
«Когда я стану великаном», студия: Киностудия им. М. Горького, режиссёр: Инна Туманян
- Всё, что произошло, закономерно. Я, например, ничуть не удивлена. Отъявленный хулиган, поверьте, Сергей Константинович. Вся школа от него плачет.
Отъявленным хулиганом учителя называют восьмиклассника Петю Копейкина. Из-за небольшого роста он выглядит куда младше своих сверстников. И, может быть, поэтому постоянно "геройствует": затевает какие-нибудь шутки, а однажды и вовсе срывает школьный спектакль! Петя Копейкин – главный герой фильма "Когда я стану великаном", который сняла в 1978 году режиссёр Инна Туманян. Только что мы с вами услышали диалог из этой картины.
Снятая в весьма популярном для советского кинематографа жанре школьного кино, лента вызвала тёплый отклик как у публики, так и у критиков. Например, журнал "Спутник кинозрителя" называл фильм обаятельным, озорным и поучительным. Прошло уже более сорока лет с момента его выхода, но зрители продолжают признаваться в любви к фильму – интернет-ресурсы, посвящённые кино, полны восторженных отзывов о картине.
Кстати, история, положенная в её основу и вовсе отсылает нас к 19-му веку. Дело в том, что лента "Когда я стану великаном" – своеобразный парафраз знаменитой пьесы "Сирано де Бержерак" французского драматурга Эдмона Ростана. Героический рыцарский сюжет на удивление легко вписался в реалии жизни советских школьников. Получилась одновременно и драма, и комедия, и мудрая притча о настоящей любви. Сюжет очень простой: Петя Копейкин влюблён в одноклассницу Машу Горошкину. Но Маше нравится новенький из параллельного класса – Коля Кристаллов. О Петиных чувствах девочка не подозревает, и однажды дружески признаётся ему в своей симпатии к другому. Как быть с неожиданно появившимся соперником? Вызвать на дуэль? Но Копейкин принимает совсем другое, неожиданное решение.
Стоит отметить, как ярко, с какой харизмой играет главного героя юный Михаил Ефремов. Роль в фильме Инны Туманян "Когда я стану великаном" была его актёрским дебютом. Лия Ахеджакова, сыгравшая в картине учительницу английского языка, на съёмочной площадке во всеуслышание признавалась, что просто стесняется работать рядом с таким одарённым артистом. Кстати, герой Ефремова – тоже личность одарённая. Хулиган Петя Копейкин… настоящий поэт! Он сочиняет стихи буквально на ходу, и всюду видит рифмы. В одном из эпизодов фильма Маша Горошкина читает вслух стихотворение Пети:
- А когда я скарлатиной болела, ты мне мороженое носил. И тогда ещё написал свои первые стихи:
Когда я вырасту и стану великаном,
Я всем разбитые коленки излечу
И всех ребят из нашего подъезда
Я через крышу прыгать научу.
В этом наивном и трогательном стихотворении перед нами вдруг открывается настоящий Петя Копейкин – не хулиган, а рыцарь, готовый служить и помогать другим, жить не только для себя. И становится понятно, что режиссёр Инна Туманян сняла не просто увлекательный фильм о подростках. "Когда я стану великанам" – это ещё и глубокое высказывание о жертвенности, прозрении, раскаянии и прощении. Картина настолько пронзительная и светлая, что этот свет и после финальных титров продолжает гореть — в сердцах у зрителей. Может быть, он поможет увидеть, что люди, которые нас любят и поддерживают, гораздо ближе, чем нам порой кажется?
Псалом 16. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Во все времена и во всех обществах встречались люди, которых можно было бы назвать праведниками, потому что они отличались от своих современников особенным вниманием к нравственной жизни. Естественно, подобные люди особенно остро переживали несовершенство общественной жизни и в своих молитвах взывали к Богу о торжестве справедливости. Но что же в первую очередь отличает праведников от грешников? Ответ на этот вопрос звучит в 16-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 16.
Молитва Давида.
1 Услышь, Господи, правду мою, внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет; да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце моё, посетил меня ночью, искусил меня и ничего не нашёл; от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих, я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих, да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твоё ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих на Тебя от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу Ока; в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, — от врагов души моей, окружающих меня:
10 они заключились в туке своём, надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас; они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю;
12 они подобны льву, жаждущему добычи, подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их. Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи, от людей мира, которых удел в этой жизни, которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих; сыновья их сыты и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лицо Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
Как-то прогуливаясь по улицам своего родного города, я увидел на одном из домов схематичный рисунок весов и надпись «Бог всё видит и всё учитывает». Несмотря на всю свою простоту подпись под рисунком показалась мне чрезвычайно интересной, потому что на самом деле её можно интерпретировать двояко: и как надежду на грядущий суд и наказание тем, кто сегодня живёт безнаказанно, не обращая внимания на заповеди, и как надежду на милость Того, Кто видит сердце каждого человека и каждому воздаст по его сердцу. То есть первое понимание может исходить из суда человеческого и быть предостережением, но в то же время в подлинном смысле мы не можем быть источником справедливости, потому что не видим тайных мыслей человека, не видим его надежд, его трудов, его борьбы... Все эти вещи видит только Бог. Только Он видит, растёт ли человек внутренне, относительно тех условий, в которых он родился и был воспитан... И в этом смысле насколько только Бог всё видит, настолько только Он по-настоящему и может всё учесть.
Прозвучавший сейчас 16-й псалом — это горячая молитва Давида к Богу о том, чтобы Он увидел его праведность и защитил его от несправедливости гонителей. Для нашей современной традиции нехарактерно такое подчёркивание своих достоинств, но псалмопевец и не приписывает всего этого себе. Он старается идти путями Господними, но при этом просит утвердить его стопы и быть рядом, буквально хранить его как зеницу ока. В свою очередь, изображая грешников, Давид подчёркивает хищнический характер их поведения, но самое главное — называет их «людьми мира, удел которых в этой жизни». Еврейское слово, переведённое здесь как «мир», означает жизнь или век, то есть это люди «века сего», действительно ценящие только эту жизнь, получающие её как свою часть, не стремящиеся получить ничего другого, воспитывающие так детей и внуков. Это уникальная по своей простоте и глубине характеристика греховной жизни, ведь главное в грехе не конкретные формы, но обращённость к этому миру как к главной и единственной ценности. При такой внутренней позиции все формы греха оказываются возможными, потому что в сердце такого человека нет главного — стремления к Богу. И, напротив, основу праведности псалмопевец видит в том, что он живёт в присутствии Господа и насыщается не образами мира сего, но образом Божиим.
Псалом 16. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 16. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 16. На струнах Псалтири
Молитва Давида
1 Услышь, Господи, правду (мою),
внемли воплю моему, прими мольбу из уст нелживых.
2 От Твоего лица суд мне да изыдет;
да воззрят очи Твои на правоту.
3 Ты испытал сердце мое, посетил меня ночью,
искусил меня и ничего не нашел;
от мыслей моих не отступают уста мои.
4 В делах человеческих, по слову уст Твоих,
я охранял себя от путей притеснителя.
5 Утверди шаги мои на путях Твоих,
да не колеблются стопы мои.
6 К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже;
приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои.
7 Яви дивную милость Твою,
Спаситель уповающих (на Тебя)
от противящихся деснице Твоей.
8 Храни меня, как зеницу ока;
в тени крыл Твоих укрой меня
9 от лица нечестивых, нападающих на меня, —
от врагов души моей, окружающих меня.
10 Они заключились в туке своем;
надменно говорят устами своими.
11 На всяком шагу нашем ныне окружают нас;
они устремили глаза свои, чтобы низложить меня на землю.
12 Они подобны льву, жаждущему добычи,
подобны скимну, сидящему в местах скрытных.
13 Восстань, Господи, предупреди их, низложи их.
Избавь душу мою от нечестивого мечом Твоим,
14 от людей — рукою Твоею, Господи,
от людей мира, которых удел в этой жизни,
которых чрево Ты наполняешь из сокровищниц Твоих;
сыновья их сыты,
и оставят остаток детям своим.
15 А я в правде буду взирать на лице Твое;
пробудившись, буду насыщаться образом Твоим.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема