
По столичному Никитскому бульвару шагала весёлая стайка ярко одетой молодёжи. Прохожие оборачивались, кто-то кричал: «Стиляги идут!» На дворе было начало пятидесятых годов ХХ века. Но компания не замечала пристальных взглядов. Ребята были поглощены беседой — обсуждали недавнюю премьеру в театре Вахтангова. О чём же ещё могут говорить, собравшись вместе, студенты театральных вузов столицы? Впрочем, один из них — рыжеволосый парень в клетчатом пиджаке — всё больше молчал и смотрел на красивую девушку в белом брючном костюме, с тёмными локонами, подстриженными по последней моде. Она тоже изредка бросала на него взгляд выразительных голубых глаз. «Какая вы хорошенькая!» — вдруг невольно вырвалось у молодого человека. Девушка улыбнулась. Так познакомились будущие супруги — Майя Менглет и Леонид Сатановский.
Известные актёры театра и кино прожили в браке шестьдесят лет. Они поженились через несколько месяцев после знакомства. Майе тогда было восемнадцать, а Леониду — двадцать один. Она училась в Школе-Студии МХАТ, он — в Щукинском театральном институте. Молодые люди очень быстро поняли, что по-настоящему любят друг друга. Во время одной из прогулок по Москве они проходили мимо ЗАГСа. Зашли и подали заявление. Вскоре Майя и Леонид тихо, безо всякой помпы, расписались. Когда в тот день они появились на пороге квартиры Менглетов в Харитоньевском переулке и сообщили эту радостную новость, отец Майи хохотал до слёз. Леонида озадачила такая бурная и неожиданная реакция тестя. Зато Майя всё прекрасно поняла. В детстве она любила секретничать с отцом, сидя в кладовке на старом сундуке. И однажды категорично заявила: «Знаешь папа, а я рыжих не люблю. Никогда не выйду замуж за рыжего». И вот он, её муж, собственной персоной — с огненно-рыжей шевелюрой!
Молодожёны поселились в однокомнатной квартире родителей Майи. Через три года у них родился первенец — сын Алёша. Менглет вспоминала: «На восемнадцати квадратных метрах нас было пятеро: папа, мама, я с мужем и сыном! Но как говорится, в тесноте, да не в обиде». Родители Майи Георгиевны во всём поддерживали молодую семью — помогали ухаживать за малышом, а если между супругами вдруг возникали споры, всегда выступали в роли миротворцев. Леонид уже работал в театре имени Станиславского, Майя заканчивала четвёртый курс института. Вскоре после рождения ребёнка Менглет пригласили на главную роль в картину режиссёра Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Эта киноработа сделала её настоящей знаменитостью. Прохожие на улицах просили автограф, Майя получала мешки писем от благодарных зрителей. Её называли «советской Софи Лорен». Но актриса намного комфортнее чувствовала себя в роли домохозяйки, чем кинозвезды. «Я всё так же чистила картошку, стирала и варила борщи. Семья была на первом месте», — рассказывала Майя Георгиевна.
В то же время для обоих супругов сцена была огромной и неотъемлемой частью их жизни. В театре имени Станиславского они служили зрителям более сорока лет.
В конце жизни Леонид Моисеевич тяжело заболел, и Майя Георгиевна каждую минуту была рядом с ним. Она буквально жила в больнице. «Лёня привык к моей заботе и любви, как же я его оставлю здесь одного?» — говорила она. И не оставила. Леонид Моисеевич ушёл, держа за руку любимую супругу, с её именем на устах.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема