
Фото: Jonathan Borba / Unsplash
Писатель-фантаст Кир Булычёв, автор знаменитого цикла рассказов о приключениях девочки Алисы из будущего, говорил, что не состоялся бы как писатель, если бы не его жена, Кира Алексеевна Сошинская. Они прожили в счастливом браке 46 лет. В знак любви к супруге писатель взял её имя в качестве своего творческого псевдонима.
Игорь Можейко — так звали писателя по паспорту — встретил будущую жену на студенческом вечере. Дело было в 1956 году. Молодой человек заканчивал Московский государственный институт иностранных языков, Кира училась на архитектора. В чью-то маленькую квартирку набилось тогда несколько десятков человек, громко играла музыка. Игорь пришёл с опозданием и не смог влиться в общее веселье. Сидел у окна, смотрел, как в вечерних сумерках зажигаются фонари. А потом вдруг оглянулся и увидел её. Девушка в модном платье-сафари стояла в одиночестве и, кажется, тоже скучала. Игорь не мог отвести от незнакомки глаз. Ему было неловко, но он ничего не мог с собой поделать. Позже писатель признавался, что в это время в его голове возникла настойчивая мысль: «Я женюсь на этой девушке».
Кира Алексеевна рассказывала, что в тот момент, поймав взгляд Игоря, неожиданно подумала то же: я выйду за этого парня замуж. Об этом удивительном совпадении супруги узнали уже после свадьбы, когда вспоминали своё первое знакомство. Игорь заговорил с Кирой первым, и вскоре молодые люди чувствовали себя так, будто знакомы уже много лет. Выяснилось, что оба в ближайшее время запланировали поездку в Крым. Там они и договорились встретиться в следующий раз. В Алуште, сидя на склоне горы и любуясь бесконечным морем, Игорь и Кира признались друг другу в любви. Годы спустя Кир Булычёв запечатлеет этот момент в своём романе «Река Хронос».
В январе 1957 года Игорь и Кира поженились. И почти сразу же уехали в Бирму — так раньше называлась страна Мьянма — туда молодого специалиста после окончания института распределили переводчиком. В свободное время Игорь работал над своей научно-популярной книгой «Семь из тридцати семи чудес». Однажды он дал рукопись жене. Под впечатлением от прочитанного, Кира сделала несколько карандашных набросков. Когда Игорь увидел её рисунки, он воскликнул: «Именно так я всё и видел!» С тех пор Кира Алексеевна создавала иллюстрации к его книгам. Тогда же Игорь Можейко взял себе в качестве псевдонима имя жены и девичью фамилию своей матери и стал Киром Булычёвым.
В 1959-м супруги вернулись в Москву, а через год у них родилась дочь. Девочку назвали Алисой. Впоследствии она станет прототипом самой известной героини Кира Булычёва — Алисы Селезнёвой. Писатель признавался, что произведения о приключениях девочки из будущего написал специально для дочери. «Алиса росла, и я подумал: а что же она будет читать? И решил написать повести для детей, которые станут взрослыми в будущем веке», — рассказывал он.
Дочь писателя вспоминает, что родители всегда поддерживали друг друга. Когда Кир Булычёв работал над очередным произведением, Кира Алексеевна брала на себя все заботы по хозяйству. А когда наступал её черёд работать над иллюстрациями, бытом занимался супруг. Кира Алексеевна тщательно оберегала покой мужа от слишком настойчивых журналистов, внимательно следила за графиком его творческих выступлений и брала на себя все организационные вопросы, чтобы у мужа было как можно больше времени для творчества. «Если бы не она, многих моих произведений просто не было бы написано», — с благодарностью говорил о супруге Кир Булычёв.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Апокалипсис — богословский аспект». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Мы говорили о книге «Откровение Иоанна Богослова», в частности о том, как сюжеты Апокалипсиса изображались на храмовых фресках и как такие иконы становились проводниками в смыслы Священного Писания.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 20.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Иосиф Муньос-Кортес». Ксения Волкова

Гостьей программы была искусствовед, общественный деятель Ксения Волкова.
Каждый год, 30 октября, она вместе с супругом проводит вечер памяти брата Иосифа Муньоса-Кортеса — хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери, мученически убиенного в Афинах в 1997 году. В этом году встреча состоится в храме святого князя Владимира в Тушине.
Разговор с Кирой Лаврентьевой — о памяти, которая соединяет поколения, о людях, сумевших сохранить верность Богу и Отечеству, о тех, чьи жизни становятся для нас живыми уроками веры.
Также разговор шел о том, почему современному человеку не хватает идеалов и как говорить о Христе со светскими людьми — просто, по-человечески, без назидания, но с любовью.
Вспоминая брата Иосифа и тех, кто жил в духе служения, Ксения Волкова говорила о внутренней аскезе, о верности, которую не видно снаружи, и о том свете, который остаётся после встречи со святыми людьми.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели