
Фото: Peter Law / Unsplash
Четой, одарённой красотою, увенчанной добродетелями и любовью, называл своих родителей Георгий Машурин — подвижник 19 века, известный как затворник Задонский. По одним сведениям, он не принимал монашеского пострига; по другим — получил его тайно, с именем Стратоник. Как бы то ни было, доподлинно известно, что почти всю свою жизнь Георгий Машурин провёл в стенах Задонского монастыря, и многие люди приезжали к нему за духовными советами и наставлениями.
Георгий говорил, что примером живой и глубочайшей любви к Богу для него всегда была мать. Отец подвижника, вологодский дворянин Алексей Машурин, скончался ещё до рождения сына. Неизвестные злодеи по ошибке, приняв супруга Анны за кого-то другого, до смерти избили его. Ребёнок появился на свет вскоре после трагического события. Ещё до его рождения, когда жив был супруг, Анне во сне явился священник. Он протянул женщине образ великомученика Георгия Победоносца и сказал: «Бог даст тебе сына». Проснувшись, Анна рассказала своё видение мужу. Вместе они радовались и благодарили Бога.
Когда мальчик родился, Анна назвала его в честь святого Георгия. Она продала имение и вместе с сыном переехала за город, в маленький домик рядом с храмом святителя Николая, на кладбище которого был похоронен её дорогой супруг. Анна была ещё молода, хороша собою, и родственники уговаривали её снова выйти замуж. Но женщина и слышать об этом не хотела. Всю себя она посвятила воспитанию сына.
Каждое воскресенье Анна брала мальчика с собою в храм. Сначала приносила на руках, а когда Георгий подрос и научился ходить, то сам с радостью бежал на Литургию, обгоняя мать. Анна разъясняла мальчику смысл церковной службы, учила внимательно слушать слово Божие. Когда они возвращались домой из церкви, устраивала что-то вроде игры: спрашивала Георгия, какое сегодня на Литургии было чтение из Евангелия, а потом отвечала на его вопросы, объясняя непонятное. Или давала мальчику денег и говорила: «Они твои собственные: что ты с ними сделаешь? Купишь конфеты? Или, может быть, отдашь нищим, которые просят ради имени Христова?» И радовалась, когда ребёнок выбирал милостыню. Чем старше становился Георгий, тем чаще Анна замечала, что весёлым посиделкам со сверстниками её сын предпочитает чтение Священного Писания или других назидательных книг. Не раз говорил Георгий и о том, что в будущем хотел бы стать монахом. Но, как представителю дворянского сословия, прежде ему предстояло исполнить свой долг перед Отечеством. В 1807 году, когда юноше исполнилось 18 лет, он был зачислен в Лубенский гусарский полк в звании юнкера. Мать со слезами на глазах благословила сына на военную службу, наказав ему всегда оставаться твердым в вере. Анна отпускала сына, и какое-то смутное предчувствие в душе говорило ей, что она видит его в последний раз.
Так и произошло. Вскоре молодой человек получил известие о кончине своей нежно любимой матери. Это событие укрепило его желание стать монахом. Окончив службу и отказавшись от дальнейшей карьеры военного, он отправился в Задонский монастырь. Там, в маленькой келье, в строгом посте и молитвах, пройдёт вся его жизнь. Георгий Машурин, затворник Задонский, будет часто вспоминать свою дорогую матушку и благодарить её за материнскую любовь и нежность, и за то, что собственным духовным примером и руководством она помогла сыну найти в жизни правильный путь.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 58. Богослужебные чтения
                                    
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Христос по просьбе Своих апостолов дал им ту молитву, которая стала основой всех прочих христианских молитв. Речь идёт о молитве Господней, более известной по её начальным словам в церковнославянском переводе: «Отче наш». Эта молитва, помимо своего значения для христиан, суммировала весь молитвенный опыт ветхозаветного человечества. Впитала она в себе и звучащий сегодня в православных храмах во время богослужения 58-й псалом. Давайте его послушаем.
Псалом 58.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его.
2 Избавь меня от врагов моих, Боже мой! защити меня от восстающих на меня;
3 избавь меня от делающих беззаконие; спаси от кровожадных,
4 ибо вот, они подстерегают душу мою; собираются на меня сильные не за преступление моё и не за грех мой, Господи;
5 без вины моей сбегаются и вооружаются; подвигнись на помощь мне и воззри.
6 Ты, Господи, Боже сил, Боже Израилев, восстань посетить все народы, не пощади ни одного из нечестивых беззаконников:
7 вечером возвращаются они, воют, как псы, и ходят вокруг города;
8 вот они изрыгают хулу́ языком своим; в устах их мечи: «ибо», думают они, «кто слышит?»
9 Но Ты, Господи, посмеёшься над ними; Ты посрамишь все народы.
10 Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой.
11 Бог мой, милующий меня, предварит меня; Бог даст мне смотреть на врагов моих.
12 Не умерщвляй их, чтобы не забыл народ мой; расточи их силою Твоею и низложи их, Господи, защитник наш.
13 Слово языка их есть грех уст их, да уловятся они в гордости своей за клятву и ложь, которую произносят.
14 Расточи их во гневе, расточи, чтобы их не было; и да познают, что Бог владычествует над Иаковом до пределов земли.
15 Пусть возвращаются вечером, воют, как псы, и ходят вокруг города;
16 пусть бродят, чтобы найти пищу, и несытые проводят ночи.
17 А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего.
18 Сила моя! Тебя буду воспевать я, ибо Бог — заступник мой, Бог мой, милующий меня.
Только что нами услышанный псалом появился как реакция будущего царя Давида на гонения, воздвигнутые на него Саулом. Библия сообщает нам, что отношения Саула и Давида были очень непростыми, и в этом не было вины Давида, проблема была в Сауле.
Псалом не называет имени Саула, он не перечисляет его действий против Давида, псалом ищет того же, к чему стремится и молитва Господня, — чтобы благая и всесовершенная воля Божия осуществилась на земле, а копошение в чужих грехах достижению этой цели отнюдь не способствует. Конечно, мы привыкли к словам «Отче наш» и зачастую произносим их без особого внимания и погружения в смысл, 58-й псалом может помочь нам вернуть свежесть восприятия молитвы Господней.
Для этого нам достаточно поразмышлять лишь над одной строкой псалма: «Сила — у них, но я к Тебе прибегаю, ибо Бог — заступник мой» (Пс. 58:10). В этом стихе мы видим две крайне важных мысли: во-первых, Давид исповедует пред Богом осознание собственного бессилия перед лицом врагов, а во-вторых, Давид всю свою надежду возлагает на Бога. В практическом смысле эти слова означают вовсе не отказ от борьбы с дальнейшим принятием неизбежного, нет, они свидетельствуют о противоположном: Давид будет бороться, но делать он это станет без какого-либо нарушения воли Божией. Сила противников Давида базируется не на праведности, они идут по пути греха, Давид же действует противоположным образом — он предпочитает силе греха слабость праведности, зная, что через его праведность Бог проявит Свою силу. Собственно, это и есть практическое осуществление одного из прошений молитвы Господней: «да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10).
Людям часто кажется, что они лучше понимают собственные нужды и то, каким образом можно достичь своих целей. Кажется, будто бы воля Божия не может быть осуществлена на земле без наших человеческих корректировок данных Богом заповедей. Давид так не думал, он без страха и сомнений шёл туда, куда мало кто рискует идти: к совершенному и безоговорочному доверию Богу. И Бог, как мы знаем, не посрамил Своего служителя.



 



