
Апостол Павел
Флп., 241 зач., II, 12-16.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Иногда я слышу такое утверждение, что чем больше мы поступаем вопреки своей воле — тем больше упражняемся в следовании воле Божией. Другими словами, Бог по отношению к нам — всегдашний антагонист, или, если сказать ещё конкретнее — враг, противник. Соответственно — если принять такую точку зрения — единственно правильная позиция христианина — это полная, стопроцентная и безоговорочная, капитуляция перед Богом как более сильным, могущественным и ресурсным. Так ли это или нет — мы с вами узнаем из 2-й главы послания апостола Павла к Филиппийцам, отрывок из который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 2.
12 Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение,
13 потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению.
14 Всё делайте без ропота и сомнения,
15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился.
Как вам ответ на вопрос о том, является ли воля Божия всегда противоположной человеческой? Похож ли Бог — как его понимает апостол — на «вековечного врага», только и думающего, чего бы ещё неприятного придумать для каждого из нас? Конечно же, нет. Апостол однозначно свидетельствует: всё то самое доброе, самое лучшее, самое правильное и красивое, что делает каждый из нас, — делается не вопреки Богу, а именно благодаря Ему, и является Его отражением, Его проявлением в нашей будничной жизни.
Важнейший вывод, который мы призваны сделать из сегодняшнего чтения вот какой: Бог — не антагонист, не враг, который получает удовольствие только тогда, когда окончательно сломит волю своего противника. Бог — не враг нам, Он абсолютно «за нас». Но это не значит, что Он отождествляет нас со всем нашим «скарбом» грехов и ошибок, дурных привычек и страстей. Как это ни прозвучит странно, Он знает нас гораздо лучше, чем мы сами: потому что только Он до конца понимает, какими замечательными, уникальными цветами в Его саду мы можем стать — но только при одном условии: что мы не будем вредничать, не будем Ему мешать быть нашим «садовником».
Хотелось бы привести такую аллегорию. Тот, кто любит работать на земле, знает, насколько важно правильное освещение растения. Если культура светолюбивая, посадив её в тень, результат будет печальный. Но стоит высадить на открытое место, обеспечить надлежащий уход, полив, подкормку, вовремя выпалывать сорняки — и вскоре можно будет насладиться тем, как растение раскроет весь свой потенциал и порадует рачительного и заботливого хозяина!
Бог для души человека — то же самое, что и солнце для растений. Солнечный свет не «подменяет» собой тюльпан, или гиацинт, или розу — но проявляет саму природу конкретного растения так, как оно и было заложено в его природу. Однако если накрыть наливающийся бутон чёрным ящиком, изолировав его от солнца — растение, может, и не погибнет — но будет изуродовано острой нехваткой света, и, конечно же, уже не расцветет.
Когда апостол говорит, что «Бог производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению» — он утверждает, что лучи Его света и тепла, принимаемые нами, дают силу прорасти в нашей душе тем добродетелям, которые Он же Сам в нас и вложил. От нас, в общем-то, не так много и требуется: не мешать, не капризничать, внимательно следовать за движением небесного светила и благодарно принимать всё то, что Он нам ниспосылает. Это и будет той самой заповеданной святыми отцами «синергией» — соработничеством — между человеком и Богом — только в состоянии которой человек будет сиять и лучиться полнотой бытия.
Не воспринимать волю Божию как враждебную нам — но и быть готовым «потерпеть» нашего Небесного Садовника, когда Он что-то делает не так, как мы хотели бы, — это и есть самый работающий рецепт христианского образа жизни!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Марфо-Мариинский женский монастырь — Владивосток

Фото: Piqsels
Ансамбль Марфо-Мариинского монастыря появился во Владивостоке в конце девятнадцатого века как архиерейское подворье. Комплекс зданий в живописной долине реки Седанки построили для первого епископа Владивостокской епархии, Евсевия (Никольского). Рядом с домом архипастыря возвели церковь, посвящённую его небесному покровителю — священномученику Евсевию Самосатскому, а также храм-часовню во имя Александра Невского. При подворье отрылись церковно-приходская школа и учительская семинария для подготовки преподавателей.
Святитель Евсевий возглавлял Церковь во Владивостоке почти двадцать лет. За это время в епархии было построено сто семьдесят храмов и начало действовать более ста образовательных учреждений. С благословения владыки на Дальнем Востоке учредили Камчатское православное братство. Благодаря этой организации дети коренных северных народов обучались грамоте и ремёслам. В таёжной глубинке появились больницы с бесплатными лекарствами.
В 1917 году Евсевий (Никольский) отправился в Москву, чтобы принять участие во Всероссийском поместном соборе. Вернуться на Дальний Восток владыке помешали революция и вспыхнувшая вслед за ней гражданская война. Архиерейское подворье на реке Седанке безбожные власти национализировали. На территории комплекса в разные годы размещались школа для малолетних преступников, кинотеатр и ремонтные мастерские.
В 1989 году архитектурный ансамбль, созданный епископом Евсевием, вернули Русской Православной Церкви. Здесь открылась Марфо-Мариинская обитель милосердия, которая вскоре была преобразована в женский монастырь. Его насельницы с помощью благотворителей восстановили и отреставрировали здания архиерейского подворья.
Возродили сестры Марфо-Мариинского монастыря и традиции милосердия, заложенные при владыке Евсевии (Никольском). Монахини посещают пациентов «Приморской детской туберкулезной больницы», «Дома ветеранов и пенсионеров», клинической больницы № 2 Владивостока, ухаживают за больными на дому и оказывают молитвенную помощь всем, кто об этом попросит.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Подражание святым. Алёна Боголюбова

Прочитала как-то у преподобного Варсонофия Оптинского поучение, в котором он называл подражание святым, чьи имена мы носим, «нашей обязанностью».
При крещении мне дали имя в честь святой равноапостольной Елены. Я часто ей молюсь и перечитываю житие, но сказать, что следую её примеру, конечно, не могу. Равноапостольная Елена жила в третьем — четвёртом веках от рождества Христова, в период гонений христиан. Она строила храмы и монастыри, помогала бедным. Именно она нашла Крест, на котором распяли Господа нашего Иисуса Христа. И это обретение положило начало празднику Воздвижения Креста Господня.
Читая житие, я понимала, что мне до моей святой не просто очень далеко, а я вообще не представляю, что значит подражать личности такого масштаба. Но старец Варсонофий уточнял, что за основу нужно брать конкретную добродетель и приводил в пример преподобного Макария Оптинского, который в основу подвига положил смирение, так отличавшее его святого — Макария Великого. Передо мной встал вопрос: как определить добродетель, на которую я могу ориентироваться? И ответить на этот вопрос мне помог сын, которому тогда было 5 лет.
Разглядывая красный угол, он спросил, а чем прославились святые, изображенные на наших иконах? Я взяла в руки образ святителя Луки Крымского, приложилась к нему и, как могла попыталась ему объяснить:
— Когда врачи бессильны, люди обращаются к нему и даже в безнадёжных ситуациях многие получают исцеление. А это — святой праведный Иоанн Кронштадтский, — сказала я, заметив, на какую икону смотрит мой сын, — Он помогал бедным, имел дар исцелять больных.
Ребёнок слушал с интересом, но вдруг прильнул к иконе святой равноапостольной Елены и спросил:
— А какой дар был у твоей святой?
И я стала рассказывать о той великой пользе, которую она принесла всем христианам. Но у 5-летнего мальчика всё это не вызывало такой реакции, как рассказ о дарованиях святителя Луки Крымского и праведного Иоанна Кронштадтского.
Зато, когда я сказала, что она была мамой Константина Великого —правителя, который сделал христианство разрешённой религией, — глаза сына вдруг загорелись.
На основе этого факта ребёнок сделал простой вывод: к святой равноапостольной Елене можно обращаться, цитирую: «Чтобы воспитать хорошего сына...»
Я стала размышлять. О чём я чаще всего молю свою святую? О благополучии семьи. Обращаюсь к ней как мама к маме. Это и есть та самая добродетель, которую я могу и хочу взять за основу, и подражать ей именно в этом.
Воспитать хорошего ребёнка — значит стать хорошим родителем. По моему мнению, святая равноапостольная Елена — это, прежде всего, пример хорошей мамы. И не потому, что её сын стал великим, а потому что она помогла ему прийти ко Христу. Как именно? Своим примером.
Автор: Алёна Боголюбова
Все выпуски программы Частное мнение
22 октября. О власти, данной Господом христианам

В 10-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа апостолам: «Даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам».
О власти, данной Господом христианам — священник Максим Пустовый.
Апостолам и нам с вами дана власть и предоставлена свобода действий пользоваться этой властью и попрать, то есть уничтожить, условных духовных змей и скорпионов, или пренебречь даром и произвольно подчиниться страстям.
Под именем змей святые отцы, конечно же, разумеют начинания греховные, а под именем скорпионов — прикрытые, может быть, наружностью, непорочностью и даже добром, те же самые грехи.
Власть, данная Господом Его семидесяти ученикам и апостолам, дана всем христианам, и мы должны ею пользоваться. Как именно? Посекать именем Иисуса головы, или главы, то есть начальные проявления греха в мыслях, мечтаниях или ощущениях, и уничтожить в себе владычество дьявола над нами, уничтожить всё его влияние на нас, стяжать, то есть приобрести, духовную свободу.
А основанием для этого подвига будет благодать Святого Крещения. Оружием для этого подвига пусть будет моление именем Иисуса Господа, Спаса нашего Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема