Гал., 200 зач., I, 11-19.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Нередко, переживая за тех людей, которые нас окружают, не принимая их образ жизни, который нам кажется пагубным, мы стараемся им рассказать о Христе. Однако люди нас не слушают. Как же решить эту проблему и донести до ближних идеи Евангелия? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из первой главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Обращаясь к христианам Галатии, апостол Павел убеждает их в том, что то учение, которое он им передал, не результат его учёности. Это не его личные измышления. Его проповедь Евангелия основана на сверхъестественном вдохновении. Истины, которые он передаёт своим слушателям, исходят прямо от Бога. Апостол прекрасно понимает, что слов мало. В древнем мире каждый второй выдавал себя за пророка, за вестника богов, за человека, который обладает тайным знанием и сверхъестественными способностями. Попробуй поверь тут всем. Сразу останешься без копейки на улице. А тут ещё и цена высока. На кону не много не мало участь человека в вечности, душевный мир и покой. Поэтому апостол приводит главный аргумент: «вы знаете, кем я был», — говорит он. Религиозный фанатик, одержимый идеей преследования и уничтожения христиан. Типичный инквизитор, который без жалости, без тени сомнения, без всякого сострадания отправлял людей на мучения и смерть. И такое кардинальное изменение. Не просто разворот на 180 градусов, а ещё и внутренняя трансформация. Преображение души, в которой поселились любовь, милость, снисхождение, мягкость не только по отношению к друзьям, но и к врагам и преследователям. Такой радикальный переворот нельзя имитировать. Это не то же самое, что научиться паре-тройке фокусов. Такое нельзя сделать самому. Нет у людей на это своих сил. Если такое преображение произошло, явно вмешался кто-то более могущественный, чем человек. Очевидно, что сердца Павла коснулся Господь. Вложил в него новые чувства, новые мысли, которые теперь подталкивают его совершать новые действия. Это мощный аргумент, который убедит даже закоренелого скептика.
Евангелие делает на этом особый акцент. Господь, обращаясь к апостолам, а вместе с ними и к нам, призывает нас не просто рассказывать о Нём и о том, к чему Он призывал. Этого всегда будет недостаточно. Нам никто не поверит. Есть много учений, которые внешне намного привлекательней христианства. Ведь мы окружены потоком информации. И человек получает её из разных источников. Почему именно наш должен быть самым авторитетным? Поэтому Христос призывает нас свидетельствовать о себе. Показывать Бога своей жизнью. Показывать, какие существенные изменения произошли во мне после того, как я Его встретил. Это самый сильный аргумент. Самая сильная проповедь. Как говорил один из современных православных богословов: «христианство не доказуется, оно показуется». Человек должен подойти ко мне и сказать: слушай, я помню, ты был жёсткий, а теперь в тебе какая-то сердечная мягкость; ты был поверхностный, а теперь в твоих словах ощущается неимоверная глубина; ты был циничный, а теперь ты открыт всем окружающим; ты был похотлив, груб, любил пирушки, был мстителен, не доверял людям, постоянно сплетничал, лицемерил, всего боялся, заискивал, манипулировал — где всё это? Что с тобой произошло? С тобой спокойно, от тебя исходит мир, к тебе хочется обратиться за советом и поддержкой, ты весь светишься. Скажи, куда мне пойти и что сделать, чтобы получить то, чем обладаешь ты? Вот она сила Евангельского свидетельства.
Приобрести её и учит Христос, апостолы, а за ним и все христианские святые. Но как же это сделать? Безусловно именно для этого и существует церковная жизнь во всём её многообразии. Однако в конечном счёте всё сводится к одному. Святитель Иоанн Златоуст, отвечая на вопрос, что делать, если нет у меня любви к человеку, отвечает: делай дела любви и Бог, видя твоё усердие, даст тебе любовь. Иными словами, во всех ситуациях действуй, как будто ты ученик Христов. Во всех делах на протяжении дня исполняй Евангелие. Сверяй с ним свои мысли, чувства, слова и поступки. Через «не хочу» поступай по-новому. Так мы прилагаем усилия и воспитываем в себе новые навыки и привычки, противоположные старым. А Бог, видя наше усердие на этом пути, будет помогать нам, и постепенно, возможно, незаметно для нас самих, наполнит этот новый сосуд Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла
1 Сол., 265 зач., II, 9-14
Комментирует священник Антоний Борисов.
Даже самое радостное и благородное служение не обходится без приложения усилий. Во всяком случае, так обстояло дело со служением апостольским. Ученикам Христовым пришлось преодолеть множество трудностей, исполняя возложенную на них миссию — проповедовать Евангелие всему миру. Доказательство этому мы можем найти в отрывке из второй главы первого послания к Фессалоникийцам, что читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
9 Ибо вы помните, братия, труд наш и изнурение: ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедовали у вас благовестие Божие.
10 Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы перед вами, верующими,
11 потому что вы знаете, как каждого из вас, как отец детей своих,
12 мы просили и убеждали и умоляли поступать достойно Бога, призвавшего вас в Свое Царство и славу.
13 Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие,- каково оно есть по истине,- которое и действует в вас, верующих.
14 Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев,
Апостол Павел, автор прозвучавших строк, был не только самым настоящим интеллектуалом и блестящим ритором. Павел никогда не чурался физического труда. Более того, был к нему приучен и с удовольствием осваивал различные ремёсла. Во время пребывания в греческом городе Коринфе Павел, например, изучил профессию мастера-изготовителя особых корабельных палаток. То есть шатров или тентов, которыми закрывали палубы, чтобы солнце или дождь не повредили ценные товары.
В прозвучавшем отрывке из первого послания к христианам города Фессалоники апостол объясняет, для чего ему понадобилось трудиться руками. В течение всего времени пребывания в городе Павел, не желая никого отягощать, зарабатывал себе на хлеб сам, усердно трудясь в вечернее и ночное время, чтобы днём проповедовать Евангелие Христово. Апостол, на первый взгляд, шёл наперекор собственным принципам. Ведь в других своих текстах он отстаивает право христианского проповедника жить за счёт пожертвований. Но проявляя подобную милость к иным, к себе Павел, как кажется, относился строго. Или даже сурово.
Апостол учитывал следующее обстоятельство. Ему первому выпала ответственность проповедовать на европейском континенте в условиях языческого большинства. И эта новая паства часто руководствовалась требованиями, которые предъявлялись к античным мыслителям и философам, совмещавшим свою наставническую деятельность с каким-либо ремеслом. Павлу, надо сказать, подобное соединение духовного и бытового не было в тягость. Ведь ветхозаветный раввин, которым Павел до обращения в христианство являлся, обязан был владеть какой-то профессией, чтобы ни от кого в материальном плане не зависеть.
Давало ли всё перечисленное Павлу почву для самолюбования? Вовсе нет. И упоминает апостол о своих трудах по одной единственной причине. Ссылаясь на собственный опыт, опыт ближайшего ученика Христова по духу, Павел призывает своих читателей думать не только о своих нуждах, но и о том, как наши поступки, образ жизни влияют на окружающих. И настоящий христианин, с точки зрения апостола, не должен никого утруждать, жить за чей-либо счёт тогда, когда вполне сам может заработать себе на кусок хлеба.
Надо сказать, что избранная Павлом тактика принесла добрые результаты. Фессалоникийцы, увидев нестяжательность апостола, отсутствие в его проповеди какой-либо меркантильной составляющей, стали принимать крещение, вошли в состав нового народа Божия — Церкви Христовой. Эти люди приняли проповедь Павла не как слово человеческое, а как слово Божие. Потому что видели и ещё одну вещь — как горит огонь веры в сердце проповедника Христова. Как он сам пылает удивительным духовным счастьем и готов окружающих одарить этим согревающим и животворящим пламенем благодати Святого Духа.
Прозвучавшие строки из первого послания апостола Павла к фессалоникийцам учат нас тому, как важно соединить правую веру с правым делом. Чтобы не только на словах, но и на практике, каждый день жизни, соответствовать высокому званию православного христианина. Да. Подобное невозможно без усердного ежедневного труда. Но результат точно превзойдёт все ожидания.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помощь семьям, живущим в прифронтовых населённых пунктах
Фонд «Ясное дело» опекает семьи и одиноких пожилых людей в Луганской Народной Республике. Регулярно собирает помощь и отвозит тем, кто в ней нуждается. Чаще всего это продукты и вещи.
Сегодня поддержки фонда ждут несколько семей, чьи населённые пункты находятся неподалёку от зоны боевых действий. В таких опасных условиях, часто без воды, электричества и связи люди всё равно продолжают жить — воспитывают детей, занимаются хозяйством, работают и заботятся друг о друге. Они не могут отсюда уехать по разным причинам.
Бабушка Тамара Ивановна — одна из подопечных проекта «Ясное дело». Она растит двух внучек и внука — их родители погибли. Вместе с ребятами женщина разбила небольшой огород и завела кур, за счёт этого маленького хозяйства семья выживает. Сейчас бабушке и внукам не хватает самого элементарного — еды, тёплой одежды и постельного белья.
Ещё один подопечный фонда — 5-летний Богдан. Мальчик тяжело болен и не может самостоятельно ходить. Он нуждается в специальных памперсах, которые здесь, в прифронтовой зоне, достать невозможно. Родители стараются обходиться подручными средствами, но это сложно. Кроме того, мальчику необходима качественная медицинская помощь.
Сейчас на сайте фонда «Ясное дело» открыт сбор для помощи нескольким семьям из Луганской Народной Республики. Им нужны продукты, вещи, лекарства, средства ухода и многое другое. Чтобы узнать об этом больше и поддержать тех, кто оказался в беде, переходите на сайт фонда, в раздел «Срочная помощь».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отношение к ближним в творчестве Л.Н.Толстого». Максим Калинин
У нас в студии был филолог, переводчик, специалист по сирийским святым Максим Калинин.
Разговор шел о взглядах Льва Николаевича Толстого на то, каким должно быть отношение человека к ближним, как это отражено в его рассказе «Хозяин и работник», а также мы размышляли, как могло бы измениться мировоззрение Толстого, если бы он был знаком с творениями сирийских святых отцов, в частности Исаака Сирина.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер