Послание к Филиппийцам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла

* Поделиться

Флп., 243 зач., II, 24-30.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Задумывались ли вы, дорогие слушатели, почему служители Церкви живут на пожертвования — вместо того, чтобы самостоятельно зарабатывать на хлеб насущный, как это делают все остальные? Во 2-й главе послания к жителям Филипп, отрывок из которой читается сегодня за литургией в православных храмах, апостол Павел даёт нам ответ — давайте его послушаем.

Глава 2.

24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам.

25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей,

26 потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни.

27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали.

28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален.

29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении,

30 ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне.

Чтобы понять ответ апостола на озвученный выше вопрос о пожертвованиях как основном источнике содержания церковных служителей, надо немного понять контекст. Павел находится в Риме в заключении; из Филипп к нему направлен от лица христианской общины Епафродит с целью передать материальную помощь. Но поскольку дорога весьма протяжённая — более 1000 километров — Епафродит приходит к Павлу уже в состоянии тяжёлой болезни, близкий к смерти. Однако через какое-то время он всё же восстанавливается — и теперь Павел отправляет его обратно в Филиппы, чтобы передать это послание. При этом он подчёркивает самоотверженность служения Епафродита, не взирающего ни на какие угрозы жизни, чтобы послужить Павлу, находящемуся в лишениях и скорбях. Святитель Иоанн Златоуст так комментирует эти слова апостола: «Нерешительный никогда не может сделать ничего благородного; кто заботится о безопасности здесь, тот необходимо лишается её в будущем».

Дальше Златоуст своё толкование разворачивает в новом направлении. Обращая внимание на последние слова сегодняшнего чтения о том, что Епафродит восполняет недостаток услуг Филиппийцам Павлу, Златоуст пишет: «Потому не будем и мы высокоумствовать, когда что-либо даём святым, и не будем думать, что в этом случае мы им дарим. Мы обязаны делать это святым, и ничего им не дарим. Как состоящим в войске и ведущим войну остающиеся на мирном положении и не участвующие в войне обязаны доставлять содержание, — потому что те стоят за них, — так и здесь».

И далее святитель Иоанн в красках описывает свою боль о том, что дела Церкви делаются «по остаточному принципу» — в то время, как дела житейские, мирские — с вдохновением, максимальным участием и избыточно щедро финансируются. Он задаётся вопросом: но почему же Сам Бог не хочет прямым образом, без посредников, помогать Своим служителям? Ответ святителя — блестящий: «Бог питает их через тебя, чтобы ты освятился. И заметь избыток человеколюбия. Он благоволил быть ученикам Своим уничижёнными, чтобы ты сколько-нибудь воодушевился».

Вот какой важный урок преподносит нам сегодня святитель Иоанн Златоуст в своём толковании послания: в том-то и заключается премудрость Божия и Его забота в равной степени и о церковных служителях, и о способных благотворить, чтобы люди помогали друг другу, чтобы избытком одних восполнялся недостаток других — и таким образом сами люди чувствовали свою полную ответственность за то, чем и как они живут.

Помоги же нам, Господи, не уставать взрослеть в своём отношении друг ко другу, учиться быть щедрыми и с радостью помогать тем, кто этой помощи ожидает!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем