
Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко, переживая за тех людей, которые нас окружают, не принимая их образ жизни, который нам кажется пагубным, мы стараемся им рассказать о Христе. Однако люди нас не слушают. Как же решить эту проблему и донести до ближних идеи Евангелия? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из первой главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Обращаясь к христианам Галатии, апостол Павел убеждает их в том, что то учение, которое он им передал, не результат его учёности. Это не его личные измышления. Его проповедь Евангелия основана на сверхъестественном вдохновении. Истины, которые он передаёт своим слушателям, исходят прямо от Бога. Апостол прекрасно понимает, что слов мало. В древнем мире каждый второй выдавал себя за пророка, за вестника богов, за человека, который обладает тайным знанием и сверхъестественными способностями. Попробуй поверь тут всем. Сразу останешься без копейки на улице. А тут ещё и цена высока. На кону не много не мало участь человека в вечности, душевный мир и покой. Поэтому апостол приводит главный аргумент: «вы знаете, кем я был», — говорит он. Религиозный фанатик, одержимый идеей преследования и уничтожения христиан. Типичный инквизитор, который без жалости, без тени сомнения, без всякого сострадания отправлял людей на мучения и смерть. И такое кардинальное изменение. Не просто разворот на 180 градусов, а ещё и внутренняя трансформация. Преображение души, в которой поселились любовь, милость, снисхождение, мягкость не только по отношению к друзьям, но и к врагам и преследователям. Такой радикальный переворот нельзя имитировать. Это не то же самое, что научиться паре-тройке фокусов. Такое нельзя сделать самому. Нет у людей на это своих сил. Если такое преображение произошло, явно вмешался кто-то более могущественный, чем человек. Очевидно, что сердца Павла коснулся Господь. Вложил в него новые чувства, новые мысли, которые теперь подталкивают его совершать новые действия. Это мощный аргумент, который убедит даже закоренелого скептика.
Евангелие делает на этом особый акцент. Господь, обращаясь к апостолам, а вместе с ними и к нам, призывает нас не просто рассказывать о Нём и о том, к чему Он призывал. Этого всегда будет недостаточно. Нам никто не поверит. Есть много учений, которые внешне намного привлекательней христианства. Ведь мы окружены потоком информации. И человек получает её из разных источников. Почему именно наш должен быть самым авторитетным? Поэтому Христос призывает нас свидетельствовать о себе. Показывать Бога своей жизнью. Показывать, какие существенные изменения произошли во мне после того, как я Его встретил. Это самый сильный аргумент. Самая сильная проповедь. Как говорил один из современных православных богословов: «христианство не доказуется, оно показуется». Человек должен подойти ко мне и сказать: слушай, я помню, ты был жёсткий, а теперь в тебе какая-то сердечная мягкость; ты был поверхностный, а теперь в твоих словах ощущается неимоверная глубина; ты был циничный, а теперь ты открыт всем окружающим; ты был похотлив, груб, любил пирушки, был мстителен, не доверял людям, постоянно сплетничал, лицемерил, всего боялся, заискивал, манипулировал — где всё это? Что с тобой произошло? С тобой спокойно, от тебя исходит мир, к тебе хочется обратиться за советом и поддержкой, ты весь светишься. Скажи, куда мне пойти и что сделать, чтобы получить то, чем обладаешь ты? Вот она сила Евангельского свидетельства.
Приобрести её и учит Христос, апостолы, а за ним и все христианские святые. Но как же это сделать? Безусловно именно для этого и существует церковная жизнь во всём её многообразии. Однако в конечном счёте всё сводится к одному. Святитель Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос, что делать, если нет у меня любви к человеку, отвечает: делай дела любви и Бог, видя твоё усердие, даст тебе любовь. Иными словами, во всех ситуациях действуй, как будто ты ученик Христов. Во всех делах на протяжении дня исполняй Евангелие. Сверяй с ним свои мысли, чувства, слова и поступки. Через «не хочу» поступай по-новому. Так мы прилагаем усилия и воспитываем в себе новые навыки и привычки, противоположные старым. А Бог, видя наше усердие на этом пути, будет помогать нам, и постепенно, возможно, незаметно для нас самих, наполнит этот новый сосуд Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
2 июля. О подвиге Мученика Зосимы Аполлониадского

Сегодня 2 июля. День памяти Мученика Зосимы Аполлониадского, пострадавшего за Христа во втором веке.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Зосима происходил из города Аполлония во Фракии. В исторической области Анатолии, в Писидии, он служил в римской армии. Тогда на него составили донос по обвинению в исповедании христианства.
К тому времени язычники научились отличать христиан от иудеев. По римским законам последние считались древней религией, а христианство — новой, а потому недозволенной. Христиан преследовали, на них постоянно доносили, подвергали дознанию, пытали, убивали. Часто это происходило просто потому, что язычники хотели занять их место, особенно в армии.
Правитель по имени Домициан семь раз уговаривал святого принести жертву языческим божествам. Семь раз он получал отказ и каждый раз пытал и мучил святого так, что становилось очевидным: только сверхъестественная сила могла сохранять его живым.
В итоге Зосиму препроводили в город Каманы и, как римского гражданина, обезглавили. Имя святого впоследствии было внесено в древние месяцесловы на греческом, латинском и грузинском языках. Память его празднуется церковью 2 июля. Он пострадал за Христа при императоре Траяне.
Апостольский символ веры говорит о том, что святые пребывают в общении. Это общение с Богом, общение взаимное и ходатайство за верных. Так в жизнь церкви вошла практика призывать мучеников во время богослужения, зная, что их ходатайство в соединении с Евхаристией поистине всесильно.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова о Христе: «Начал Он укорять города, в которых наиболее Явлено было сил Его, за то, что они не покаялись».
Об укорении Господом жителей городов, где Он проповедовал больше всего — игумен Лука (Степанов).
Города, которые укоряет Господь, им оплакиваемы, так разъясняют толкователи. Он оплакивает те города, которые располагались вокруг Галилейского моря, и в них была явлена любовь Господня по объёму, соразмерном с морем, морем любви, морем чудес.
В Капернауме Господь жил после того, как его семейство перебралось из Назарета. Из Вифсаиды происходили пять апостолов — Иаков с Иоанном, Андрей с Петром и Филипп, и тем не менее большинство горожан оставались в окаменении сердечном и не отвечали верой на великие свидетельства Господни, явленные среди них.
Потому и оплакивает их Господь, а Иоанн Златоуст сообщает, что греховное расположение жителей этих городов было ужасно, поскольку даже такие яркие и очевидные знамения не возымели над ними никакого действия.
Все выпуски программы Актуальная тема
2 июля. Об избранных по благодати Божией

В 11-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «В нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток».
Об избранных по благодати Божией — протоиерей Михаил Самохин.
Сам святой апостол Павел говорит эти слова, перед этим напомнив читателям диалог Бога с пророком Ильей, который жаловался о том, что остался одиноким почитателем Господа. Небесный Отец открывает своему пророку, что сохранил Себе ещё семь тысяч верных.
И после слов о сохранении остатка по избранию благодати, апостол подчёркивает, что произошло это не благодаря только делам закона, но именно благодаря благости и милости Божией.
Почему же тогда все мы не спасаемся? Ведь наш Бог — Всеблаг и Многомилостив. На этот вопрос ответил ещё святитель Иоанн Златоуст. Он пишет: «Потому что вы сами не хотите».
Благодать, хотя и есть именно благодать, спасает, однако же, желающих, а не тех, которые не хотят и отвращаются от неё, которые постоянно восстают на неё и противятся ей.
Господь любит нас и хочет нас спасти. Будем же отзывчивы на призыв Божией благодати и делами, а не только словами, засвидетельствуем желание спасения в Царстве Небесном.
Все выпуски программы Актуальная тема