Иоанн повторял: «Я и не представлял, что Казань так велика и красива!»
В Казанском соборе Богородицкого монастыря Иоанна Кронштадского ожидали сестры обители со своей настоятельницей, монахиней Серафимой. Всероссийский батюшка помолился Богородице перед Её старинным Казанским образом, а уезжая, получил в подарок список чудотворной иконы.
После визита в Богородицкую обитель Иоанн Кронштадский совершил Божественную литургию в Преображенском кафедральном соборе, отслужил несколько молебнов в частных домах, пообедал в гостях у купца Дмитрия Ивановича Черноярова, посетил Спасский монастырь.
Вечером на пристани проводить Кронштадского пастыря вновь собрался весь город. Казанцам запомнилось, как дорогой путешественник стоит на палубе в лучах заходящего солнца. В левой руке он держит соломенную шляпу, а правой благословляет боголюбивых жителей старинного поволжского города.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема