
Впервые о стихах Людмилы Копыловой я услышал от нашей выдающейся поэтессы Инны Лиснянской: «Она была необыкновенной, писала нежные стихи...»
Позже я узнал, что прожившая на белом свете ровно пятьдесят лет (её не стало в 1990-м), Людмила Викторовна была женой моего любимого поэта — Геннадия Русакова, с чьей книжкою «Время птицы» в середине 1980-х, я помню, не расставался больше года. Было там и стихотворение, посвящённое Людмиле —
...Ах, жизнь моя, младенческий испуг!
Я сорок лет никак не отболею.
Укрыть бы всех, да не хватает рук...
Но я хоть эту душу пожалею.
При жизни у Людмилы Копыловой вышло три книжки с хорошими названиями — «Зарождение дождя», «Счастливая полоса» и — в 1990-м, в год кончины — «Наискосок по гусиной траве». И вот, в 2020-м году историко-культурный фонд «Меликес» выпустил, бережно составленный Геннадием Александровичем Русаковым сборник Копыловой с ликующе-распевным названием: «Не любовью дня, а великою!» Открывает эту книгу пронзительное эссе Русакова «Моя Люда».
«...Ошеломляет естественность: это как будто и не стихи уже, а записанный разговор души с самой собой — вне времени — и в безошибочно своем времени. И поразительный воздух. И врачующая доброта. И яблони, грачи, суслики и ежи — утешающий мир малых и сирых» (конец цитаты).
Звери, которые видели нас
(ёжик под яблоней нас разбудил).
Птицы, которые слышали нас
(дрозд нас оклёвышем вишни кормил).
Да, я забыла — ещё и лиса
В поле по житу неслась без оглядки.
Лоси волнами текли сквозь леса.
Крот выпирал, точно репа, из грядки.
Разве мы можем расстаться теперь,
Если нас видели птица и зверь?
Людмила Копылова, из книги «Не любовью дня, а великою!»
...А на задней стороне обложки этого сборника — этюд, который надо назвать классическим:
Всё было на земле —
и слава Богу.
Не я одна глядела на дорогу.
Не я одна —
как первая —
ждала.
Всё было на земле.
И я была.
Людмила Копылова, стихи из книги «Не любовью дня, а великою!»
Удивительное лицо, удивительный, я бы даже сказал, лик, необыкновенные глаза смотрят на читателя с обложки книги. В самую душу бережно заглядывают.
«Сейчас я знаю, — чистосердечно пишет в своём вступлении к сборнику, поэт Геннадий Русаков, — Бог изредка даёт миру таких людей, которые самим фактом своего существования оправдывают наши грехи и несовершенства. Их мало, и Всевышний не оставляет их среди нас надолго: наверное, они Ему нужнее...»
В распахнутом окне
разбег полей
не заслонён забором боязливо...
Такую руку удержать в своей
почти что двадцать лет без перерыва!
Но воздух, напряжённый точно нить,
не мне ослабить до разумной меры:
жить без тебя — что поле заслонить,
окно заколотить
фанерой.
Людмила Копылова, «Окно заколотить», посвящается Генадию Русакову
И на прощанье ещё одно нежнейшее стихотворение Людмилы Копыловой из книги «Не любовью дня, а великою!» «...У Люды такой чистый, такой светлый голос в стихах, — по-мальчишески взволнованно писал Геннадию Русакову Арсений Александрович Тарковский, — что нужно быть круглым идиотом, чтобы не отличить его от хора безголосых горлопанов...»
Стают снега, и в порожнюю бочку
дождь голенастый шагнёт.
Самую оголодавшую почку
Удочерит небосвод.
Время забыть о зиме и утратах,
жить на свету и ветру!
Дождь голенастый нам будет за брата.
Яблоня нам — за сестру.
Людмила Копылова, стихи из книги «Не любовью дня, а великою!»
Все выпуски программы Рифмы жизни
Псалом 106. На струнах Псалтири
1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2 Так да скажут избавленные Господом, которых избавил Он от руки врага,
3 и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4 Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5 терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7 и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
8 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9 ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10 Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11 ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12 Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14 вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16 ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17 Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18 от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20 послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
21 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22 Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
23 Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах,
24 видят дела Господа и чудеса Его в пучине:
25 Он речет, и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его:
26 восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии;
27 они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
28 Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
29 Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
30 И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
31 Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
32 Да превозносят Его в собрании народном и да славят Его в сонме старейшин!
33 Он превращает реки в пустыню и источники вод - в сушу,
34 землю плодородную - в солончатую, за нечестие живущих на ней.
35 Он превращает пустыню в озеро, и землю иссохшую - в источники вод;
36 и поселяет там алчущих, и они строят город для обитания;
37 засевают поля, насаждают виноградники, которые приносят им обильные плоды.
38 Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет.
39 Уменьшились они и упали от угнетения, бедствия и скорби,-
40 Он изливает бесчестие на князей и оставляет их блуждать в пустыне, где нет путей.
41 Бедного же извлекает из бедствия и умножает род его, как стада овец.
42 Праведники видят сие и радуются, а всякое нечестие заграждает уста свои.
43 Кто мудр, тот заметит сие и уразумеет милость Господа.
18 сентября. О делах апостолов

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Собрались апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили».
О делах апостолов — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Из евангельского повествования нам известно, что Господь Иисус Христос Своих учеников начал посылать по двое и дал им власть над нечистыми духами. Они пошли и проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли. И вот, после этого апостолы вернулись к Иисусу и рассказали Ему всё: и что сделали, и чему научили.
Деяния апостолов были подражанием на дела Божественного Учителя, ведь Он их учил, о чём проповедовать и как совершать чудеса. Предвкушая грандиозную проповедь по всему миру и распространение Евангелия во все концы земли, апостолы не только получили целительную силу, но и, в подражание Господу Иисусу, несли дела милосердия в мир, согревая сердца людей от душевного холода.
Они рассказали Ему всё: ичто сделали, ичему научили. Для нас важно нетолькото, что исовременные священнослужители должны подражать апостолам, как они — Христу. Святитель Феофилакт, обращая внимание наслова евангелиста обапостольских делах иобучении, замечает: надобно нетолько учить, ноиделать.
Возьмем себе на вооружение, что надобно не только знать веру и учить, но ещё и поступать сообразно вере, творить Божьи заповеди, быть примером для окружающих.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 сентября. О христианах как детях Божьих

В 3-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
О христианах как детях Божьих — священник Николай Дубинин.
Читая послания апостола Павла, важно учитывать исторический контекст, когда они писались. Вот мы сегодня читаем послание апостола Павла к галатам. Кто такие галаты? Это жители провинции Галатии, центральной части Турции современной. Конечно, эти люди были частью античной римской культуры.
А в понимании античного римлянина Сыном Божиим может быть только понтифик, верховный жрец, тот, кто соединяет божественное и земное. Как правило, таким человеком являлся император. И вот когда апостол Павел пишет: «Братья, раньше вы служили мрачным богам, а сегодня вы усыновлены Богу и можете Его называть Авва, Отче».
«Авва», надо сказать, в переводе означает «папочка». То есть буквально вы все для Бога сыны и дочери. Вы все можете Бога называть своим Отцом. Поэтому это очень важный момент понимания того, о чём говорит апостол Павел: о том, что Бог желает усыновить всех нас и удочерить всех нас, чтобы были теснейшие связи и теснейшее родство с Ним.
Все выпуски программы Актуальная тема